Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Явления природы
Тема урока: Явления природы.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие «явления природы», создать условия для усвоения детьми новых понятий и терминов по теме урока.
Задачи:
1. Сформировать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе, учить работать в группах, составлять кластер.
2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
3. Воспитывать любовь к природе
Знать явления природы. Уметь соотносить их с временами года

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Оборудование:
• учебник «Познание мира» , дневник наблюдений по познанию мира, интерактивная доска;
слайды с изображением времен года, явлений природы

Ход урока.
1. Орг.момент
2. Психологический настрой
Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
Пусть доброе зерно знаний прорастёт на нашем уроке.
-
3. Актуализация опорных знаний (2 мин)

Учитель читает загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

4. Постановка учебной задачи.(1 мин)
- Цель нашего урока - узнать о явлениях природы.
- Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

5. Изучение нового материала (14 мин)
- Итак, мы начинаем наше путешествие.

- Опережающее задание. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие? Как догадались?
-просмотр фото презентации

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...

Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) - Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
- А чем же осень может нас огорчить? (Дождь)

- А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман) –

Когда чаще всего можно наблюдать туманы?
Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

- Мы продолжаем своё путешествие. В какое время года мы отправимся после осени?
И.С.Никитин
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно. Зима

А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад.
А по утрам, зимой, деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.
Как называется такое явление? Иней.

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз, буря, гололёд.

отгадывание загадок на зимнюю тему
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз

С неба - звездой,
На ладошку - водой. Снежинка

Гололедица Валентин Берестов
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? ( Вьюга, метель).

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан... (Иней)

Эту зимнюю хозяйку
Все боятся, даже зайка
Не боится лишь апрель
Снежно-белую... (Метель)

Поглядели мы в окно —
Аж глазам не верится!
Всё вокруг белым-бело
И метёт... (Метелица)

С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)

Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся. (Мороз

6.Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.
Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна.
Весной какие явления происходят? Тает снег, ледоход

Демонстрация иллюстраций весенних пейзажей

7 Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше, выше

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята? (Лето)

Конечно, лето - это самое любимое время года и детей и взрослых. Анализ иллюстраций с летними пейзажами.
- Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Назовите эти явления.
А теперь отгадайте летние загадки
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Инна
У неё теперь ангина. (Град)

Сперва — блеск,
За блеском — треск,
. (Гроза)

Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит. (Гром, молния)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Работа в группах Класс делится на 4 группы: осень, зима, весна, лето
Каждая группа рисует своё явление природы.
Оценивание работ других групп

8. Составление кластера Явления природы.

9.Работа в дневниках наблюдений. Самостоятельная работа
Нарисовать явление природы на своё усмотрение

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
– Наше путешествие по временам года и их явлениям закончилось.
Сделаем вывод.
- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?
Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

- Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

Оценивание урока в целом с помощью стикеров

Спасибо всем за урок!
Категория: Начальная школа | Добавил: deryagina70 (2016-02-08) | Автор: Дерягина Ирина Викторовна E
Просмотров: 183 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru