Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Дифференциация звуков [с] - [ш] в связной речи.
Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш] в связной речи.

Цель: Дифференцировать звуки [с] - [ш] в связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звуков [с] - [ш];
- учить выделять звуки [с] - [ш];
- корригировать и совершенствовать навык чтения и письма;
- учить понимать прочитанное;
- учить составлять рассказ по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата;
- обогащать и актуализировать словарь.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала;
- воспитывать самоконтроль за правильным произношением;
- побуждать интерес к чтению.

Оборудование: Характеристика звуков [с] - [ш]; артикуляционные профили звуков [с] - [ш]; карточки с заданиями; рассказ «Две лягушки и кувшин со сметаной»; мяч; сюжетная картинку « У бабушки»; ручки; тетради.

Ход занятия
I Мотивационный этап

1) Организационный момент
- Приветствие
- Посмотрите все ли у вас готово к занятию (ручки; карандаши цветные, простые; тетради)

2) Игра с мячом «Продолжи слово»
ША-ШАПКА…
ШУ-ШУБА…
ШО-ШОВ…
ШИ-ШИНА…

3)Упражнения для подвижности губ
• Языком вытягивать верхнюю губу.
• Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.

4) Артикуляционные упражнения
«Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
«Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
«Бублик» Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
- Молодцы, вы хорошо поработали и ваш язычок готов к дальнейшей работе.

5) Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе
Иуаэ ________
Иуаэ______________
Иуаэ_______________________

II Операционный этап
-Сегодня мы продолжим упражняться в произношении звуков [с] - [ш].

1)Сравнительная характеристика
- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, твердые)
- Чем отличаются? (см. профили)
(При произнесении звука [с] язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука [ш] язык поднимается вверх к верхним зубам.)
2) Упражнение « Выпиши слова»

Карточка 1

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

- Прочитайте рассказ, выпиши из него слова со звуками [с] - [ш] в столбики.
- Проверка упражнения

3) Работа с рассказом

• Прослушайте рассказ
• Запомните слова со звуками [с] - [ш]
• Вспомните и назовите слова со звуками [с] - [ш], которые встретились в рассказе
• Послушайте рассказ еще раз и перескажите его
• Придумайте название рассказа

Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барахтаться, опустилась на дно. Другая лягушка продолжала барахтаться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А первая лягушка так и осталась на дне кувшина.

4) Физминутка «Маша-растеряша»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!

5) Работа по сюжетной картинке

Карточка 2

• Составьте рассказ
• Запиши в тетрадь
• Прочитайте, что получилось

У бабушки.
Гостила Алёнушка у бабушки в деревне. А у бабушки были барашек, петушок, кошка, а в саду под кадушкой – лягушка-квакушка. Бабушка барашку шёрстку чешет, петушок под окошком горошек клюёт, кошка на солнышке спит. А Алёнушка пошла в сад собирать вишни.

III Рефлексия
- с какими звуками мы сегодня работали?
- какие трудности вы испытывали?
- что вам больше всего понравилось?
- оцените свою работа на занятии смайлами

Список используемой литературы
1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М.., 2001 г.
2. Краузе Е. Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие» - СПб., 2004 г.
3. Нищева Н.В. « Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно – методическое пособие» - СПб., 2010 г.
Категория: Начальная школа | Добавил: turtulovaijana (2016-02-14) | Автор: Туртулова Айжан Кайржановна E
Просмотров: 1377 | Теги: речь, связная, звуков, дифференциация | Рейтинг: 4.5/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 5:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru