Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Разработка урока по русскому языку в 4 классе
Русский язык . 4 класс.
Тема урока. Лексика.

Цели урока: повторить изученное по теме « Лексика».

Задачи: образовательные: повторить материал по теме «Лексика»; знать определение понятий лексика, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; виды толковых словарей: расширить представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.

Развивающие: продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы со словарями; находить главное в изучаемом материале; логически излагать свои мысли; развитие познавательного интереса, правильной речи, внимания, логики мышления.

Воспитательные: воспитание коллективизма; ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: актуализация знаний и умений ( урок повторения).

Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы; распечатанные тексты для анализа.

Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Оформление тетради (число, классная работа).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
Чистописание
- Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.
- Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)
- А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)
- Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.
- Продолжите строку, соблюдая закономерность.
Охарактеризуйте звук [Ч] и звук [Р].
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, отгадайте загадку.
«Крыльев нет,
А быстро летаю,
Сам меня выпустишь —
Да потом не поймаешь».
Да это слово. И говорить мы сегодня будем о словах. Что такое слово? (Основная единица языка.)
А какой раздел курса русского языка изучает словарный состав?
Какую роль играют слова в нашем языке?

Итак, сегодня мы с вами вспомним и повторим всё, что изучили в теме «Лексика».
3. Сообщение темы урока.
4.Фронтальный опрос «Закончи предложение».
1. Словарный состав языка образуется из … (слов)
2. Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)
3. Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое)
4. Однозначными называют слова, имеющие … (одно и то лексическое значение)
5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)
6. Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между собой)
7. Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство)
8. Слово с переносным значением в художественном произведении используется как … (выразительное средство)
9. Архаизмы – это… (устаревшие слова).
10. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику) … (лексикология).
11. Лексикон - это… (запас слов какого-то одного человека).
12. Слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению … (омонимы)
13. Неологизмы – это … (новые слова).
14. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - … (синонимы)
15. Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же)
16. Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим значением)
5. Работа с текстом
Нет ничего краше зимне…о леса! Идеш… по сказоч?ному лесу и боиш?ся задеть хру…кие изваяния невидимого скульптора.
Вот на пригорк… склонились елочки в бел…снежных х…латах а м…л…дые сосенки демонстрируют св…и пышные головные уборы. В центр… п…ляны застыла одинокая с…сна она обр…ла привлекательность.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите его основную мысль.
3. К какому типу речи он относится?
4. Найдите слова, лексическое значение которых вам непонятно.
5. Что такое синонимы? Выпишите слова, подчеркнутые красным цветом, в тетрадь и подберите к ним синонимы.
6. Что такое антонимы? Выпишите в тетрадь слова, подчеркнутые зеленым цветом, подберите к ним антонимы.
7. Что такое омонимы? Чем отличаются от них многозначные слова?
8. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в тексте?
9. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте. (в это время один ученик строит схемы сложных предложений на доске).
Физкультминутка.
Поднимайте плечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)
По дороге Петя шел
По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
6.Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
( А.Громова).
упр. № 340 - комментированное письмо.
Упр. 342 - устно
7. Развитие быстроты и внимания
Игра “Похлопаем в ладоши при многозначном выражении”:

• Горячее сердце
• Холодный ветер
• Тяжёлый характер
• Золотое кольцо
• Волчий хвост
• Седая голова
• Вершина горы
• Чёрные мысли
• Железный гвоздь
• Потерять голову
• Медвежья услуга
• Вершина славы
• Часы спешат
• Тёплый взгляд
• Дождь уснул
• Медвежья шкура
• Тонкий голос
• Жемчужный иней


8. Домашнее задание. Стр. 139. Упр. 344
9.Подведение итогов урока:
- Ребята, мы сегодня хорошо поработали, вспомнили, обобщили изученное о лексике. Какие слова мы знаем? Где чаще всего встречаются такие слова?
Молодцы, все работали замечательно.
10.Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?
Категория: Начальная школа | Добавил: nailyame (2016-06-17) | Автор: Мустафаева Наиля Алиевна E
Просмотров: 2078 | Комментарии: 3 | Теги: повтороение, фронтальный опрос, лексика | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 5:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru