Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Мальчик-звезда
КГУ «Центральная средняя школа»

Открытый урок на тему:

литературное чтение
3 класс

Подготовила:
Рысова С.С.

2015-2016 уч.год

Цель: Ознакомление с литературной сказкой Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»; формирование представлений о литературном герое и его портрете; понимание истинной красоты человека.
Планируемые результаты (задачи урока): предметные: знание содержания сказки «Мальчик-звезда», умение формулировать основную мысль сказки, понимание литературного героя и его портрета; личностные: формирование нравственных понятий об истинной красоте души человека; системно-деятелъностные: умение пользоваться разными видами чтения, понимать прочитанное, давать ему оценку, умение выделять из текста слова и выражения для характеристики персонажей сказки.
Наглядное оборудование урока: портрет О. Уайльда, иллюстрации из его сказки, учебник и хрестоматия по “Литературному чтению” для 3 класса, картинки – пазлы, кроссворд, интерактивная доска, бусины черного и белого цвета, звезды из бумаги.
Ход урока
1.Организационный момент. Музыка
Еще раз добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И уверена, что сегодняшний урок принесет всем нам радость от общения друг с другом.
2. Постановка целей.
Дорогие ребята, прежде чем мы начнем наш урок, поставьте перед собой цель:
1) Что я хочу унести в своем сердце с урока?
Главная цель, которую поставила я на сегодняшний урок, мы должны попытаться ответить на вопрос: Какая красота изменит мир к лучшему?
3. Работа в группах. Стартер-упражнение.
– Соберите пазлы (работа по группам). Объясните связь между картинками.
(Дети собирают пазлы-картинки: О. Уайльд, мальчик, звезда, зимний лес, и объясняют связь между ними).
– Какое произведение вы читали дома? Докажите, что это сказка.
– К какому виду относится сказка? Почему?
Сегодня мы с вами поговорим об очень важном, серьезном, вечном. Как сделать нашу жизнь чуточку добрей, светлей, лучше? А поможет нам замечательный английский писатель Оскар Уайльд и герои его сказки «Мальчик- звезда».
4.Проверка домашнего задания. Кроссворд. Карта путешествия.
1 и 2 группы разгадывают кроссворд.
3 и 4 группы восстанавливают цепь событий в сказке.

По вертикали:
1. «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа». Человек, нашедший в лесу мальчика (лесоруб)
2. Отличительная вещь, надетая на шее младенца (ожерелье)
3. Время суток, в которое нашли младенца (ночь)
По горизонтали:
4. Кто купил Мальчика - звезду у стен города? (волшебник)
5. «Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой» Кто трижды помог мальчику? (зайчонок)
6. Кто встретил Мальчика - звезду в облике прокаженного? (отец)
Карта путешествия. Задание «Восстанови последовательность событий».
Предлагаю вам в группах восстановить путь Мальчика-звезды, чтобы и мы могли пройти по его следам.
3)Замерзающий лес.
7)Находка лесорубов.
4)Бессердечное отношение к окружающим.
9)Встреча с нищенкой.
1)Потеря красоты.
5)В поисках матери.
2)Спасение зайчонка.
8)Испытания от злого волшебника.
6)Встреча с родителями.
10)Правление мальчика.

5. Актуализация знаний. Беседа.
На доске фраза: Красота без … умирает.
Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!»
А что значит красивый? - Скажите, друзья, а что, по-вашему, есть красота?
Давайте обратимся к словарю:
“Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение”. (С. И. Ожегов)
- А какого человека на ваш взгляд можно назвать красивым?
- Какое слово вы бы поставили вместо точек? Почему?
6. Диаграмма Венна. Работа в группах.
Ребята, а как вы думаете, каким сердцем должен обладать красивый человек? Определите, какому герою принадлежит данная характеристика.
2) Перед вами два сердца. Дайте им определение
3) Подберите слова – ассоциации к «каменному сердцу» и «любящему сердцу»
4) Как вы думаете, кому из героев могут принадлежать эти сердца? Докажите.
Дети читают характеристику, совещаются с группой и приходят к выводу, что данная характеристика принадлежит герою сказки «Мальчик – звезда»
По схеме дети определяют, что на уроке узнают, чем отличается каменное сердце от любящего. Научатся сравнивать героев с такими сердцами. Узнаем, может ли каменное сердце перевоплотиться в любящее.
– Вы много говорили о нашем герое. А поступки мальчика-звезды соответствовали его внешности? Почему?
6. Работа над закреплением нового материала.
– Что такое портрет? Где вы сталкивались с портретом?
– Что такое портрет в литературе?
– Чем отличается портрет в живописи от портрета в литературе?
Найдите, пожалуйста, в тексте описание портрета мальчика-звезды.
Почему именно с этими цветами сравнивается внешность героя?
Примерный ответ: Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая, но колючая, фиалка нежная, но капризная
1 Группа: история появления мальчика в деревне;
2 Группа: отношение мальчика к окружающим людям, к семье лесоруба, приютившего и воспитавшего его;
3 Группа: отношение к животным;
4 Группа: отношение окружающих, животных к мальчику после его изменения во внешности.
7. Беседа. Работа с эпизодами.
Ребята, теперь вы практически полностью раскрыли портрет нашего мальчика –звезды. Но остается еще одна неразгаданная история. Выберите из предложенных эпизодов те, которые, на ваш взгляд, являются важными, заставившими Мальчика-звезду отправиться в далекое и опасное путешествие.
Важные остановки.
Встреча с нищенкой.
Потеря красоты.
В поисках матери.
Испытания от злого волшебника.

-Объясните, почему вы выбрали именно эти эпизоды.
- Может ли человек измениться и от чего это зависит?
8. Работа в группах по тексту.
Составьте для других групп по вопросу с помощью ромашки и вопросительных слов

9. Бусы
В старину был обычай, при обсуждении человека или его поступков голосовать камешками: черными – если поступок дурной, белыми – если хороший. По наибольшему числу камешков определяли, наказать человека или нет.
Нужно собрать бусы из черно-белых бусин в соответствии с поступками мальчика-звезды, объясняя свой выбор.
– Почему бусы получились разноцветными?
9. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Ответим на главный вопрос.
Какая красота может изменить мир к лучшему?
(Работа над вопросом в микрогруппах, после подготовки ответы ребят.)
Сочетание внешности человека с его внутренним миром, прекрасные поступки, теплое сердце. Вот что может изменить мир к лучшему.
Какие выводы вы сделали для себя на уроке? Что же вы возьмете с собой в сердце, уходя с урока?
Как можно применить полученные знания в жизни?
10. Итог урока.
Самостоятельная работа: напишите в группах синквейн к слову – мальчик-звезда.
Счастье не в красоте. Счастье - это мир, семья, уважение окружающих. Мальчику пришлось выдержать много испытаний, чтобы быть счастливым. В конце сказки герой становится звездой в лучшем смысле. Красота лица стала олицетворением его души. Именно сердце помогло понять истину. Красота - это сокровище. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как красота. Красота возвращается к мальчику, когда он вынес самые жестокие испытания, придуманные для него злым волшебником, когда он научился помогать другим, а даже жертвовать собой ради других. Он стал настоящим человеком, добрым, милосердным, отзывчивым.
– Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте
На звездном небе поставьте себе оценки с помощью звездочек и настроение от урока!!!

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Открытый урок по литературному чтению проводился по произведению Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Работа проводилась в групповой форме.
Категория: Начальная школа | Добавил: srysova (2016-02-19) | Автор: Самал Рысова E
Просмотров: 268 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru