Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Влияние изобразительного искусства на общее развитие детей с ЗПР
ВКО г.Шемонаиха КГУ "ОСШГ №1 им.Н.А.Островского"
Учитель: Беланова Наталья Борисовна.
Доклад "Влияние изобразительного искусства на общее развитие детей с ЗПР"

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Социальные обследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны показали, что в течение последних лет, все больше в школу поступают дети, с ограниченными возможностями.
В 2007 году я пришла работать в класс коррекционно-развивающего обучения,количество учащихся 10 человек,9 из которых имеют диагноз F-83,1 ребенок F-70.
И передо мной встал вопрос: Как быть? Чем я могу помочь моим детям?

И я решила заняться со своими детьми художественным творчеством. Ведь не случайно в современной медицине все большее распространение получает наряду с “фитотерапией” термин “арттерапия” или “изотерапия”. Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством и художественным трудом. В этом и заключалась суть моих занятий.
Но задача этих занятий состояла не только в том, чтобы помочь детям освободиться от гнетущих мыслей, или как сейчас принято говорить “снять стрессовое состояние”, под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку, сколько еще и в том, чтоб в процессе этих занятий преодолеть или сгладить присущие детям ЗПР недостатки.
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая – то отдельная функция, а личность в целом.
Если правильно организовать обучение изобразительной деятельностью, то у детей с ЗПР будут совершенствоваться познавательные процессы:
- дифференцируется восприятие;
- обогащаются представления;
- развивается произвольное внимание;
- развивается пространственное воображение;
- неординарное мышление;
- происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально - волевой сферы:
- воспитывает умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное;
- развивает творческую активность, учит мыслить смело и свободно;
- ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым;
- учит ориентироваться в духовных ценностях общества;
- дает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
Происходит совершенствование развития двигательно-моторной сферы.
В начале жизни особенно важно развитие зрения и двигательной координации, а занятия изобразительным искусством не просто способствует развитию этих функций, но и связывают их между собой, помогая ребенку упорядочить свои знания об окружающем его мире.
Занимаясь изобразительной деятельностью, происходит развитие тонких движений пальцев. А пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные.
Восточными медиками установлено, что развитие тонких движений у большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, развитие указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев (приложение №1).
В моем классе разные дети. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д.
По-разному развита мелкая моторика рук, неодинаково сформированы графические навыки.
И я понимала, что разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. дифференцированного поведении не только вне урока, но и на уроке. Поэтому, прежде чем я начала работать дифференцированно, сначала сформировала у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Это считала решающим, т.к. без этого ничего бы не получилось.
Весь дифференцированный подход организованно состоял в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Обучаясь в одном классе, по одной программе, учащиеся усваивали материал на разных уровнях.
Моя цель: включить в действие все имеющиеся возможности ребенка. Но не на любое задание можно давать для самостоятельной работы. Если задание было слишком сложное, оно не вызывало у детей активности. Поэтому все задания приходилось анализировать, выделяя возможные трудности, учитывая индивидуальные и типологические особенности. Нужно было как бы “спрограммировать” обучение что могут ученики выполнить одни, а что требует моей помощи и участия.
Чтоб такой урок с использованием дифференцированного подхода прошел эффективно, нужно было соблюдать ряд условий:
1. Четко определить вид работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое) и коррекционную работу строить в зависимости от вида работы.
Рисование с натуры – развитие процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.
Урок декоративного рисования – формирование графических навыков
Уроки тематического рисования – закрепление в графической форме зрительных образов тех или иных предметов, развитие у детей пространственной ориентировки.
2. При планировании урока надо было сочетать учебные, коррекционно-развивающиеся и воспитательные задачи.
Параллельно решать много целей на одном уроке очень сложно, но тем не менее, важно заранее определить какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) будут подвергаться в ходе урока наибольшему воздействию со стороны учителя. Кроме этого, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющий нравственный, эмоционально – эстетический характер. Не менее важно планировать микроцели для каждой группы, которые направлены на преодоление инертности, безразличия, робости – у одних, двигательного беспокойства, импульсивности – у других, агрессивности – у третьих.
Если эти задачи не предусматривать, то кореккционно - развивающие и воспитательные функции будут резко снижаться.
3. Когда были сформированы задачи, нужно было правильно выбрать оптимальную структуру урока...
4. Рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения.
При этом большую роль отводила предметно-практической деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображения.
5. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения.
Особое внимание надо уделять учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.)
Если у детей все принадлежности и притом хорошего качества, они чувствуют себя увереннее. Если принадлежности низкого качества, дети не могут выполнить задание на должном уровне, они раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно - развивающий потенциал деятельности резко снижается.
Положительное воздействие оказывает и охранительный режим. На уроке я стараюсь, чтоб была спокойная, деловая обстановка, четко организованный и привычный для детей порядок работы. Стараюсь сделать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Стараюсь держать (не всегда получалось) в поле зрения каждого ребенка, обращаю внимание не только на то, как он рисует, а главным образом, как он относится к самому процессу рисования – весело ему или скучно, интересно или безразлично. Если требовалось – пробуждала утерянный интерес.
6. Систематический анализ эффективности работы при дифференцированном подходе.
Такой дифференцированный подход имеет большое образовательное воспитательное значения. Он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. Работа строится так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявляли большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников. Этот подход учит детей работать самостоятельно с полной отдачей сил.
Мои дети любят рисовать, так как это доставляет им удовольствие. В то же время познавательное отношение в основном отсутствует, их не волнует, каким способом лучше рисовать, как разместить рисунок на листе и т.д.
Поэтому я стараюсь сначала сделать все возможное, чтобы сохранить у детей тягу к изобразительной деятельности, а у кого ее не было, стараюсь пробудить, а затем уже развивать познавательные интересы.
Детям очень сложно изображать предметы,образы,сюжеты,используя традиционные способы рисования:кистью,карандашами,фломастерами.Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности.Они не способствуют развитию воображения,фантазии.А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования,их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• формируются навыки контроля и самоконтроля.
Свою работу строю на следующих принципах:
o От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
o Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
o Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
o Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное самой верить, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Я учу детей рисовать с помощью плоской бумаги, прием монотипии, жесткой кистью по мокрому фону, набрызгом, рисование пальчиками,ладошками, и другие приемы.(слайды )Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.
Поставив перед собой цель,задачи,выбрав формы,методы и приемы обучения,отобрала соответствующий материал,разработала «Сборник дидактических игр по изобразительному искусству.»
В сборник вошли игры по основным жанрам изобразительного искусства:
* Цветоведение
*Пейзаж
*Натюрморт
*Портрет
*Анималистический жанр
*Сказочно-былинный. (слайды)
Конечно, это далеко не все те приемы, которые пришлось мне использовать в своей работе, но все они были направлены на закономерности развития личности.
С удовольствием замечаю, что вопреки всему наши дети способны осилить программу.
Они стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся трудностей. Научить всему этому сложно, но можно. Главное, чтобы занятия были интересными и увлекательными, а стиль общения мягким и доброжелательным. Не надо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед, просто надо любить их со всеми недостатками, шалостями и капризами.
Категория: Начальная школа | Добавил: Борисовна7684 (2016-02-16)
Просмотров: 1014 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru