Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

урок по "Познанию мира" Тема: "Осень"
Урок по предмету «Познание мира» в 1 классе
Тема: "Осень "
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Знакомство с основными признаками осенних изменений в живой и неживой природе.
2. Задачи
1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями в природе; расширить знания детей о причинах изменений осенью в живой и неживой природе.
систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать
ОБОРУДОВАНИЕ:
а) индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;
в) иллюстрации с картинками осенней природы, листопада;
г) иллюстрации лисы, зайца, медведя, ежа, белки, вороны, синицы, воробья, ласточки, журавля ;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. У детей на партах рисунки: тюльпан, солнце, дерево, облако, звезда, туча, куст, водопад, луна, снег, яблоко, девочка, мальчик, камень, оса, сосулька, рыба, птица.)
- Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы.
Выборочное объяснение: почему сели первыми, вторыми.
2. Актуализация знаний. Беседа.
- Какие времена года вы знаете?
ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе. Назвать месяцы по временам года.
3. Совместное открытие нового.
1) Вступительная беседа.
(На доске картинки трех осенних месяцев)

- Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень).
- Чем они отличаются?
- Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Пожелтел наш сад вишневый,
И на южный край земли
Собираются журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? /Сентябрь/
(показываю на рисунок и называю месяц «Золотая осень»)
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? /Октябрь/
(называю месяц «Середина осени» и показываю рисунок)
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
Вот уж лед на глади рек
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц подскажи? /Ноябрь/
(называю месяц «Предзимье»)
- Как изменяется неживая природа по месяцам:
(Учащиеся дают характеристику каждому признаку)
Солнце (положение над горизонтом). Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно). Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок.
Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Небо все чаще затягивают облака и тучи.
Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег.
Вывод: В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)
- Проводя наблюдения за погодой, мы говорим о неживой природе. Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу.
- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)
Физминутка
Ветер по лесу летал. (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Мы с вами поговорили об изменениях в неживой природе, которым служит похолодание. А какие изменения происходят в живой природе: в жизни растений, птиц, зверей с наступлением осени?
5) Все изменения в неживой природе – причина изменения в жизни растений.
Растения:
- С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается.
6) Похолодание и жизнь животных.
5. Подготовка зверей к зиме.
- Осенью звери тоже готовятся к зиме.
Как готовятся к зиме заяц? Белка? Лиса?
(Заяц меняет серую шубку на белую, белка рыжую шубку на серую, лиса надела теплую рыжую шубку. Белка сложила в дупло орехи, шишки, желуди, повесила на ветки деревьев грибы.)
- Что делают еж и медведь осенью? (Еж натаскал в нору листья, мох. Медведь нагреб в берлогу листья, мох, мелкие ветки, Они всю зиму будут спать.)
Как готовится к зиме мышка – полевка? (Вырыла в стогу нору и каждую ночь ворует зерно. Зимой будет спать только в сильные морозы.)
- Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме, и получаете по жетону.

Зимующие и перелетные птицы.
- А сейчас мы поговорим о птицах.
- Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные.)
- Птицы перепутались и не знают, кому надо лететь на юг, а кому остаться.
Помогите птицам. Вы выбираете перелетных птиц, а вы – зимующих.
( Зимующие: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, сова, дятел, снегирь. Перелетные: жаворонок, скворец, ласточка, грач, цапля, утка, лебедь, журавль, кукушка.) (Ребята выбирают птиц.)
Птицы вам очень благодарны. Перелетные птицы могут спокойно лететь на юг.
- Почему птицы улетают на юг? ( Потому что зимой холодно, мороз, нет корма: насекомых, зерна, семян.)
- Почему не все птицы улетают? (Они не боятся холода, питаются семенами ели, сосновой хвоей, почками, ольховыми сережками.)
- Как можно помочь птицам? (Кормить их. Делать кормушки.)
- Вы будете им помогать?
- Они найдут корм и пищу у жилья.

- Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны.

- О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.
4. Закрепление:
Работа в группах (возможна работа учеников у доски – выбирают по 2 ученика) составление коллажа картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”. (Дети выбирают и наклеивают на лист картинки с с соответствующим периодом осени)
По окончании картины предъявляются классу и еще раз вспоминаются признаки каждого периода осени.)
5. Для остальных детей: О каких признаках осени говорится в этих стихотворениях? А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», К.Д.Бальмонта «Осень».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветках благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

Работа с народными поговорками.
-О погоде осенью существуют народные поговорки:
1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Как вы их понимает?
5. Итог: Игра: хлопать если относится к осени:
Солнце встает позже?
Становится теплее?
Начинается листопад?
Дни становятся короче?
Зацветаю деревья?
Прилетают птицы?
Первый снег?
Звери надевают теплую шубу?
Идут холодные дожди?
Меняется окраска листьев?
- Вспомните, что важного узнали на уроке. (Повторить основ. признаки осени, вспомнить о роли похолодания)
6. Дом. задание: Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени.
Категория: Начальная школа | Добавил: Jartas (2016-05-22) | Автор: Осень E
Просмотров: 660 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru