Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Образовательное пространство урока как условие формирования ключевых компетенций у учащихся.
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования.
Как в условиях модернизации образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность .
Развитие компетенций осуществляется через активные формы обучения, которые предусматривают проведение занятий через организацию: игровой деятельности учащихся, проектной деятельности, различных форм проведения уроков, уроков с использованием ИКТ. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс, что способствует развитию коммуникативной и кооперативной компетенции.
Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетенции учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает следующими навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер.
Особенно нравится моим ученикам игра «Лови ошибку» - этот игровой прием помогает мне привлечь внимание учащихся к уроку, а у детей развивает аналитические навыки, повышает концентрацию внимания. Данный прием использую на уроках познания мира и математики при проверке домашнего задания или с целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что учитель допускает несколько ошибок в словах. Ученики должны их заметить, а затем исправить. Обязательно необходимо предупредить об «ошибках», поэтому на доске перед выступлением пишется фраза «Лови ошибку». Тот, кто хочет сообщить об ошибках, поднимает руку. Все исправления, которые делают ученики, комментируются и оцениваются учителем или учащимися.
«Найди пару» - это игра из серии специальных игр для уроков русского языка, чаще всего используется на этапе закрепления учебного материала, начиная с первого класса. Она позволяет формировать навыки совместной работы, умения вести диалог, обогащает словарный запас. Время проведения игры от двух минут, у учащихся карточки (у каждой карточки обязательно есть пара). Например, слово – лексическое значение слова, звонкие – глухие согласные, синонимы – антонимы, слово – орфографическое правило и т.д. Выигрывают пары, которые первыми готовы доложить свое задание.
В своей работе применяю различные виды игр, например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечное предложение», «Снежный ком», на этапе обучения грамоте – «Твёрдый звук – мягкий звук», «Ловись, рыбка!», «Чудесный мешочек», «Ловись рыбка», «Поезд», «Кто играет в прятки», «Из одного – много», игры, развивающие память, внимание, наблюдательность - «Лесенка», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету – «Лови ошибку», «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическое домино», «Крестики-нолики».
Также для развития компетенций я провожу нетрадиционные виды уроков (урок - викторина, урок – игра, урок – КВН, урок – путешествие, урок – сказка), которые отличаются от традиционных следующими принципами:
-максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
-поддержка альтернативности и множественности мнений;
В своей работе я ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, но и формировать у школьников логические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется высоким уровнем развития. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать , анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.
Использованная литература:
1. Концепция образования Республики Казахстан.
2. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва. НИИ школьных технологий. 2005 г.
3. Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.// Открытая школа, 2004г.
4. Шаврина Г.А. Игра как процесс обучения. Начальная школа Казахстана 2007,
Категория: Начальная школа | Добавил: Васильевна7160 (2016-05-22) | Автор: Филатова Татьяна Васильевна E
Просмотров: 123 | Теги: ключевые компетенции учебно-познава | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru