Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
ВКО г.Шемонаиха КГУ "ОСШГ №1 им.Н.А.Островского" Учитель: Беланова Наталья Борисовна. Доклад "Влияние изобразительного искусства на общее развитие детей с ЗПР" Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Социальные обследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны показали, что в течение последних лет, все больше в школу поступают дети, с ограниченными возможностями. В 2007 году я пришла работать в класс коррекционно-развивающего обучения,количество учащихся 10 человек,9 из которых имеют диагноз F-83,1 ребенок F-70. И передо мной встал вопрос: Как быть? Чем я могу помочь моим детям? И я решила заняться со своими детьми художественным творчеством. Ведь не случайно в современной медицине все большее распространение получает наряду с “фитотерапией” термин “арттерапия” или “изотерапия”. Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством и художественным трудом. В этом и заключалась суть моих занятий. Но задача этих занятий состояла не только в том, чтобы помочь детям освободиться от гнетущих мыслей, или как сейчас принято говорить “снять стрессовое состояние”, под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку, сколько еще и в том, чтоб в процессе этих занятий преодолеть или сгладить присущие детям ЗПР недостатки. Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая – то отдельная функция, а личность в целом. Если правильно организовать обучение изобразительной деятельностью, то у детей с ЗПР будут совершенствоваться познавательные процессы: - дифференцируется восприятие; - обогащаются представления; - развивается произвольное внимание; - развивается пространственное воображение; - неординарное мышление; - происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально - волевой сферы: - воспитывает умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное; - развивает творческую активность, учит мыслить смело и свободно; - ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым; - учит ориентироваться в духовных ценностях общества; - дает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать. Происходит совершенствование развития двигательно-моторной сферы. В начале жизни особенно важно развитие зрения и двигательной координации, а занятия изобразительным искусством не просто способствует развитию этих функций, но и связывают их между собой, помогая ребенку упорядочить свои знания об окружающем его мире. Занимаясь изобразительной деятельностью, происходит развитие тонких движений пальцев. А пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Восточными медиками установлено, что развитие тонких движений у большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, развитие указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев (приложение №1). В моем классе разные дети. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. По-разному развита мелкая моторика рук, неодинаково сформированы графические навыки. И я понимала, что разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. дифференцированного поведении не только вне урока, но и на уроке. Поэтому, прежде чем я начала работать дифференцированно, сначала сформировала у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Это считала решающим, т.к. без этого ничего бы не получилось. Весь дифференцированный подход организованно состоял в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Обучаясь в одном классе, по одной программе, учащиеся усваивали материал на разных уровнях. Моя цель: включить в действие все имеющиеся возможности ребенка. Но не на любое задание можно давать для самостоятельной работы. Если задание было слишком сложное, оно не вызывало у детей активности. Поэтому все задания приходилось анализировать, выделяя возможные трудности, учитывая индивидуальные и типологические особенности. Нужно было как бы “спрограммировать” обучение что могут ученики выполнить одни, а что требует моей помощи и участия. Чтоб такой урок с использованием дифференцированного подхода прошел эффективно, нужно было соблюдать ряд условий: 1. Четко определить вид работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое) и коррекционную работу строить в зависимости от вида работы. Рисование с натуры – развитие процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Урок декоративного рисования – формирование графических навыков Уроки тематического рисования – закрепление в графической форме зрительных образов тех или иных предметов, развитие у детей пространственной ориентировки. 2. При планировании урока надо было сочетать учебные, коррекционно-развивающиеся и воспитательные задачи. Параллельно решать много целей на одном уроке очень сложно, но тем не менее, важно заранее определить какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) будут подвергаться в ходе урока наибольшему воздействию со стороны учителя. Кроме этого, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющий нравственный, эмоционально – эстетический характер. Не менее важно планировать микроцели для каждой группы, которые направлены на преодоление инертности, безразличия, робости – у одних, двигательного беспокойства, импульсивности – у других, агрессивности – у третьих. Если эти задачи не предусматривать, то кореккционно - развивающие и воспитательные функции будут резко снижаться. 3. Когда были сформированы задачи, нужно было правильно выбрать оптимальную структуру урока... 4. Рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. При этом большую роль отводила предметно-практической деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображения. 5. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения. Особое внимание надо уделять учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.) Если у детей все принадлежности и притом хорошего качества, они чувствуют себя увереннее. Если принадлежности низкого качества, дети не могут выполнить задание на должном уровне, они раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно - развивающий потенциал деятельности резко снижается. Положительное воздействие оказывает и охранительный режим. На уроке я стараюсь, чтоб была спокойная, деловая обстановка, четко организованный и привычный для детей порядок работы. Стараюсь сделать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Стараюсь держать (не всегда получалось) в поле зрения каждого ребенка, обращаю внимание не только на то, как он рисует, а главным образом, как он относится к самому процессу рисования – весело ему или скучно, интересно или безразлично. Если требовалось – пробуждала утерянный интерес. 6. Систематический анализ эффективности работы при дифференцированном подходе. Такой дифференцированный подход имеет большое образовательное воспитательное значения. Он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. Работа строится так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявляли большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников. Этот подход учит детей работать самостоятельно с полной отдачей сил. Мои дети любят рисовать, так как это доставляет им удовольствие. В то же время познавательное отношение в основном отсутствует, их не волнует, каким способом лучше рисовать, как разместить рисунок на листе и т.д. Поэтому я стараюсь сначала сделать все возможное, чтобы сохранить у детей тягу к изобразительной деятельности, а у кого ее не было, стараюсь пробудить, а затем уже развивать познавательные интересы. Детям очень сложно изображать предметы,образы,сюжеты,используя традиционные способы рисования:кистью,карандашами,фломастерами.Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности.Они не способствуют развитию воображения,фантазии.А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования,их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: • мелкой моторики рук и тактильного восприятия; • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; • внимания и усидчивости; • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; • формируются навыки контроля и самоконтроля. Свою работу строю на следующих принципах: o От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. o Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. o Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка. o Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Я учу детей рисовать с помощью плоской бумаги, прием монотипии, жесткой кистью по мокрому фону, набрызгом, рисование пальчиками,ладошками, и другие приемы.(слайды )Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Поставив перед собой цель,задачи,выбрав формы,методы и приемы обучения,отобрала соответствующий материал,разработала «Сборник дидактических игр по изобразительному искусству.» В сборник вошли игры по основным жанрам изобразительного искусства: * Цветоведение *Пейзаж *Натюрморт *Портрет *Анималистический жанр *Сказочно-былинный. (слайды) Конечно, это далеко не все те приемы, которые пришлось мне использовать в своей работе, но все они были направлены на закономерности развития личности. С удовольствием замечаю, что вопреки всему наши дети способны осилить программу. Они стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся трудностей. Научить всему этому сложно, но можно. Главное, чтобы занятия были интересными и увлекательными, а стиль общения мягким и доброжелательным. Не надо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед, просто надо любить их со всеми недостатками, шалостями и капризами. | |
Просмотров: 1014 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|