Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Разработка урока по русскому языку в 4 классе
Русский язык . 4 класс.
Тема урока. Лексика.

Цели урока: повторить изученное по теме « Лексика».

Задачи: образовательные: повторить материал по теме «Лексика»; знать определение понятий лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; виды толковых словарей: расширить представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.

Развивающие: продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы со словарями; находить главное в изучаемом материале; логически излагать свои мысли; развитие познавательного интереса, правильной речи, внимания, логики мышления.

Воспитательные: воспитание коллективизма; ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: актуализация знаний и умений ( урок повторения).

Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы; распечатанные тексты для анализа.

Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Оформление тетради (число, классная работа).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
Чистописание
- Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.
- Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)
- А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)
- Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.
- Продолжите строку, соблюдая закономерность.
Охарактеризуйте звук [Ч] и звук [Р].
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, отгадайте загадку.
«Крыльев нет,
А быстро летаю,
Сам меня выпустишь —
Да потом не поймаешь».
Да это слово. И говорить мы сегодня будем о словах. Что такое слово? (Основная единица языка.)
А какой раздел курса русского языка изучает словарный состав?
Какую роль играют слова в нашем языке?

Итак, сегодня мы с вами вспомним и повторим всё, что изучили в теме «Лексика».
3. Сообщение темы урока.
4.Фронтальный опрос «Закончи предложение».
1. Словарный состав языка образуется из … (слов)
2. Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)
3. Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое)
4. Однозначными называют слова, имеющие … (одно и то лексическое значение)
5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)
6. Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между собой)
7. Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство)
8. Слово с переносным значением в художественном произведении используется как … (выразительное средство)
9. Архаизмы – это… (устаревшие слова).
10. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику) … (лексикология).
11. Лексикон - это… (запас слов какого-то одного человека).
12. Слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению … (омонимы)
13. Неологизмы – это … (новые слова).
14. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - … (синонимы)
15. Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же)
16. Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим значением)
5. Работа с текстом
Нет ничего краше зимне…о леса! Идеш… по сказоч?ному лесу и боиш?ся задеть хру…кие изваяния невидимого скульптора.
Вот на пригорк… склонились елочки в бел…снежных х…латах а м…л…дые сосенки демонстрируют св…и пышные головные уборы. В центр… п…ляны застыла одинокая с…сна она обр…ла привлекательность.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите его основную мысль.
3. К какому типу речи он относится?
4. Найдите слова, лексическое значение которых вам непонятно.
5. Что такое синонимы? Выпишите слова, подчеркнутые красным цветом, в тетрадь и подберите к ним синонимы.
6. Что такое антонимы? Выпишите в тетрадь слова, подчеркнутые зеленым цветом, подберите к ним антонимы.
7. Что такое омонимы? Чем отличаются от них многозначные слова?
8. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в тексте?
9. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте. (в это время один ученик строит схемы сложных предложений на доске).
Физкультминутка.
Поднимайте плечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)
По дороге Петя шел
По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
6.Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
( А.Громова).
упр. № 340 - комментированное письмо.
Упр. 342 - устно
7. Развитие быстроты и внимания
Игра “Похлопаем в ладоши при многозначном выражении”:

• Горячее сердце
• Холодный ветер
• Тяжёлый характер
• Золотое кольцо
• Волчий хвост
• Седая голова
• Вершина горы
• Чёрные мысли
• Железный гвоздь
• Потерять голову
• Медвежья услуга
• Вершина славы
• Часы спешат
• Тёплый взгляд
• Дождь уснул
• Медвежья шкура
• Тонкий голос
• Жемчужный иней


8. Домашнее задание. Стр. 139. Упр. 344
9.Подведение итогов урока:
- Ребята, мы сегодня хорошо поработали, вспомнили, обобщили изученное о лексике. Какие слова мы знаем? Где чаще всего встречаются такие слова?
Молодцы, все работали замечательно.
10.Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?
Категория: Начальная школа | Добавил: nailyame (2016-06-17) | Автор: Мустафаева Наиля Алиевна E
Просмотров: 300 | Комментарии: 3 | Теги: повтороение, фронтальный опрос, лексика | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 7:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru