Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Открытый урок по русскому языку ,4 класс
Тема урока: Общие сведения о местоимении, как части речи.
Цель: формировать знания о местоимении, как части речи.
Задачи: учить определять род, число, лицо местоимений; заменять местоимением имя существительное;
развивать мышление, внимательность, орфографическую зоркость;
воспитывать культуры поведения.

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование, наглядность, ТСО:
Ход.
1.Организационный момент.
2. Подготовка к работе. Определение команд. Выбор командира.
3. Мотивация к уроку.
1. – Наш девиз: не смотря ни на что – у нас всё хорошо!
-Ок, - ок, -ок – начинается урок!
- Ова, - Ова, -ова – к работе всё готово!
4. Работа в тетради.
- Запишем число. Классная работа, с проговариванием орфографических правил.
-Пятнадцатое пишется через я, проверка – пять. Пишем без мягкого знака.
- Декабря – безударная е – запоминаем, безударная а – декабрь.
Классная – удвоенная с. Работа – безударная а, от слова раб.
- Что можно сказать о сегодняшнем дне? Составьте текст. Какой это текст? Сообщение.
-Сегодня 15 декабря, 15 день зимы, вторник, второй день недели, 350-тый день года.
Чья команда больше расскажет об этом дне – 1 балл.
- Что вы ждёте от этого дня? От этого урока? Запишите в тетрадь, начиная со слов:
Я жду …
- Проверьте своё предложение. К нему мы вернёмся в конце урока.
-Назовите основу предложения. Как вы называли себя? (Я). На что указало слово я? (На говорящее лицо). Одно или много лиц? Я это кто? (Предмет). Если предмет, то какая часть речи? А слово я?
- Что вы знаете про местоимение? При помощи какого слова я обратилась к классу? - оценить ответ. Поставьте себе оценку в оценочный лист.

5. Чистописание. (Слайд)
Посмотрите на эти буквы: А, Л, М.
1. Что можно рассказать о данных буквах - звуках?
2. Схожи:_____________. Различие___________________.
3. Какая лишняя буква? Почему? М= два одинаковых элемента.
4. За логику, наблюдательность – 1 балл команде
5. Придумать и написать интересное соединение данной буквы. Записать на доске.
6. Выбор интересного написания, запись в тетрадь.
7. За интересное написание – 1 балл.
- Оцените чистописание. Поставьте себе оценку в оценочный лист.
- Почему мы выбрали букву М? Потому что тема урока начинается с этой буквы.
6. Объявление темы урока. Тема нашего урока называется: ? Отгадайте слово: стоимениеме местоимение.

7. Словарная работа.
1) - Я приготовила словарную работу, но какая – то грызуля откусила начало слов. Восстановите их: ..ртрет, ..стница, ..чтальон, ..льто, ..говица, ..поги, .ерила, ..тница, …аздник, …фессия, .есело, ..анино, …зидент, ..шеница. (Слайд)
-Проверим, верно ли восстановили?
Портрет, лестница, почтальон, пальто, пуговица, сапоги, перила, пятница, праздник, профессия, весело, пианино, президент, пшеница. (Слайд)
Первой команде – 1б.
2) Придумайте стишок для запоминания этих слов, запишите слова. У доски представители команд.
3) Работа в парах. Проверка написанных слов.
- Пока я проверяю слова на доске, обменяйтесь тетрадями, оцените работу.
14-13 -5; 12-11-4; 10-7-3; меньше 7-2
- Поставьте оценку в свой оценочный лист.
4. Работа над темой урока.
1. Разбиение слов по родам. Правила определения рода.
-На какие группы можно разделить словарные слова? Муж. род, жен. род, ср. род.
- Назовите слова муж.р; жен.р.; ср.р. (слайд № )
- Как вы это сделали? При помощи слов: он, она, оно. Какое число предметов обозначают эти слова?
- Какие слова остались? Сапоги, перила. Какого они рода? Почему невозможно определить род? Обозначают множественное число. Значит, у слова оно определим число, а не род.
- Что обозначают эти слова? Как они называются? Сделайте вывод. Опрос уч-ся
Заполнить карту на доске.
Местоимение
Помогают определить род + Заменяют имя существительное + Изменяются по родам +
Он, она, оно, они – одуш. и неодуш. Нельзя использовать одни местоимения. Изменяются по лицам

Этими словами заменили какую часть речи?
2. Работа над предложениями.
- Составьте предложения, используя как можно больше словарных слов.
- Выслушивание предложений. Лучшее записать.
- Комментированная запись предложения на доске, с проговариванием орфограмм. Синтаксический разбор. Определение частей речи.
- Назовите подлежащее в предложении. Замените его местоимением, прочитайте что получилось?
- Какая роль местоимений? Могут заменять существительные.
3. Работа в тетрадях. Письмо под диктовку.
Запишите предложение: Она рассказала им о ней.
Что заметили? Почему получились разные ответы? О чём и о ком говорится? Можно ли понять смысл? Можно ли говорить одними местоимениями? Исправьте это предложение. Запишите сами. Прочитать предложение: Девочка рассказала детям о собаке. Мама рассказала малышам о мышке.
4. Работа по карточкам в командах. (слайд)
- Прочитайте предложения, в них недочёт. Ответьте на вопросы.
- Какое слово заменили? На какой вопрос отвечает это слово? Какое местоимение использовали?

Исправьте недочёт: 1 команда. Человек приручил животных. Человек заставил животных служить людям.
2 команда. На поляне рос тополь. Тополь был старый.
3 команда. Сорока громко стрекочет. Так сорока предупреждает об опасности.
4 команда. На столе лежала книга. Книга была старая и толстая.

Вывод: На какие вопросы отвечали имена существительные? Какие это существительные? (одушевлённые и неодушевлённые). Значит, какими бывают местоимения? (одушевлённые и неодушевлённые).

7 Работа с учебником. Определение местоимений.
Какие местоимения вы знаете?
Отгадайте загадки, назовите их.
Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы - мы – ты)
Когда два местоимения портят дорогу? (Когда на дороге я - мы)
Какое местоимение читается вперёд и назад? Оно.
1. Прочитайте вывод в учебнике на странице 150.
2. Что вы знаете о местоимениях?
8.Самостоятельная работа в группах.
1 группа:
Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы
В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н(а.о)х(а,о)дить гнёзда диких пчёл. Птич…ку з(а,о)вут мёдоука(з,с)чиком.

2 группа:
Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы
Ч(а,я)й нельзя считать тр(а,о)вой. Ч.(а,я)й делается ( из) лист…ев ч(а,я)йного дер(е.и)ва

3 группа:
Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы
Мангуст ло(в,ф)ко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех м(е,и)стах, где змеи з(а,о)п(а,о)лзают ( в) д(о.а)ма.
Проверка: фронтальный опрос.
Оцените свою работу. Поставьте оценку в свой лист.

9. Рефлексия
Графический диктант (+,-)
( У доски представители команд) Слайд
1..Местоимение - часть речи.
2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
3.Он - местоимение.
4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.
5.Личные местоимения заменяют имена существительные.

Проверка с доски Слайд
- Поднимите руку, кто выполнил правильно.
-Поднимите руку, кто допустил одну ошибку.
- Кто не справился с заданием?
Оцените свою работу. Поставьте оценку в оценочный лист.

10.Подведение итогов урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какое задание было интересно выполнять?
- Что показалось вам трудным?
- Прочитайте свои предложения, которые составили в начале урока. Достигнута ли цель?
Назовите свои оценки. Сдайте оценочные листы.

11. Домашнее задание:
стр. 149-151 правила уч., упр. 324.
Категория: Начальная школа | Добавил: tamaramylnikova62 (2016-01-08) E
Просмотров: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru