Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Явления природы
Тема урока: Явления природы.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие «явления природы», создать условия для усвоения детьми новых понятий и терминов по теме урока.
Задачи:
1. Сформировать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе, учить работать в группах, составлять кластер.
2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
3. Воспитывать любовь к природе
Знать явления природы. Уметь соотносить их с временами года

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Оборудование:
• учебник «Познание мира» , дневник наблюдений по познанию мира, интерактивная доска;
слайды с изображением времен года, явлений природы

Ход урока.
1. Орг.момент
2. Психологический настрой
Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
Пусть доброе зерно знаний прорастёт на нашем уроке.
-
3. Актуализация опорных знаний (2 мин)

Учитель читает загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

4. Постановка учебной задачи.(1 мин)
- Цель нашего урока - узнать о явлениях природы.
- Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

5. Изучение нового материала (14 мин)
- Итак, мы начинаем наше путешествие.

- Опережающее задание. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие? Как догадались?
-просмотр фото презентации

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...

Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) - Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
- А чем же осень может нас огорчить? (Дождь)

- А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман) –

Когда чаще всего можно наблюдать туманы?
Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

- Мы продолжаем своё путешествие. В какое время года мы отправимся после осени?
И.С.Никитин
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно. Зима

А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад.
А по утрам, зимой, деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.
Как называется такое явление? Иней.

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз, буря, гололёд.

отгадывание загадок на зимнюю тему
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз

С неба - звездой,
На ладошку - водой. Снежинка

Гололедица Валентин Берестов
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? ( Вьюга, метель).

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан... (Иней)

Эту зимнюю хозяйку
Все боятся, даже зайка
Не боится лишь апрель
Снежно-белую... (Метель)

Поглядели мы в окно —
Аж глазам не верится!
Всё вокруг белым-бело
И метёт... (Метелица)

С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)

Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся. (Мороз

6.Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.
Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это?... Весна.
Весной какие явления происходят? Тает снег, ледоход

Демонстрация иллюстраций весенних пейзажей

7 Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше, выше

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята? (Лето)

Конечно, лето - это самое любимое время года и детей и взрослых. Анализ иллюстраций с летними пейзажами.
- Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Назовите эти явления.
А теперь отгадайте летние загадки
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Инна
У неё теперь ангина. (Град)

Сперва — блеск,
За блеском — треск,
. (Гроза)

Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А спутницу мою
Всяк может видеть,
Но никто не слышит. (Гром, молния)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Работа в группах Класс делится на 4 группы: осень, зима, весна, лето
Каждая группа рисует своё явление природы.
Оценивание работ других групп

8. Составление кластера Явления природы.

9.Работа в дневниках наблюдений. Самостоятельная работа
Нарисовать явление природы на своё усмотрение

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
– Наше путешествие по временам года и их явлениям закончилось.
Сделаем вывод.
- О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?
Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

- Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

Оценивание урока в целом с помощью стикеров

Спасибо всем за урок!
Категория: Начальная школа | Добавил: deryagina70 (2016-02-08) | Автор: Дерягина Ирина Викторовна E
Просмотров: 797 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru