Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

"Разнообразие растений", познание мира, 3 класс
Тип урока: Урок-поиск
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем мы старательно,
Слушать друг друга внимательно.
- Поприветствуем друг друга, гостей и учителя.
- Прежде чем мы начнём урок – разделимся на группы. Выберите карточку со своим именем и найдите свою группу.

1 группа – воздух
2 группа – вода
3 группа – перегной
4 группа – песок и глина
5 группа – соли

2. Повторение. Мозговая атака.
- Воздух, вода, перегной, соли, песок и глина. Что объединяет все эти понятия? (это состав почвы)
- Что такое почва? (верхний слой земли, на котором растут растения)
- Основное свойство почвы, которое отличает её от горных пород? (плодородие)
- За счёт чего почва приобретает тёмный цвет? (перегной)
- Что такое перегной? (остатки перепревших листьев, погибших растений и животных)
- Какие живые существа есть в почве? (черви, кроты, бактерии)
- Какую пользу они приносят почве? (рыхлят землю и насыщают её кислородом)
- Молодцы. Хлопнули себе.

3. Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемы.
- А сегодня мы отправимся с вами в удивительное Царство- это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.
- Каких представителей этого царства вы видите? (Шиповник, сосна, тополь, смородина, одуванчик, папоротник)
- К какой группе растений их можно отнести? (травы, кустарники, деревья)
- Царство растений пришли вы познать,
Их тайны и загадки придется отгадать.
- Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет?
 Цветет папоротник огненным цветком, распускаться в глухую ночь накануне дня Ивана Купала(7 июля) под удары грома и раскаты молний.
 Как прекрасен в период цветения мох- кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.
 В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль- грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же ,несъедобны.
 Лиственница- хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко- зелеными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.
 Из леса мы вышли к заболоченному водоему. Из воды на нас глядели желтые глазки- цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!
- Какие утверждения верны, а какие нет? (Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.)
- Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении? (Изучить эти группы растений).
- Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?
Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.
Где правде, а где вымысел, легенда, ложь.
Без науки о растениях не поймешь
- Какая наука изучает растения? (Ботаника)
- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников.
1 группа будет изучать водоросли
2 группа - мхи
3 группа – папоротники
4 группа - хвойные растения
5 группа – цветковые

4. Исследование в малых группах.
- На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
План
1.Прочитать текст
2.Рассмотреть гербарий, фотографии
3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.

ЦВЕТКОВЫЕ
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и семена

ВОДОРОСЛИ
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и семена

МХИ
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и семена

ПАПОРОТНИКИ
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и семена

ХВОЙНЫЕ
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и семена

Физминутка.
Игра «Деревья, кустарники, травы».
Правила: при назывании дерева вытягиваете руки вверх, встаёте на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, крыжовник, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
- Отдохнули. Теперь за работу. На это задание у вас есть 5-7 минут.

5. Обмен информацией
СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА
цветковые + + + + +
водоросли
мхи + +
папоротники + + +
хвойные + + хвоинки + + шишки
- Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые вы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета группы на доске появится таблица, где будет отмечено, имеет растение орган или не имеет.

6. Организация информации
- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства? (есть цветы или нет)
- Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесем к нецветковым?

7. Связывание информации. Обобщение.
- Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?
- Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут.

8. Рефлексия
Составить синквейн «Растения»
Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают.
Зелёный наряд Земли.
Красота!

9. Подведение итогов.
- А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор? (Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.)
- По какой науке мы путешествовали?
- О чём эта наука?
- На какие группы разделили ученые растения?
- Какие растения вас удивили?
- Что вам понравилось больше всего?

10. Домашнее задание.
Задание по группам приготовить сообщения о:
1 группа – влаголюбивых растениях.
2 группа – засухоустойчивых растениях.
3 группа – теплолюбивых растениях.
4 группа – холодостойких растениях.
5 группа – светолюбивых растениях.

Используемые источники:
1) http://festival.1september.ru/articles/522193/
2) http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/okruzhayuschiy-mir-raznoobrazie-rasteniy-klass.html
Категория: Начальная школа | Добавил: Elena25 (2016-05-10) E
Просмотров: 121 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru