Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения по сказке В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"
Литературное чтение
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок)
Цель урока: знакомство учащихся с творчеством В.Ф. Одоевского и научно -
познавательной литературной сказкой «Городок в табакерке».
Задачи:
- формировать интерес у учащихся к произведениям В.Ф.Одоевского;
- закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
- познакомить учащихся, при помощи сказки, с реальным устройством музыкальной шкатулки, познакомить с понятием «табакерка»;
- развивать умение анализировать произведение;
- воспитывать любознательность, целеустремленность.
Оборудование: портрет писателя, фотографии табакерок, иллюстрации к сказке,
выставка книг.
Ход урока:
I.Организационный момент:
- Здравствуйте, садитесь!
Эмоциональный настрой:
-Погладьте себя по голове,
Обнимите себя, пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу!
- Надеюсь, ваше настроение улучшилось! Теперь можно начинать урок!
II.Актуализация опорных знаний:
- Ребята, что такое сказка?(Сказка-вымышленное произведение, где описываются
различные герои, их приключения)
- Какие виды сказок вы знаете?(Бытовые, волшебные, о животных)
- На какие две группы можно разделить сказки?(Литературные, народные)
- Чем литературные сказки отличаются от народных?(Народную сказку сочинил
народ, а литературная сказка имеет автора. Литературные сказки больше по
объёму, чем народные сказки.В литературных сказках более подробно
описываются герои, события.)
III.Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Городок в табакерке», познакомимся с понятием «табакерка», исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником будет писатель Владимир Федорович Одоевский.(Учитель показывает портрет писателя)
IV.Раскрытие темы урока:
-Послушайте немного о жизни и творчестве писателя.
1.Рассказ учителя о жизни и творчестве В.Ф. Одоевского: Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница.В детях он видел будущее и очень их любил.Но
ребята любили его ещё больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или расказать интересную только что придуманную сказку.В детскую
литературу Одоевский вошёл как создатель великолепных сказок и рассказов.
Одоевским созданы такие сказки как, «Червячок», «Мороз Иванович» и рассказы
«Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный гнедко» и другие. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей. Вот с одной
из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке.
- Посмотрите на название сказки, как вы думаете, о чём пойдет речь в данной
произведение?
- А что такое табакерка? Давайте заглянем немного в историю табакерки.
2.История табакерки:
Табакерка – это небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Давно, ещё в
эпоху королей и королев, табакерка использовалась для хранения нюхательного
табака. Считалось, что нюхательный табак снимает мучительную головную боль.
Табакерки изготавливали из металла, дерева, фарфора, хрусталя, слоновой кости и
других материалов.Табакерки украшались драгоценными камнями. Табакерка была
символом богатства. Вскоре появились музыкальные табакерки, которые позже
получили названия музыкальные шкатулки. Музыкальные табакерки превратились
в особый предмет роскоши и престижа.Прежде чем понюхать табак, табакерку
держали в руках, так чтобы все могли её хорошенько рассмотреть, потом неспешно
открывали, поражая соседей, к примеру, крохотной поющей птичкой или
танцующей под музыку фигуркой девушки.(Учитель показывает иллюстрации
табакерок.)
- Вот в такой табакерке мы побываем вместе с главным героем Мишей и узнаем,как устроена музыкальная шкатулка. Но прежде, чем знакомится с произведением, проведем физкультминутку.
3.Физкультминутка:
Девочки и мальчики (руки на пояс)
Прыгают как мячики (ритмичные прыжки)
Ножками топают (топанье ногами)
Ручками хлопают (хлопки в ладоши)
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (руки вниз)
4.Показ слайдового диафильма по сказке «Городок в табакерке»:
- Давайте посмотрим слайдовый диафильм по сказке «Городок в табакерке».
5.Анализ сказки «Городок в табакерке»:
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто является главным героем этого произведения?(Мальчик Миша)
- Как выглядит табакерка, которую принес папенька?
- Как называется этот волшебный городок?(Динь-Динь)
- Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?(Колокольчики, молоточки, валик, колёса)
- С какой просьбой обратился Миша к папеньке?(Папенька, нельзя ли войти в табакерку?)
- Почему Мише хотелось попасть в табакерку?(Хотел узнать, что там делается)
- С кем Миша отправился в городок Динь-Динь?(С колокольчиком)
- Кто ещё жил в этом городке?(Колокольчики, молоточки, валик, пружинка)
- Скажите, что было главным в этом механизме?(Пружинка)
- Что будет, если сломать пружинку? (Не будет работать весь механизм)
- Какая наука изучает механизмы?(Механика)
6. Игра «Доскажи словечко»:
-Я буду читать начало предложения, а вы будете продолжать все хором.
Колокольчики говорили?... ( Динь-Динь)
Молоточки?... ( Тук-Тук)
Валик-надзиратель?... ( Шуры-муры)
Царевна-пружинка?...( Зиц-Зиц)
7. Работа с иллюстрациями:
-На доске вы видите различные иллюстрации к данной сказке, рассмотрите их
и скажите, какие эпизоды проиллюстрировал художник?
V.Итог урока:
- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог нашего занятия:
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- С какой литературной сказкой познакомились?
- Помогла ли нам сказка узнать устройство музыкальной табакерки?
- Чему учит эта сказка?(Наблюдательности, умению исследовать интересные и
сложные механизмы)
VI.Рефлексия:
- Перед нами «Дерево чувств», с помощью листочков от дерева постарайтесь
выразить своё настроение, возникшее в конце нашего урока. Хочу напомнить,
какому настроению соответствует какой цвет: голубой листочек – настроение
грустное, вам не понравился урок; зелёный листочек – настроение спокойное,
урок понравился, но многое осталось непонятным; жёлтый – настроение
радостное, урок понравился и всё было понятно.
VII.Домашнее задание:
Страница 8 – 15 читать, нарисовать рисунок на любой понравившейся эпизод.
VIII.Выставление оценок.
Категория: Начальная школа | Добавил: annafurgalovaglushko83 (2016-01-30) E
Просмотров: 2699 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 11:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru