Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Статья
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК УСПЕШНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Патрашкова Е. А.

В послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решений этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы.
Выполнение государственных обязательств перед ребёнком, семьёй и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно – ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребёнку, устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определённый уровень их интеллектуального развития.
Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально – творческого, эмоционального, физического развития ребёнка, и осуществить его подготовку к взрослой жизни [1].
В 2012 году нам выпала возможность пройти курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по программе третьего базового уровня в Центре Педагогического мастерства г. Семей на базе Назарбаев Интеллектуальная школа, где были изучены новые подходы в обучении и повышен методический уровень.
Основной задачей данных курсов является помощь казахстанским учителям в оценке и усовершенствовании их педагогической практики. По этой причине современные подходы к преподаванию и обучению рассматривались во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным контекстом. В ходе Программы рассматривалось множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований. Следовательно, ожидается, что учителя будут знакомиться с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики. Данная работа необходима учителям для обеспечения теоретической основы, на которую они могут полагаться при рассмотрении (выборе, изучении, знакомстве и т.д.) стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу. Основное содержание настоящей Программы представлено в виде семи отдельных модулей, которые в ходе обучения рассматриваются в комбинированном виде:
1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании.
5. Обучение талантливых и одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
7. Управление и лидерство в обучении.
Взаимодействие данных модулей должно быть непрерывным, так как только при таком условии возможны изменения в процессе обучения, да и при самом совершенствовании учителя, как успешного учителя-профессионала.
Все перечисленные модули, комбинируются между собой, поэтому в процессе обучения и при подготовке к урокам ни один из них нельзя упускать из вида. Изучив полностью данную Программу, учитель сможет добиться хороших результатов в своей работе.
Ожидаемые результаты настоящей Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением [2, 16].
Своеобразным зеркалом культуры и образованности является речь человека. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития.
Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности [3,34].
Поэтому одной из центральных проблем в современной начальной школе - это языковое образование и речевое развитие младших школьников, так как изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие [4, 27].
Цель выбранной проблемы – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данная тема была выбрана неслучайно. Ведь учителя считают, что важно не упустить момент и вовремя сделать акцент на развитие речи младшего школьника.
Актуальность выбранной нами темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения.
Одним из видов контроля учителем своей работы по развитию письменной речи младших школьников являются как раз уроки, на которых дети связно выражают свои мысли в письменной форме, то есть создают текст, речевое произведение. Но на практике дети не всегда успешно справляются с такой работой. Сталкивается с трудностями и учитель [5, 31].
Возникает противоречие: между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами.
Это противоречие указывает на следующие проблемы:
1) в среднем словарь учащихся младших классов беден;
2) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов;
3) ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли.
Для решения данных проблем мы поставила перед собой цель: разработать систему занятий для успешного развития речи в начальных классах в соответствии с государственными программами, и применять ее на практике.
Считаем, что главное в разработке этой системы заключается в следующем:
1) систематизация упражнений по развитию письменной и устной речи учащихся;
2) тематическое планирование обучающих изложений и сочинений по классам;
3) разработка дополнительной образовательной программы по формированию функциональной грамотности чтения и письма [6,29].
Опираясь на полученный опыт, на уроках русского языка, нами применялись следующие виды работ, направленные на развитие речи младших школьников:
1.Работа с текстом:
а) восстановление деформированного текста;
б) вставка слов;
в) устранение неоправданных лексических повторов;
2. Работа с фразеологизмами.
3. Работа с пословицами:
а) Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему [7, 30].
б) Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Предложение-опора является названием будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения.
3. Упражнение на развитие зоркости.
4. Упражнение на развитие антиципации (смысловой догадки) [7,38].
5. Упражнение на развитие чтения без повторов [8, 56].
Результаты работы в виде определения процента успеваемости и качества знаний детей по русскому языку в первой, второй, третьей и четвертой четвертей были отслежены с помощью диагностик, мониторингов, тестов.

Мониторинг успеваемости и качества знаний по русскому языку во 2-ом классе за I, II, III, IV четверти



В диаграмме прослеживается положительная динамика в успеваемости и качестве знаний по русскому языку: «пятерки» в первой четверти имели 22% детей, во второй – 26%, в третьей - 30%, в четвертой -35% учеников; «четверки» в первой четверти у 30% детей, во второй – у 35%, в третьей четверти – 39%, в четвертой – 43%; «тройки» в первой четверти у 30% учеников, во второй – у 26%, в третьей – у 22%, в четвертой – у 17% детей. Положительные результаты зафиксированы и в количестве неуспевающих по русскому языку учащихся: если в первой четверти их количество составляло 18%, то в конце года (четвертой четверти) их осталось только 4%.
Таким образом, успеваемость и качество знаний по русскому языку повысилось в результате проведенной нами в течение года работы по овладению учащимися навыков и умений по анализу текста, по умению обобщать и систематизировать, по умению детей работать с фразеологизмами и пословицами, выполнять упражнения на развитие зоркости, антиципации и др..
Результатом нашей работы считаем развитие у детей коммуникативных умений и навыков, критического мышления, умения выражать личное мнение, работать с книгой, умения анализировать прочитанное произведение, красиво и выразительно читать стихи, умения находить в интернете нужную информацию.

Литература:
1. Послание президента народу РК Н. А. Назарбаева «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
2. Методическое руководство для учителей третьего базового уровня, «Орлеу».
3. Лысенкова С.Н. «Когда легко учиться» из опыта работы учителей начальных классов. - М. «Педагогика», 1995 г.
4. Михеева Т.Б., Печкурина О.В. Уроки развития речи в начальной школе. Книга для чтения. - М. ООО РС 2005г.
5. Бойкова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Начальная школа, №10, 2005.
6. Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи. Уроки развития речи в 4-ом классе. Начальная школа, № 9, 2006г.
7. Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. Нач. шк. №7, 2000г.
8. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. Спб., 2008г.
Категория: Начальная школа | Добавил: Даничка (2016-05-16)
Просмотров: 93 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru