Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Борисова Ольга Александровна, учитель начальных классов ОШ №5 г. Аксай, ЗКО
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,«однокоренные слова»; учить находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать наблюдательность ,память, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор (слайды с дидактическим материалом), экран, аудиозапись сказки, толковый словарь В.И. Даля.

Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.
Родной язык – святой язык
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем
Богатстве я постиг!
Эти слова являются эпиграфом нашего урока.
Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Слайд №2
Рр ря ор
рябина (характеристика этого слова)
3. Проблемная ситуация. Слайд №3
- Попробуйте найти общую часть по составу этих слов?
• Рябина
• Рябинка
• Рябинушка
• Рябиновый
• Рябинник – заросль деревьев рябины
• Рябинник – большой серый дрозд
- Вот таким знаком ∩ в русском языке выделяют общую часть слов.
- Обозначьте в словах общую часть или можно сказать «выделите корень слова»
4. Слово учителя. Определение темы и цели урока.
- Путём логических рассуждений мы определили тему сегодняшнего урока русского языка. Тема урока: корень слова, однокоренные слова.
- Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.
5. Объяснение новой темы. Словарно-лексическая работа. Работа со слайдами. Работа по учебнику. Слайд №4
- Как вы понимаете это выражение? (Это значит, что надо смотреть на самое важное.)
Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд) Слайд №5:

- Какое значение имеет слово «корень»? (работа со словарем В.Даля) Слайд №6
Корень- это
1) Подземная часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ.
2) Начало, источник чего-нибудь.
3)В грамматике - часть основы слова, в которой заключено его значение.
- Подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня?
(Однокоренные или родственные.) Слайд №7, №8
Вывод:


- А что же такое корень слова?
Вывод:

6. Физминутка для глаз. Слайд №9
7. Выборочно-распределительная работа.
- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем: - сад
Выдели в словах корень.
Проверка выполненного задания. Слайд №10
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень? Слайд №11
Вывод:

8. Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Самостоятельная работа.
- Прослушайте сказку В. Волиной «Чужак» (звучит аудиозапись). Найдите в тексте однокоренные слова.
- Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.

Проверка задания. Слайд №10
Вода подводник водицей водолаз водопадом водомерка
водорослями водичка водяной воду воды
- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.
Проблемный вопрос:
- Какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода? (Водитель)
Вывод. (Составление опорной схемы.) Слайд №11
Признаки однокоренных слов:
- имеют общую часть
- близки по смыслу

9. Учебно-познавательная игра «Найди родственника». Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата.
В классе развешаны карточки со словами:
Снег подснежник сокол сок гусь гусыня соколиный гусеница
- Сейчас мы проведём игру «Найди родственника»
- Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ. Слайд №12
Вывод:

10. Итог урока. Контроль и оценка результатов деятельности.
- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
- Что такое корень слова? Как правильно определить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными? Каковы признаки однокоренных слов?
- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Домашнее задание: - Выучить правило.
На выбор:
Категория: Начальная школа | Добавил: Wolfdeath (2016-01-19) | Автор: Борисова Ольга Александровна E
Просмотров: 620 | Комментарии: 2 | Теги: shjfm | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 5:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru