Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Проектная деятельность в начальной школе
Тема: «Проектная деятельность в начальных классах»
Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно- ориентированного обучения школьников.
Основоположниками проектной деятельности являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.
В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
К технологии проектно- исследовательской деятельности я обратилась в 2013 году, после прохождения курсов по теме «Проектно- исследовательская деятельность как способ развития творческой индивидуальности обучающихся». Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу.
Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности обусловлена следующими положениями:
- направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;
- формирование проектно-исследовательских умений в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.
Проектно-исследовательская деятельность является видом научно-исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, открывающего новые знания для себя, идентичны по своей сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания. Важно учитывать, что проектно-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления.
Процесс проектно-исследовательской деятельности реализуется согласно следующим этапам:
1. Выбор темы;
2. Постановка цели и задач исследования;
3. Планирование исследования;
4. Выбор методов;
5. Поиск информации;
6. Проведение анкетирования, наблюдения, опросов;
7. Формирование выводов;
8. Представление результатов;
9. Анализ своей деятельности и самооценка.
Наличие подобных этапов и нового продукта как результата деятельности характерно для творчества, поэтому неоспорим тот факт, что проектно-исследовательская деятельность является деятельностью творческой.
Включая младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность у них формируются следующие умения:
-Умение определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
-Умение выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
-Проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проектной деятельности проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Общеизвестно, что любая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это движущая сила любого действия. Мотивационные основы: потребность в новых знаниях; достижение значимого результата; приобретение опыта. Можно учить ребенка, но нельзя научить без его желания. Соответственно, необходимо сделать проектно-исследовательскую деятельность для учеников яркой, привлекательной, интересной, используя все возможные средства.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Чем полезна проектная деятельность для учащихся:
 Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
 Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы педагогические условия:
- Любые занятия в начальной школе должны отвечать определенным требованиям: доступность, посильность, соответствие детской природе. Знания об проектно-исследовательской деятельности, должны быть адаптированы для детского понимания, методы, используемые в обучении, связаны с активной деятельностью. Таким образом, обучение, направленное на формирование проектно-исследовательских умений, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся начальной школы.
- Для организации проектно-исследовательской деятельности учитель должен обладать определенными качествами: владеть знаниями об проектно-исследовательской деятельности; стремится реализовать личностный подход к учащимся; включится в сотрудничество и сотворчество; обладать творческим потенциалом.
- Необходима четкая организация и направленность проектно-исследовательской деятельности. Важно постоянно, систематически включать учащихся в разнообразные формы проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, необходимо наличие четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования проектно-исследовательских умений младших школьников.
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Из опыта работы.
Использование технологии проектирования и исследования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей младшего школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы следующие виды проектов:
Виды Особенности продукт деятельности
(Виды презентаций.)
Исследовательские проекты
(3-4 классы) Включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов Защита на Ученом совете, научная конференция, пресс-конференция, конкурсы, научные сообщения, статьи в школьной газете.

Творческие проекты
(1-4 классы) Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов
Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки, выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, книжки- малышки).

Информационные проекты (1-4 классы) Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм)
Практико-ориентированные проекты(2-4 классы) Нацелены на социальные интересы самих участников проекта. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села. (Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)
Мини-проекты
(1-4 классы) Укладываются в 1-2 урока Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.
Краткосрочные проекты Укладываются в 4-6 уроков Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.
Долгосрочные проекты (4 класс) Выполняются в группах или индивидуально Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии, анкетирования)

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Темы детских работ необходимо выбирать из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями во внеурочной работе и 1-2 сдвоенными уроками.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Выполняя проектную задачу, я познакомила с технологией проектной деятельности родителей и учеников. Для этого было проведено собрание «Что такое детский проект?» и разработаны памятки.
Памятка «6 П»
1. Проблема.
2. Проектирование (планирование работы)
3. Поиск и сбор информации.
4. Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио твоего проекта.
Памятка для учеников и их родителей.
1. По всем вопросам обращайся к учителю, координирующему проект
2. Выбирай проект по интересу
3. Собирай информацию из разных источников (энциклопедии, справочная литература, Интернет, библиотека)
4. Думай, что твоя работа пригодится другим
5. Не отказывайся от помощи других
6. Фантазируй, проявляй творчество
7. Используй современную технику (компьютер, фото- и видео-аппаратуру)
Памятка начинающему исследователю:
1. Выбери тему исследования
2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
6. Сделай выводы.
7. Оформи результаты своей работы.
8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Обучать детей проектированию можно уже с 1-го класса (ведение в проектную деятельность). Вначале это лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок, рассказ о любимой игрушке и т.д.). Самым интересным стал проект всего класса «Моя любимая буква». Проект был закончен по окончанию изучения букваря.
Дети находили стихи, пословицы, поговорки, сами пробовали сочинять стихи, рисовали рисунки о любимой букве. Итогом был праздник Букваря, где дети совместно с родителями продолжили работу с любимыми буквами: делали съедобную букву. Кто-то пек пироги, торты, кто-то использовал соленое тесто для поделки, крупу, мармелад, фрукты и конфеты- результат оформили в виде презентации, которую смотрели на празднике Букваря и получили ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности . Во 2-4 классах данный проект может перерасти в проект «Мои любимые книги», «Мои любимые герои (сказок, рассказов, повестей)» (результат: книжки-малышки)
В творческих заданиях по курсу «Познание мира» уже заложены темы, которые могут быть также разработаны как ученические проекты. Дети совместно работали над групповыми проектами «Реклама растений луга» , после изучения темы «Дикие и домашние животные» дети выполняли индивидуальные проекты. Такие как: «Мой барсик!», «Кто самый быстрый?». В процессе работы дети определили круг исследуемых вопросов, были представлены интересные факты из жизни растений, животных.
Во 2- 4 классах работа по обучению проектам продолжается и углубляется. Учащиеся сами составили план проектной деятельности, «Копилка проектов» - проекты, которые хотелось бы им осуществить.
Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие общеучебные умения.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Сам проект до этапа презентации стараются держать в секрете.
Категория: Начальная школа | Добавил: savenko70 (2016-04-24) | Автор: Савенко Виктория Витальевна E
Просмотров: 1375 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 11:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru