Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Борисова Ольга Александровна, учитель начальных классов ОШ №5 г. Аксай, ЗКО
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,«однокоренные слова»; учить находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать наблюдательность ,память, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор (слайды с дидактическим материалом), экран, аудиозапись сказки, толковый словарь В.И. Даля.

Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.
Родной язык – святой язык
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем
Богатстве я постиг!
Эти слова являются эпиграфом нашего урока.
Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Слайд №2
Рр ря ор
рябина (характеристика этого слова)
3. Проблемная ситуация. Слайд №3
- Попробуйте найти общую часть по составу этих слов?
• Рябина
• Рябинка
• Рябинушка
• Рябиновый
• Рябинник – заросль деревьев рябины
• Рябинник – большой серый дрозд
- Вот таким знаком ∩ в русском языке выделяют общую часть слов.
- Обозначьте в словах общую часть или можно сказать «выделите корень слова»
4. Слово учителя. Определение темы и цели урока.
- Путём логических рассуждений мы определили тему сегодняшнего урока русского языка. Тема урока: корень слова, однокоренные слова.
- Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.
5. Объяснение новой темы. Словарно-лексическая работа. Работа со слайдами. Работа по учебнику. Слайд №4
- Как вы понимаете это выражение? (Это значит, что надо смотреть на самое важное.)
Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд) Слайд №5:

- Какое значение имеет слово «корень»? (работа со словарем В.Даля) Слайд №6
Корень- это
1) Подземная часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ.
2) Начало, источник чего-нибудь.
3)В грамматике - часть основы слова, в которой заключено его значение.
- Подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня?
(Однокоренные или родственные.) Слайд №7, №8
Вывод:


- А что же такое корень слова?
Вывод:

6. Физминутка для глаз. Слайд №9
7. Выборочно-распределительная работа.
- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем: - сад
Выдели в словах корень.
Проверка выполненного задания. Слайд №10
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень? Слайд №11
Вывод:

8. Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Самостоятельная работа.
- Прослушайте сказку В. Волиной «Чужак» (звучит аудиозапись). Найдите в тексте однокоренные слова.
- Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.

Проверка задания. Слайд №10
Вода подводник водицей водолаз водопадом водомерка
водорослями водичка водяной воду воды
- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.
Проблемный вопрос:
- Какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода? (Водитель)
Вывод. (Составление опорной схемы.) Слайд №11
Признаки однокоренных слов:
- имеют общую часть
- близки по смыслу

9. Учебно-познавательная игра «Найди родственника». Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата.
В классе развешаны карточки со словами:
Снег подснежник сокол сок гусь гусыня соколиный гусеница
- Сейчас мы проведём игру «Найди родственника»
- Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ. Слайд №12
Вывод:

10. Итог урока. Контроль и оценка результатов деятельности.
- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
- Что такое корень слова? Как правильно определить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными? Каковы признаки однокоренных слов?
- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Домашнее задание: - Выучить правило.
На выбор:
Категория: Начальная школа | Добавил: Wolfdeath (2016-01-19) | Автор: Борисова Ольга Александровна E
Просмотров: 181 | Комментарии: 2 | Теги: shjfm | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-01-22, 8:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1492]
Школьный психолог [505]
История [717]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [210]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [249]
Английский язык [788]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1159]
Химия [381]
Классному руководителю [640]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1782]
Краеведение [93]
Начальная школа [3950]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [360]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [625]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1171]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [525]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [105]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [20]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru