Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Борисова Ольга Александровна, учитель начальных классов ОШ №5 г. Аксай, ЗКО
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,«однокоренные слова»; учить находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать наблюдательность ,память, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор (слайды с дидактическим материалом), экран, аудиозапись сказки, толковый словарь В.И. Даля.

Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.
Родной язык – святой язык
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем
Богатстве я постиг!
Эти слова являются эпиграфом нашего урока.
Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Слайд №2
Рр ря ор
рябина (характеристика этого слова)
3. Проблемная ситуация. Слайд №3
- Попробуйте найти общую часть по составу этих слов?
• Рябина
• Рябинка
• Рябинушка
• Рябиновый
• Рябинник – заросль деревьев рябины
• Рябинник – большой серый дрозд
- Вот таким знаком ∩ в русском языке выделяют общую часть слов.
- Обозначьте в словах общую часть или можно сказать «выделите корень слова»
4. Слово учителя. Определение темы и цели урока.
- Путём логических рассуждений мы определили тему сегодняшнего урока русского языка. Тема урока: корень слова, однокоренные слова.
- Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.
5. Объяснение новой темы. Словарно-лексическая работа. Работа со слайдами. Работа по учебнику. Слайд №4
- Как вы понимаете это выражение? (Это значит, что надо смотреть на самое важное.)
Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд) Слайд №5:

- Какое значение имеет слово «корень»? (работа со словарем В.Даля) Слайд №6
Корень- это
1) Подземная часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ.
2) Начало, источник чего-нибудь.
3)В грамматике - часть основы слова, в которой заключено его значение.
- Подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня?
(Однокоренные или родственные.) Слайд №7, №8
Вывод:


- А что же такое корень слова?
Вывод:

6. Физминутка для глаз. Слайд №9
7. Выборочно-распределительная работа.
- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем: - сад
Выдели в словах корень.
Проверка выполненного задания. Слайд №10
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень? Слайд №11
Вывод:

8. Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Самостоятельная работа.
- Прослушайте сказку В. Волиной «Чужак» (звучит аудиозапись). Найдите в тексте однокоренные слова.
- Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.

Проверка задания. Слайд №10
Вода подводник водицей водолаз водопадом водомерка
водорослями водичка водяной воду воды
- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.
Проблемный вопрос:
- Какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода? (Водитель)
Вывод. (Составление опорной схемы.) Слайд №11
Признаки однокоренных слов:
- имеют общую часть
- близки по смыслу

9. Учебно-познавательная игра «Найди родственника». Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата.
В классе развешаны карточки со словами:
Снег подснежник сокол сок гусь гусыня соколиный гусеница
- Сейчас мы проведём игру «Найди родственника»
- Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ. Слайд №12
Вывод:

10. Итог урока. Контроль и оценка результатов деятельности.
- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
- Что такое корень слова? Как правильно определить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными? Каковы признаки однокоренных слов?
- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Домашнее задание: - Выучить правило.
На выбор:
Категория: Начальная школа | Добавил: Wolfdeath (2016-01-19) | Автор: Борисова Ольга Александровна E
Просмотров: 145 | Комментарии: 2 | Теги: shjfm | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 7:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru