Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Дифференциация звуков [с] - [ш] в связной речи.
Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш] в связной речи.

Цель: Дифференцировать звуки [с] - [ш] в связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звуков [с] - [ш];
- учить выделять звуки [с] - [ш];
- корригировать и совершенствовать навык чтения и письма;
- учить понимать прочитанное;
- учить составлять рассказ по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата;
- обогащать и актуализировать словарь.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала;
- воспитывать самоконтроль за правильным произношением;
- побуждать интерес к чтению.

Оборудование: Характеристика звуков [с] - [ш]; артикуляционные профили звуков [с] - [ш]; карточки с заданиями; рассказ «Две лягушки и кувшин со сметаной»; мяч; сюжетная картинку « У бабушки»; ручки; тетради.

Ход занятия
I Мотивационный этап

1) Организационный момент
- Приветствие
- Посмотрите все ли у вас готово к занятию (ручки; карандаши цветные, простые; тетради)

2) Игра с мячом «Продолжи слово»
ША-ШАПКА…
ШУ-ШУБА…
ШО-ШОВ…
ШИ-ШИНА…

3)Упражнения для подвижности губ
• Языком вытягивать верхнюю губу.
• Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.

4) Артикуляционные упражнения
«Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
«Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
«Бублик» Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- Молодцы, вы хорошо поработали и ваш язычок готов к дальнейшей работе.

5) Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе
Иуаэ ________
Иуаэ______________
Иуаэ_______________________

II Операционный этап
-Сегодня мы продолжим упражняться в произношении звуков [с] - [ш].

1)Сравнительная характеристика
- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, твердые)
- Чем отличаются? (см. профили)
(При произнесении звука [с] язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука [ш] язык поднимается вверх к верхним зубам.)
2) Упражнение « Выпиши слова»

Карточка 1

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

- Прочитайте рассказ, выпиши из него слова со звуками [с] - [ш] в столбики.
- Проверка упражнения

3) Работа с рассказом

• Прослушайте рассказ
• Запомните слова со звуками [с] - [ш]
• Вспомните и назовите слова со звуками [с] - [ш], которые встретились в рассказе
• Послушайте рассказ еще раз и перескажите его
• Придумайте название рассказа

Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барахтаться, опустилась на дно. Другая лягушка продолжала барахтаться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А первая лягушка так и осталась на дне кувшина.

4) Физминутка «Маша-растеряша»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!

5) Работа по сюжетной картинке

Карточка 2

• Составьте рассказ
• Запиши в тетрадь
• Прочитайте, что получилось

У бабушки.
Гостила Алёнушка у бабушки в деревне. А у бабушки были барашек, петушок, кошка, а в саду под кадушкой – лягушка-квакушка. Бабушка барашку шёрстку чешет, петушок под окошком горошек клюёт, кошка на солнышке спит. А Алёнушка пошла в сад собирать вишни.

III Рефлексия
- с какими звуками мы сегодня работали?
- какие трудности вы испытывали?
- что вам больше всего понравилось?
- оцените свою работа на занятии смайлами

Список используемой литературы
1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М.., 2001 г.
2. Краузе Е. Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие» - СПб., 2004 г.
3. Нищева Н.В. « Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно – методическое пособие» - СПб., 2010 г.
Категория: Начальная школа | Добавил: turtulovaijana (2016-02-14) | Автор: Туртулова Айжан Кайржановна E
Просмотров: 198 | Теги: речь, связная, звуков, дифференциация | Рейтинг: 4.5/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru