Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Новые подходы в преподавании и обучении. Саморегуляция.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция.

«Дайте человеку одну рыбу,
и он получит пропитание на день,
научите его ловить рыбу,
и он получит пропитание на всю жизнь».

Мой педагогический стаж более тридцати лет. Каждые четыре года мы принимаем группу совсем маленьких девочек и мальчиков, которых доверили нам их мамы и папы, на которых возлагаются огромные надежды, мечты и планы об успешном будущем и прекрасных перспективах. На этих совсем ещё маленьких учеников возлагают огромные надежды не только их родные и близкие, но и государство, и каждый отдельно взятый гражданин нашей страны. Кто не мечтает о высококвалифицированных специалистах в медицине и образовании, в науке и культуре? Именно поэтому, преследуя понятные для всех цели - воспитать грамотных специалистов, мы прикладываем огромные усилия, чтобы вложить , именно вложить, в ученика огромный багаж знаний. И как нам становится горько от того, что наши умненькие детки, в большинстве случаев, с среднем звене теряются, снижают успеваемость, а к окончанию средней школы становятся неспособными поступить в ВУЗ, получить достойное образование и реализовать мечты и надежды всех нас.
Неравнодушный учитель пытается определить причины по которым так получается. Я склоняюсь к мысли, что все будущие учителя изучали психологические особенности учащихся и строят свою работу с обязательным соблюдением оных. Уверена, что каждый учитель включает в урок диалог, применяет некоторые стратегии ИКТ, элементы критического мышления, стремится организовать работу с талантливыми и одарёнными учениками, опирается на лидеров в классе, да и без оценивания мы не обходимся, но что же тогда не так? На мой взгляд одной из причин является отсутствие системы в работе, работа по старинке, непонимание того, что важно "учить не мыслям, а мыслить". "Было установлено, что развитие ... навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками" (Руководство,2012, с.149) Именно поэтому я обращаюсь к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении» - а именно, обучение тому, как учиться.
Что же такое саморегуляция? "САМОРЕГУЛЯЦИЯ - способность человека приводить в порядок, налаживать целесообразное регулирование своего психического состояния на основе разработанной программы".(Краткий психолого-педагогический словарь, http://conspects.ru/content/view/2/)
С моей точки зрения - это умение учиться. Именно ученик, способный понять предложенное ему задание, предположить варианты решения его, спрогнозировать предполагаемый продукт, проанализировать результативность действий, соотнести конечный результат с условиями задачи, способен обучаться и обучать других.
"Флейвелл (1976) определил основу для анализа и мониторинга детского метапознания, описав три его компонента (измерения):
1. Познание себя в качестве ученика;
2. Знание, понимание и оценка целей и заданий;
3. Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий" (Руководство. 2012, с.149)
Действительно, с самого первого урока грамоты в 1 "Б" классе, работая над темой "Согласные звуки и буквы", я включила задания, позволяющие оценить уровень саморегулирования в соответствии с первым компонентом "Познание себя в качестве ученика"(Руководство. 2012, с.149). Создавая коллаборативную среду через тренинг "На корабле" и разделив по группам, я старалась создать атмосферу сотрудничества, нацелить учащихся на плодотворную работу в содружестве. На мой взгляд, мне это удалось, дети группировались по 2, 3 и 4 человека. Но среди учащихся выделились те, кто не смог сориентироваться, объединиться в большие группы и принять решение за своё действие. Артём, Вера, Кирилл - показали себя как учащиеся, у которых ещё не сформировано "представление о себе в качестве ученика" (Руководство. 2012, с.149). Им сложно было разбиться на группы из четырёх человек и начать работу, потому что во-первых эти дети самые маленькие в своей возрастной группе, во - вторых они не успевали соотнести условия деления на группы с нужным действием, в -третьих отсутствовал подобный опыт и последнее-неумение принять решение за свои действия и перейти из одних условий игры в другие. На этом же уроке ребятам было предложено задание, используя слова гласный, согласный, ударный, безударный, звонкий, глухой, парный, непарный, твёрдый, мягкий, выбрать слова, соответствующие характеристике согласных звуков, наклеить их в схему так, чтобы по полученной памятке можно проанализировать согласный звук. Я предполагала через данное задание оценить "знание, понимание и оценку целей и заданий" (Руководство. 2012, с.149). Наблюдая за тем, как ученики в группах выполняли задание, я пришла к выводу, что не все ребята понимают задание, оценивают цели и задание. Конечно же следует выявить причины таких результатов. На мой взгляд, у этих учеников недостаточно сформирована воля, они не могут сконцентрировать своё внимание на задании, нерешительность тормозит, сдерживает и не позволяет высказать своё мнение. Таким детям прежде всего следует оказывать психологическую поддержку в виде одобрения, подбадривания, вселения веры в успех: "у тебя получится". Детям, испытывающим в подобных ситуациях затруднение, следует давать образец работы, направлять уточняющими вопросами. Ну и конечно же, тот опыт, который они получают при общении в группе с учениками категории А, поможет им научиться выполнять задание самостоятельно.
Из четырёх групп были получены различные результаты. Первая группа наклеила слова, включив в характеристику согласных звуков, качества гласных звуков.
Вторая и третья группа наклеили слова, используя качественные характеристики только согласных звуков, но логической последовательности в характеристике не было. И только четвёртая группа смогла последовательно наклеить качественные характеристики, доказать свой выбор и сравнить с критериями оценки готового продукта. Для меня решение этого задания показало, что у Анастасии есть первоначальные навыки саморегуляции. Она и её группа "понимает и оценивает цели и задание" (Руководство. 2012, с.149).
На мой взгляд, нельзя говорить о сформированности саморегуляции по одному критерию. Для уверенности необходимо наличие всех трёх критериев.
Оценив уровень саморегуляции учеников класса, я поставила цели - создать условия для развития у учащихся умений учиться.
"Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчёркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию" (Руководство, 2012, с.144) Именно поэтому я утвердилась в мысли, что через общение учащиеся получают возможность исследовать продукт, высказать предположения, озвучить их, увидеть реакцию собеседников, проанализировать и принять решение. На первом уроке детям очень сложно было начать, поддержать и закончить беседу. Я обратилась за советом к учителю 4 класса, прошедшей курсы третьего уровня, Агаповой Наталье Николаевне. Она посоветовала мне использовать карточки с вопросами, предполагающими организацию и поддержание беседы.
Работа по таким карточкам строится по плану:
Первый вопрос читает один ученик, а следующий ученик (по часовой стрелке) отвечает на него. Затем второй вопрос читает следующий ученик, а третий ученик отвечает на него. И так далее по кругу. Если кто-то из учеников не согласен с ответом своих товарищей, он оспаривает и объясняет почему не согласен. Беседу предполагалось проводить сначала в группе самостоятельно, а затем процесс ведения беседы в группе ученики наблюдали на примере отдельной группы. Конечно времени уходит достаточно много, но учитывая тот момент, что первоклассники только учатся, я терпеливо обучала детей правилам ведения беседы, общения, обсуждения. Благодаря этому навыку у детей появилась возможность посредством высказывания своего мнения, предположения, проявления мыслительных процессов проанализировать, принять решение и дойти до цели.
Так на втором уроке грамоты по теме "Согласные звуки и буквы" ученикам было предложено по вопросам и заданиям проанализировать таблицу и вклеить синий и зелёный кружок в нужную строку, а потом доказать своё решение. Учащиеся проанализировали каждую строку таблицы, сделали выбор и вклеили кружки в нужную строку.
Для составления алгоритма запоминания ситуаций твёрдости и мягкости согласных детям был предложен следующий порядок рассуждения:
1. Рассмотрите схему первой строки.
2. Что общего между гласными первой строки?
3. Что общего между согласными второй строки?
4. Сделай вывод.
5. Рассмотри схему второй строки.
6. Что общего между гласными второй строки?
7. Что общего между согласными второй строки?
8. Сделай вывод.
9. Наклей зелёный и синий кружок в схему.
10. Составь доказательство своего решения.
После обсуждения, выборочно, выходили спикеры, защищавшие схему. Не все спикеры смогли качественно защитить свою работу, так как во время работы спланировали последовательность действий, приняли решение одни дети, а защищали другие дети. Так, например, Вера на протяжении всех четырёх уроков была активна, стремилась презентовать результат работы всей группы, но защитить её не могла. Я снова возвращаюсь к утверждению, что для оценки степени саморегуляции должны присутствовать все три компонента (измерения).
На этом же уроке ученикам было предложено нарисовать картинный план к сказке "Как собака друга искала". Работу ребята должны были выполнить в группе. В первой группе дети стали называть последовательно героев и рисовать их в порядке упоминания в сказке. Во второй группе долго совещались. Отсутствие опыта выполнения подобного задания, помешало быстро "понять, оценить цель и задание"(Руководство. 2012, с.149). Спустя некоторое время ученики приступили к работе. В третьей группе Илья разделил лист на 4 части, разделил героев сказки между учащимися и предложил приступить к рисованию. Таким образом можно сделать вывод, что у него присутствует критерий "понимания, оценки цели и задания" (Руководство. 2012, с.149). А в четвёртой группе Дильназ, имея хорошие способности в рисовании, принялась рисовать героев под руководством всей группы. Ученики называли героев, а она быстро рисовала их на листе.
Таким образом, саморегуляция учащихся развивалась через обдумывание задания, осмысливание, соотнесение понятий картинный и план, принятие решения и получение собственного и опыта, полученного групповой работе, под воздействием влияния высокомотивированного ученика на слабомотивированного.
Кроме навыка вести беседу и диалог, в формировании уровня саморегуляции необходимо умение оценить свои действия, соотнести с требованиями к конечному результату. Поэтому на всей серии уроков я вела работу по формированию навыка оценивать себя и своих товарищей. Формативная оценка, подбадривание, одобрение, позволяла смотивировать учащихся на поиск решения, а критерии оценки, составленные учащимися, позволили не только поставить ориентир - к чему стремиться, но и сравнить финишный продукт со стартовым предложением. Так на третьем уроке грамоты в первом классе работая над темой "Деление слов на слоги. Перенос слов." Перед ребятами была поставлена проблемная ситуация, которая подвигает учащихся к самомативации и решению проблемы. При записи словарных слов, детям изначально было предложено записать количество слов, которое не поместится на одной строке. Исходя из этого, им придётся перенести слова. Имея знания о том, как разделить слова на слоги, ученики по интуиции переносят слова по слогам. Далее, изучив правило переноса слов в особых случаях (с буквами ь, й, односложные слова) в учебнике, ребятам предстояло на рисунке распределить слова чайка, мак, пальто так, чтобы запомнить правила переноса. Для того, чтобы дети понимали как должен выглядеть результат их работы ребятами были разработаны критерии оценивания.
Сначала я задала ученикам вопрос:
-Что будем учитывать при оценивании работы?
Дети ответили: "Аккуратность".
-Что ещё?
Ребятам было трудно сформулировать дальнейшие критерии и поэтому мне пришлось уточнить цель выполняемой работы:
-Как вы думаете, для чего нам нужно выполнить это задание? Почему будем именно на иллюстрациях размещать слова?
Максим предположил, что это задание поможет составить памятку для запоминания правила.
После этих слов мы и внесли в перечень критериев оценивания критерии
доступность рисунка и запоминающийся рисунок.
Так перед ребятами появился ориентир, выполнить задание в соответствии с критериями:
1. Аккуратность
2. Доступность рисунка
3. Запоминающийся рисунок
Ученики справились с заданием. Слово мак они записали полностью на всём цветке, слово чайка разделили по слогам - чай на одном крыле, а ка на другом крыле и слово пальто они тоже расположили на рисунке разделив слово на два слога так: паль на одном рукаве, а то на другом рукаве. Так через решение конкретной, нестандартной, запоминающейся задачи, дети учатся тому, как при помощи рисунков можно составлять для себя памятку, позволившую запомнить правило, алгоритм, научные данные.

Давайте вернёмся назад и посмотрим на ранее проведённые уроки. Ученики учились выделять ключевые понятия по заданию, составлять алгоритмы, выполнять задания в форме рисунка, вести диалог и беседу, соотносить критерии оценивания с полученным результатом, презентовать свою работу. Таким образом, на протяжении трёх уроков велась подготовительная работа, нацеленная на овладение первыми шагами в развитии саморегуляции.
"По мере развития обучения степень и вид оказываемой поддержки руководителя изменяется и модефицируется в целях обеспечения эффективной ммотивации, направленности концептуальных основ развития. Этот процесс...назван Жеромом Брунером как "установление подмостков". (Руководство, 2012, с.150)
На четвёртом уроке, продолжая работу по теме "Деление слов на слоги. перенос слов" ребятам на этапе повторения пройденного материала было предложено нарисовать рисунок, который помог бы ориентироваться в выделении мягких и твёрдых согласных в словах.
Некоторое время чувствовалось замешательство учеников каждой группы. Выждав время, я решила предложить подсказку и напомнила детям, что подобное задание они выполняли в виде схемы.
Учащиеся первой группы пытались прислушаться к обсуждению в других группах.
Учащиеся второй группы разделили лист на две части, и стали записывать буквы в строчки по порядку. Действовали по очереди, старались никого не обидеть.
Третья группа не смогла выполнить работу коллективно. Ксения забрала лист и стала выполнять задание сама. Остальные дети отстранились и не стали настаивать. В этой ситуации мне следовало бы напомнить, что ученики работая в группе должны соблюдать правила: высказать свою точку зрения может каждый член группы, принимать мнение нужно коллегиально. Но я старалась отследить работу в других группах и упустила этот момент. Кроме того следовало предложить высказать мнение каждому члену в группе по порядку, обсудить и принять решение в моём присутствии, то есть "установить подмостки" (Руководство, с.150) с целью обеспечения мотивации к развитию со стороны учащихся, не участвовавших в обсуждении, а так же обучения социального взаимодействия в группе ученице, решившей выполнять задание самостоятельно. Таким образом я вовлекла бы в процесс взаимообучения всю группу, тем самым способствовала обучению учиться всех учеников посредством диалога.
В четвёртой группе Юлиана стала рисовать стебель и сердцевину цветка. Сердцевину она разделила на две части. Одну часть она закрасила в синий цвет, а вторую часть в зелёный цвет. Дети группы спросили, указывая на стебель, что это? Юля пояснила, что это стебель. Наблюдая за работой этой группы, я обратила внимание на то, что ученики не могут принять решение о следующих шагах. Я предложила им помощь и спросила о том, почему сердцевина разделена на две части: синего и зелёного цвета. Юля повторила, что эта часть рисунка показывает твёрдость и мягкость согласных. Что влияет на мягкость согласных? - спросила я. Юля сказала, что гласные буквы. Тогда как можно продолжить рисунок? Юля стала пририсовывать лепестки с каждой стороны сердцевины. Затем со стороны синей сердцевины она нарисовала красные лепестки и вписала гласные буквы а, о, у, ы, э; а со стороны зелёного цвета на лепестках написала буквы е, я, и, ю, ё. Всегда мягкие согласные она изобразила в углу с гласными, обозначающими мягкость согласных, а всегда твёрдые согласные Юля написала в углу с гласными, обозначающими твёрдость согласных.
Значит она ощущает себя в роли ученицы, понимает задание и цели задания, смогла запомнить последовательность составления предыдущих алгоритмов, поняла принцип выделения твёрдости и мягкости согласных, смогла перенести полученные знания в новую ситуацию и соотнести полученный результат с требованиями и условиями задания. Её уровень саморегуляции ещё не высок, но начало положено.
Вернёмся к первым трём группам.
И так, первая группа нарисовала пейзаж. Уровень саморегуляции нулевой. Данная группа не смогла сконцентрировать своё внимание, не поняла задание и цели задания, не запомнила порядок составления алгоритма, не поняла по какому признаку составлялась схема определения твёрдости и мягкости согласных и не смогла соотнести полученный результат с требованиями к выполняемому заданию. В дальнейшем для членов этой группы следует использовать тренинги на развитие и концентрацию внимания, отслеживать способность учеников понимать задание, планировать решение задачи, а при планировании работы в группе включать алгоритм рассуждения, позволяющий научить дертей вести конструктивный диалог, поиск способов решения задания.
Вторая и третья группа нарисовала схему, использованную на предыдущем уроке. Уровень саморегуляции на низком уровне, но дети готовы к развитию. А четвёртая группа прекрасно изобразила памятку в виде рисунка и презентовала учащимся. После этой работы часть детей стали предлагать нарисовать в виде машины, шкафа, магазина и т.д. Если соотносить полученный результат с критериями оценивания уровня саморегуляции учащихся, можно сделать вывод, что у Юлианы имеется "знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения предложенного задания" (Руководство. 2012, с.149).
Уровень саморегуляции Юлианы находится на среднем уровне и она готова к развитию.
Возвращаясь к началу моего анализа, я вновь хочу напомнить, что если мы будем стараться вложить знания в ребёнка, то мы получим результат на короткое время. Нам нужно научить ребёнка самостоятельно добывать знания, анализировать и оценивать этап, на котором он находится в своём собственном развитии, ставить перед собой конкретные цели для дальнейшего обучения. Только такой ученик не будет зависеть от внешних условий и двигаться в своём развитии, опираясь на собственное осмысление и понимание учения.
Подводя итог вышесказанному, я прихожу к выводу, что использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» - а именно, обучение тому, как учиться, является одним из самых важных модулей " в становлении их (учеников) независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями" (Руководство, 2012, с.110).
Работая над вопросом интегрирования модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» - а именно, обучение тому, как учиться, я обратила внимание на статью "Как научиться учиться", расположенного на сайте http://www.klimovichi.mogilev и статью "Рекомендации по выполнению домашнего задания" с сайта http://polyakova.shkola782. Планирую в дальнейшем подробно изучить их и внедрить некоторые приёмы развития умения учиться при работе в классе.
В будущем планирую проводить уроки с обязательным включением стратегий, нацеленных на развитие у учащихся умения учиться:
 Отрабатывать последовательность выполняемых действий (Что делал выполняя задание? С чего начинал выполнение? Что делал потом? Почему именно так выполнял задание? и т.п.).
 Учить узнавать орфограмму, которую необходимо проверить и применить соответствующее правило.
 Формировать способы общеучебной деятельности от работы по образцу к применениям в новых условиях. (Как научить учиться, http://www.klimovichi.mogilev)
 Применение диалога с обязательным рассуждением как и почему выполнял данное действие.
 Проводить с родителями родительские собрания, с целью ознакомления с правилами развития навыков саморегуляции при выполнении домашнего задания.

Использованная литература.
1. Руководство для учителя, 2012.год.
2.Краткий психолого-педагогический словарь, http://conspects.ru/content/ view/2/
3. Как научить учиться, http://www.klimovichi.mogilev.
Категория: Начальная школа | Добавил: кока (2016-02-11) | Автор: Буртылева Зоя Александровна E
Просмотров: 118 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 6:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru