Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения по сказке В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"
Литературное чтение
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок)
Цель урока: знакомство учащихся с творчеством В.Ф. Одоевского и научно -
познавательной литературной сказкой «Городок в табакерке».
Задачи:
- формировать интерес у учащихся к произведениям В.Ф.Одоевского;
- закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
- познакомить учащихся, при помощи сказки, с реальным устройством музыкальной шкатулки, познакомить с понятием «табакерка»;
- развивать умение анализировать произведение;
- воспитывать любознательность, целеустремленность.
Оборудование: портрет писателя, фотографии табакерок, иллюстрации к сказке,
выставка книг.
Ход урока:
I.Организационный момент:
- Здравствуйте, садитесь!
Эмоциональный настрой:
-Погладьте себя по голове,
Обнимите себя, пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу!
- Надеюсь, ваше настроение улучшилось! Теперь можно начинать урок!
II.Актуализация опорных знаний:
- Ребята, что такое сказка?(Сказка-вымышленное произведение, где описываются
различные герои, их приключения)
- Какие виды сказок вы знаете?(Бытовые, волшебные, о животных)
- На какие две группы можно разделить сказки?(Литературные, народные)
- Чем литературные сказки отличаются от народных?(Народную сказку сочинил
народ, а литературная сказка имеет автора. Литературные сказки больше по
объёму, чем народные сказки.В литературных сказках более подробно
описываются герои, события.)
III.Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Городок в табакерке», познакомимся с понятием «табакерка», исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником будет писатель Владимир Федорович Одоевский.(Учитель показывает портрет писателя)
IV.Раскрытие темы урока:
-Послушайте немного о жизни и творчестве писателя.
1.Рассказ учителя о жизни и творчестве В.Ф. Одоевского: Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница.В детях он видел будущее и очень их любил.Но
ребята любили его ещё больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или расказать интересную только что придуманную сказку.В детскую
литературу Одоевский вошёл как создатель великолепных сказок и рассказов.
Одоевским созданы такие сказки как, «Червячок», «Мороз Иванович» и рассказы
«Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный гнедко» и другие. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей. Вот с одной
из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке.
- Посмотрите на название сказки, как вы думаете, о чём пойдет речь в данной
произведение?
- А что такое табакерка? Давайте заглянем немного в историю табакерки.
2.История табакерки:
Табакерка – это небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Давно, ещё в
эпоху королей и королев, табакерка использовалась для хранения нюхательного
табака. Считалось, что нюхательный табак снимает мучительную головную боль.
Табакерки изготавливали из металла, дерева, фарфора, хрусталя, слоновой кости и
других материалов.Табакерки украшались драгоценными камнями. Табакерка была
символом богатства. Вскоре появились музыкальные табакерки, которые позже
получили названия музыкальные шкатулки. Музыкальные табакерки превратились
в особый предмет роскоши и престижа.Прежде чем понюхать табак, табакерку
держали в руках, так чтобы все могли её хорошенько рассмотреть, потом неспешно
открывали, поражая соседей, к примеру, крохотной поющей птичкой или
танцующей под музыку фигуркой девушки.(Учитель показывает иллюстрации
табакерок.)
- Вот в такой табакерке мы побываем вместе с главным героем Мишей и узнаем,как устроена музыкальная шкатулка. Но прежде, чем знакомится с произведением, проведем физкультминутку.
3.Физкультминутка:
Девочки и мальчики (руки на пояс)
Прыгают как мячики (ритмичные прыжки)
Ножками топают (топанье ногами)
Ручками хлопают (хлопки в ладоши)
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (руки вниз)
4.Показ слайдового диафильма по сказке «Городок в табакерке»:
- Давайте посмотрим слайдовый диафильм по сказке «Городок в табакерке».
5.Анализ сказки «Городок в табакерке»:
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто является главным героем этого произведения?(Мальчик Миша)
- Как выглядит табакерка, которую принес папенька?
- Как называется этот волшебный городок?(Динь-Динь)
- Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?(Колокольчики, молоточки, валик, колёса)
- С какой просьбой обратился Миша к папеньке?(Папенька, нельзя ли войти в табакерку?)
- Почему Мише хотелось попасть в табакерку?(Хотел узнать, что там делается)
- С кем Миша отправился в городок Динь-Динь?(С колокольчиком)
- Кто ещё жил в этом городке?(Колокольчики, молоточки, валик, пружинка)
- Скажите, что было главным в этом механизме?(Пружинка)
- Что будет, если сломать пружинку? (Не будет работать весь механизм)
- Какая наука изучает механизмы?(Механика)
6. Игра «Доскажи словечко»:
-Я буду читать начало предложения, а вы будете продолжать все хором.
Колокольчики говорили?... ( Динь-Динь)
Молоточки?... ( Тук-Тук)
Валик-надзиратель?... ( Шуры-муры)
Царевна-пружинка?...( Зиц-Зиц)
7. Работа с иллюстрациями:
-На доске вы видите различные иллюстрации к данной сказке, рассмотрите их
и скажите, какие эпизоды проиллюстрировал художник?
V.Итог урока:
- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог нашего занятия:
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- С какой литературной сказкой познакомились?
- Помогла ли нам сказка узнать устройство музыкальной табакерки?
- Чему учит эта сказка?(Наблюдательности, умению исследовать интересные и
сложные механизмы)
VI.Рефлексия:
- Перед нами «Дерево чувств», с помощью листочков от дерева постарайтесь
выразить своё настроение, возникшее в конце нашего урока. Хочу напомнить,
какому настроению соответствует какой цвет: голубой листочек – настроение
грустное, вам не понравился урок; зелёный листочек – настроение спокойное,
урок понравился, но многое осталось непонятным; жёлтый – настроение
радостное, урок понравился и всё было понятно.
VII.Домашнее задание:
Страница 8 – 15 читать, нарисовать рисунок на любой понравившейся эпизод.
VIII.Выставление оценок.
Категория: Начальная школа | Добавил: annafurgalovaglushko83 (2016-01-30) E
Просмотров: 427 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru