Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

«Игровые формы работы на уроках русского языка»
«Игровые формы работы на уроках русского языка»

Игра - это искра,
зажигающая огонёк
пытливости и
любознательности.
В.А.Сухомлинский

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н.Кругликов, 1988) игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей. Игра наряду с учением и трудом, является одним из основных видов человеческой деятельности.

Игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствует формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно возрастает.
На уроках русского языка, я часто пользуюсь упражнениями и дидактическими играми, которые помогают усвоить ту или иную тему в игровой форме, учащиеся запоминают, сами того не понимая.

Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания, одним словом:
o Военнослужащий, стоящий на посту.
o Ребёнок, любящий сладкое.
o Очень смешной фильм
o Промежуток времени в 60 минут

Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть…
Однажды они пошли…
Вдруг из кустов…
Потом ребята долго вспоминали как…

Составь рассказ по опорным словам:
o Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения. Слоговой состав слова. Развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создаёт положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Предлагаю подборку дидактических игр и упражнений к урокам русского языка. Я надеюсь, что предлагаемые игры будут полезными на уроках русского языка.

Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:
Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Игра «Кто у нас самый зоркий?» нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекает в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твёрдые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто, же окажется зорким и увидит больше орфограмм?)

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра «Художник». Ребёнок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник даёт устный портрет кого-нибудь из детей: «У него светлые волосы, голубые глаза, весёлая улыбка. На нём коричневая рубашка, синие брюки» и т.п., а учащиеся должны догадаться, о ком идёт речь.

Тема: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Упражнение «Отгадаем знаки»
Цель. Развитие слухового сосредоточия, мышления, закрепление учебного материала через двигательный анализатор и подражание.
Описание. Учитель читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети молча руками изображают нужный знак. Например:
«!» - две вытянутые руки соединены над головой;
«?» - правая рука поднята и согнута полукругом, левый кулачок перед грудью;
«.» - кулачки прижаты друг к другу.

Вариант текста (Л. Куклин «На один звук»):
- Вот сколько на «К» я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор.

-Ой, хватит! И звук тоже может устать.
А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка.
Ай, кажется, я тут напутал немножко!

Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «С» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и …кошка!
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку – откуда пришла?
И вся ли посуда на кухне цела?

• Сопровождение движениями слушания текста не отвлекает внимания, а наоборот, активизирует, поддерживает его. Самостоятельное, осознанное управление своей умственной деятельностью («произвольное внимание») для многих детей этого возраста ещё затруднено, и простые указания учителя: «Слушайте внимательно!» - оказывают на них слабое воздействие. Когда же слушание имеет конкретную цель – заметить нечто и отметить замеченное движением, тогда содержание текста из чисто внешней информации превращается в руководство для собственных действий, можно сказать, организует внутренний план действия. Если же и это для некоторых детей затруднительно, они могут просто подрожать движениям других, но материал всё равно будет закрепляться (в этом случае – способом непроизвольного запоминания).

Упражнение «Соединяемся и меняемся»
Цель. Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание. К доске выходят 10 детей, каждый их них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:

Кто
Пришёл
Здравствуйте
Дедушка
Катя
Любит
Цветы
!
?
!
.
Взявшись за руки, они составляют три группы – предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь слова и знаки, и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если слова переставить нельзя, то почему)
Варианты: Дедушка пришёл? Дедушка пришёл! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто Катя?

• Уже сама возможность подвигаться на уроке для ребёнка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает чувствовать значение слова в предложении. Ребёнок, несущий слово или знак, осознаёт, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространённых ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их, где попало, так как не понимают их значения.

Тема: «ЖИ, ШИ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ»

Игра «Лишняя буква»
Цель. Развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание. В игре участвуют поочерёдно несколько групп детей по 4-6 человек. Победитель определяется с помощью секундомера.
К доске выходит первая группа. Каждый ребёнок получает по одной букве. Задание: составить слово; но их предупреждают, что одна буква лишняя.
Вариант для ЖИ, ШИ: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы), ШИЛО(Ы) и т.п.; для ЧА,ЩА;ЧУ,ЩУ – аналогично.
Когда дети составляют слова из букв, то одна буква каждый раз оказывается лишней. (Отдаленность этой «лишней» буквы от используемых нужно подчеркнуть другим её цветом.) многогранное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ её несовместимости с ним. Кроме того, эта игра даёт детям возможность подвигаться на уроке, снять напряжение.

Тема: « Перенос»

Игра «Разноцветные шарики»
Цель. Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание. Учитель в случайном порядке бросает в класс мячи разного цвета, предварительно условившись с детьми, что если мяч красного цвета, то поймавший его ученик, прежде чем бросить, обратно называет слово, которое можно переносить; если мячик синий, называет слово, которое переносить нельзя.

• Случайный порядок бросания мячей разного цвета побуждает детей предусмотреть разные варианты: или держать в памяти наготове сразу два слова – односложное и многосложное, или быстро подбирать подходящее уже с мячиком в руках. В любом случае происходит тренировка умения выделять в речи слова того или иного строения и навык быстро определять возможность или невозможность переноса.

Игра «Мячик - разделитель»
Цель. Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие – нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит слово разделённым для переноса.

• Мячик – средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребёнку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания)

Упражнение «Что нельзя переносить?»
Цель. Развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.
Описание. Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове тридцать все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает всё, что нашёл, остальные дополняют. В заключение все вместе ещё раз проверяют.
• Самостоятельный поиск односложных названий предполагает «отбрасывание» неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не казалось слишком лёгким и поэтому скучным.

Тема: « Обозначение мягкости согласных гласными»

Упражнение «Медведь и медвежата»
Цель. Развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала через активацию слухового анализатора и артикуляции.
Описание. Учитель рассказывает сказку:
«Жили - были два медведя. Один медведь был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Большой медведь пел: «та-та-та», а маленький «тя-тя-тя». Песенки похожие, но поют медведи по – разному: большой поёт грубым, твёрдым голосом, а маленький – ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я буду большой медведь, а вы – маленькие медвежата, и мы будем петь одну песенку, но по-разному. Вот так:
- Ла-ла-ла! – а медвежата - …
- Ду-ду-ду! – а медвежата - … »

• Эмоциональное и наглядное связывание в сказке ярких характеристик слуховых и зрительных образов помогает детям услышать и осознать разницу между согласными, которые слышатся как «твёрдые» и «мягкие». Самостоятельное воспроизведение разных вариантов способствует лучшему закреплению этого осознания.

Тема: «Ударные и безударные гласные»

Упражнение «Разноцветные мячики»
Цель. Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников.
Описание.
1 вариант. («Много - один»). Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ученик, бросая обратно, - в единственном.
Возможные слова: КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ, ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ.

2 вариант. («один - много»). Учитель, бросая мяч, называет слово в единственном числе. Ученик, бросая обратно, - во множественном.
Возможные слова: ТРАВА, ЗИМА, РЕКА, СТРАНА, СОСНА, ВОЛНА, СТЕНА, ДОСКА, ГОРА, КОЛЬЦО, ОКНО, НОГА, СЕСТРА.

• Здесь стереотипность ожидаемого ответа также помогает привлекать к игре детей, обычно «не ладящих» с мячиком.

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные»

Игра «Разноцветные мячики»
Цель. Развитие внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово с сомнительной согласной на конце. Ученик, бросая мяч обратно, должен: просто назвать букву в конце слова, если мяч синий; изменить слово так, чтобы стало ясно слышно, какая буква, если мяч красный.
Варианты слов: ЗУБ, САД, МОРОЗ, ЗАВОД, ЭТАЖ, ДУБ, ОТРЯД, ФЛАГ, САПОГ, ТЕТРАДЬ, ГОЛУБЬ, АРБУЗ, ПАРУС, АВТОБУС, ГОЛОС, ЛЕС, РАССКАЗ.
• Игра позволяет внести разнообразие и двигательную активность в традиционное письменное упражнение.
Игра «Хитрые буквы»
Цель. Закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание. На доске записаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных.
Задание для двух участников: как можно скорее найти и обвести кружком все «хитрые буквы»
Слова для 1 –го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД.
Слова для 2 –го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
• Чтобы победить, ученику нужно быстро произвести ряд умственных действий, которые сами по себе, может быть, и не вызвали бы у него интереса и активности.

Тема «Вопросы Кто? Что?»

Упражнение «Отгадайте вопрос»
Цель. Развитие внимания, мышления.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет имя существительное. Ученик, бросая мяч обратно, - вопрос к нему? («Кто?» или «Что?»)
• Манипуляции с мячиком оживляют необходимое, образное упражнение, давая возможность детям подвигаться и поддерживая их внимание на должном уровне.

Упражнение «Внимательные руки »
Цель. Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления, закрепление учебного материала с участием моторики.
Описание. Учитель читает текст, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос «кто?», дети поднимают правую руку; если «что?» - левую, если оба не подходят – руки остаются – лежать на столе.
• Необходимость после каждого предъявленного слова проделывать определённое движение стимулирует к сосредоточению. Чтобы правильно выбрать движение, необходимо отнести слово к одной из двух возможных категорий. Таким образом, тренируется умение анализировать слуховую информацию.

Тема «Глагол»
Упражнение «Мячик с путаницей»
Цель. Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет одушевлённое существительное. Ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но «неподходящим» (ворона…МЫЧИТ, врач...ЧИРИКАЕТ и т.д.)
• Условие (подбирать «неподходящий» глагол) не только даёт детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к традиционному учебному упражнению, которое, таким образом, может выполняться достаточно долго, не теряя своей эффективности.

Тема «Предлоги»
Упражнение «Присоедини слово»
Цель. Развитие внимания, устной речи.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет предлог. Ученик, бросая мяч обратно, - слово с этим предлогом. Слово можно задать заранее. Например: В реке, ИЗ реки, К реке.
• Производимое учеником при каждом ответном броске мяча изменение слова помогает ему чётче осознать связь меняющегося окончания слова с предлогом.

Категория: Начальная школа | Добавил: рыбка (2010-08-17) | Автор: Айгуль Сериковна E
Просмотров: 4510 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 11:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru