Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Дифференциация звуков [д, д'], [т, т']. Огород.
Тема: Дифференциация звуков [д, д'], [т, т']. Огород.
Цель урока: дать понятия о дифференциации звуков[д, д'], [т, т'], продолжить знакомство с парными согласными звуками и буквами[д, д'], [т, т'] .
Задачи:
1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звукам[д, д'], [т, т'] , их смыслоразличительной ролью. Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквами Д,Т, читать слова с этими буквами.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения. Совершенствовать технику чтения.
3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания, умения сравнивать; развитию речи. Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно - коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звуки [д, д'], [т, т']в словах, записывать их соответствующими буквами;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.

Тип урока: урок - сказка.

Оборудование: индивидуальные карточки для детей, карточки с буквами Д и Т, цветные карандаши, листы для индивидуальной работы, мультимедийный экран, конверты с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд № (Добрый день)
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были дети. И учились они в 1 «Б» классе. И пришли к ним однажды гости… О ком идет речь?
- Сегодня у нас необычный день, много чудес может произойти, если сильно верить в это.
-Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте дорогие дети!
Приветствие гостей. Дети: « В добрый день и в добрый час очень рады видеть вас!»
Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
А себе мысленно скажите: “У меня сегодня все получится!”
А теперь тихонечко садитесь.
Слайд №
А девизом нашего урока будет: «Грамоте учиться - всегда пригодится»
-Как вы ее понимаете? (ответы детей)
2. Актуализация опорных знаний.
(Стук в дверь)
- Ребята, а кто там стучится? Интересно. Нам принесли загадочный конверт. Посмотрим что в нем? А на конверте написаны буквы, к сожалению, пока конверт дошел до нас какая- то часть букв стерлась, открыть мы его сможем, если вы допишите недостающие части букв.
Слайд № А Л С К Б Д Т
Молодцы, ребята!
- А какие дети учатся в нашем сказочном классе?
(Я показываю на букву, дети называют слова на эти буквы)
А- аккуратные
Л – любознательные
С – сильные
К – красивые
Б – бодрые
Д – добрые
Т – трудолюбивые
- Давайте докажем, что мы действительно трудолюбивые, аккуратные и умные.
- А теперь настало время открыть конверт.
(Вскрываю конверт, а в нем еще один.)
В конверте находится зашифрованное письмо и фрагменты изображения сказочного героя, которому нужна помощь. Требуется прочитать «зашифрованное» письмо (при правильном расположении получается слово «ПОМОГИТЕ»).

Слайд № «Зашифрованное письмо»

2 5 7 6 1 4 3 8
О г т и п о м е
Работа в паре
- Ребята, возьмите красные карточки и попробуйте расшифровать письмо. Вам нужно в табличку снизу вписать цифры вместе с буквами по порядку. Должно получиться слово.
-Молодцы, какое слово получилось? (читает Карина)

1 2 3 4 5 6 7 8
п о м о г и т е

- А кто же просит помощи у нас? Тут еще один конверт. А в нем пазлы, их мы сможем собрать только в том случае, если ответим на вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете 1 пазл.
 Чем отличаются звуки от букв?
 Какие звуки легко и свободно произносятся, не встречая преград? (Гласные)
 При произношении каких звуков мы встречаем препятствие и преграду?
 А какими могут быть согласные? (твердые, мягкие, звонкие, глухие)
- Что ж, с заданием справились, теперь вы можете узнать, кто зовет вас на помощь. Подойдите к одной парте и соберите пазл.
-Кто же это?
Слайд № (Василиса)
Дети – Василиса Премудрая.
3. Сообщение новых знаний
- Ребята, чтобы по¬мочь Василисе Премудрой, не¬обходимо установить, кто её по¬хитил и где скрывает. Получить ответ можно, отправившись в лес и выполнив задания.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пора нам в путь дорогу. А чтобы в дороге было веселей, выполним физминутку.
Слайд № Физминутка
Вот вышли мы к лесу, а в лесу мы видим…
(Дети: избушку)
-Правильно. А кто живет в этой избушке? (Бабушка Яга)
-Баба Яга много веков живет на белом свете она, конечно, знает кто похитил Василису Премудрую. Но скажет нам только тогда, когда мы выполним ее задания.
-Как по - другому, назвать избушку? (дом)
-Назовите первый звук в этом слове.
(Первый звук в слове –дом- [д] – это согласный твёрдый звук)
- А кто сидит на дереве? (дятел)
-Назовите первый звук в слове.
(Первый звук в слове –дятел- [ д'], – это согласный мягкий звук)
-Запишите на доске какой буквой записываются звуки [ д], [ д'].
-Закройте ушки и произнесите звук д. Что мы слышим? (звук) Значит звук «д» какой? (звонкий)
Слайд № (д-т, картинки труба, тигр)
-А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?
(Мы услышали новый звук [т])
-Правильно, какой это звук звонкий или глухой? (согласный глухой, может быть твердым или мягким)
- Приведите примеры.
-Как вы думаете, почему буквы «д» и «т» пришли вдвоём?
(Как только «выключаем» голос при звуках то слышим [д, д'], [т, т']).
- Умницы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.
- С заданием справились отлично.
Слайд №
-Посмотрите на экран, назовите похитителя Василисы Премудрой, ведь даже Баба Яга боится вслух произносить это имя. А вы не боитесь?
Слайд №
-Правильно, это Кощей Бессмертный. Возле избушки Бабы Яги есть тайная тропинка, которая ведет к замку Кощея. Чтобы пройти по тропинке нужно научиться различать звуки Д и Т.
-Вы готовы? Будьте внимательны.
(Хоровое чтение столбиков слов с выяснением смыслоразличительной роли букв Д и Т
да до ду ди ды
та то ту ти ты

-Какими звуками различаются слова в первом столбике и во втором?
Сравнение по артикуляции. Слайд №
• В каком положении находятся губы, когда мы произносим звуки Д и Т?

• Язык направлен вверх или вниз?

• А воздушная струя теплая или холодная?
4. Закрепление знаний
«Замок Кощея Бессмертного»
Долго ли, коротко ли пришли мы, наконец, к замку Кощея Бессмертного. А перед нами ворота. Чтобы войти в замок Кощея, надо открыть ворота, в шифре замка спряталась цифра.
-Ребята, кто догадался, какая это цифра? (Учащиеся отвечают устно, правильный ответ — цифра 6).

Голос за кадром « –Фу-фу-фу! Не уж то человеческим духом пахнет?»
Слайд № (буквозавр)
-Это буквозавр, он охраняет вход в замок. Чтобы он пропустил, нужно правильно показать карточки с буквами.

Я буду произносить слова, а вы, если услышите звуки Д или Т, поднимите соответствующую букву: Удочка, уточка, катушка, кадушка, душ, тушь, стук, дело, тело.
-Мы смогли пройти мимо буквозавра.
- Ребята, Кощей Бессмертный запер Василису в одной из комнат. А здесь так много дверей, а открыть мы можем только одну. На всех дверях написаны буквы, они все разные. Но мы с вами должны точно определить букву, которая нам нужна. Если вы ошибетесь, то разбудите Кощея Бессмертного.
Упражнение на концентрирование внимания. Возьмите карточки зеленого цвета. Эта буква спрятана среди других букв. Ваша задача найти одинаковые буквы и зачеркнуть их, останется только та буква, которая нам нужна.

- Ура, нашли мы Василису. Теперь поскорее нужно увезти из замка Василису Премудрую, а чтобы Кощей Бессмертный не смог догнать, нужен богатырский конь.

Слайд №
На конюшне у Кощея имеются три стойла с полу - прикрытыми дверями. За одной дверью находится дракон, за другой ослик, за третьей богатырский конь. Кто нам нужен. Чтобы расковать заколдованную цепь на коне, написать заклинание.
-Ребята, умеем ли мы писать?
- Откройте тетради.
Работа с тетрадью
Дети:
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я от вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите под диктовку буквы: Дд, Пп, Уу, Тт
На следующей строчке записываем слова: там, дом, дым, Дина, Том.
-Назовите первый звук в слове Дина, какой он? (согласный мягкий звонкий)
-Назовите первый звук в слове Том, какой он? (согласный твердый глухой)
-Составьте схемы к словам Дина, Том. Проверяем, посмотрите на экран, у вас так же?
Слайд № (зеленый ,красный, синий, красный), (синий, красный, синий)
- Молодцы ребята! Мы заслужили отдых.
Слайд № Физминутка
Работа с текстом по учебнику стр49
Кощей, заметив исчезновение Василисы Премудрой, бросился в погоню. Спрятать Василису может только необычный сказочный огород. И растут в нем..
- А что растет в нем, узнаем, прочитав текст. Откройте учебники на странице 49.
Первичное чтение (читает учитель), затем читает Фролова Карина.
Проверка первичного чтения.
- Кто посадил огород?
Что посадила мама?
Вторичное чтение (читают ученики по несколько предложений)
Проверка вторичного чтения.
Где была Дина?
Что делала Дина?
Куда пошла Дина?
Куда пропали дыни и помидоры? Как вы думаете, почему спрятались от Дины все овощи?
Кто поливал овощи? Кто заботился об огороде?
А что в это время делала Дина?
Какой она была дочкой?
Какой она должна быть, чтобы овощи любили ее и не прятались под листики?
-Прочитайте 1 предложение. Давайте посчитаем сколько слов в предложении.
-Составьте схему этого предложения. (1 ученик составляет схему на доске)

После своего спасения Ва¬силиса Премудрая поблагодарила овощи за то, что они помогли укрыться от погони, и соста¬вила о них премудрые загадки.
Слайд №
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. Капуста

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. Помидоры
Сладкая, медовая,
Очень даже сочная,
Ложкой семечки смахнёшь,
Мякоть белую найдёшь! Дыня
5. Итог урока
Какие вы молодцы ребята. Справились со всеми заданиями. Освободили Василису Премудрую.
-Вспомните, пожалуйста, как называются звуки д-т? (парными)
-Почему?
Давайте исправим неправильные слова:
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку (точку) .
Мальчик ловил рыбу уточкой (удочкой) .
Закончил тело, гуляй смело (дело) .
На речке крякала удочка (уточка) .
Рефлексия
Ребята, наш урок закончился, оцените свои знания по лесенки успеха, если вы все знаете – это самая высокая ступень. Если, вам что-то не понятно – это вторая ступенька, если, вы считаете, что плохо справлялись с заданиями – нижняя ступенька.
Василиса Премудрая дарят вам вот эти раскраски.
Категория: Начальная школа | Добавил: Nuri0702 (2016-02-29) | Автор: Жакенова Анаргуль Болатовна E
Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 7:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru