Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка в 3 классе
Урок русского языка в 3 «А» классе, проведенный учителем Хацкевич М.М.

Тема: Признаки текста.

Цели: Расширить знания учеников о тексте и его признаках. Развивать умения определять основную мысль и тему текста, подбирать заголовок. Развивать внимание, мышление, речь учащихся. Воспитывать любовь к русскому языку и обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, Рабочая тетрадь, таблицы, карточки с заданиями, иллюстрации яблони с яблоками.

Ход урока.

1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: словосочетание - слово – звук – предложение
Дети: звук – слово – словосочетание – предложение - ?
Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка.
Дети: звук – фонетика, слово – лексика, словосочетание, предложение – синтаксис.

3. Мотивация обучающихся и целеполагание.
Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?
Дети: Текст. Самая крупная единица языка.
Учитель: Но это ещё не всё, что нам необходимо знать о тексте, мы обязательно расширим свои познания, узнаем что – нибудь новое.
(Дети открывают тетради и записывают число, классная работа.)

4. Деятельность учащихся по усвоению новых первичных знаний и выработка новых умений.
Учитель: Изучая текст, ученые установили, что он имеет свои определенные законы, особенности. Давайте, вспомним, что делает текст текстом?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы! Посмотрите, сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию, и определим, какими признаками он обладает? Подберите слова близкие по значению к этому слову.
(учитель показывает кусочек ткани и лист с напечатанным текстом).(слайд)
- Как вы думаете, что общего между этими двумя предметами? ( В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое. Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст.)
На слайде: Текст – от лат. textum –ткань, связь, соединение.

Тема урока «Признаки текста», а поможет нам с ними познакомиться дерево, под названием «текст», скажу вам по секрету – это яблонька и яркие яблочки.

Учитель: в начале проанализируем запись. (карточка у каждого ученика)
Поздней осенью близнецы Алуа и Асель гуляли в яблочном саду. Почти все листья с деревьев опали и шуршали под ногами. Долететь до Альфы Центавра можно было только космолете. В зоопарке жила ручная обезьянка. Девочки подошли к молодой яблоньке. Рядом с пожелтевшими листочками они увидели большое яблоко..
Учитель: Можно ли назвать эту запись текстом? Почему? Теперь возьмите желтый и зеленый карандаши и закрасьте предложения, близкие по теме.
- Что теперь можете сказать?
Дети: Понимаем о чем говорится в тексте. Все предложения связаны между собой.
Вывод: Что мы сейчас делали?( цветными карандашами искали предложения
, связанные по смыслу ). Значите, какой первый признак текста?
Дети: Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.( дети берут одно цветное яблочко, пишут на нем 1 признак и прикрепляют его на свою яблоньку, учитель – на доске)
Учитель: Вспоминаем, что такое тема текста?
Дети: Это то, о чем говорится в тексте.
Учитель: О чем говорилось в тексте? Какова тема текста?
Вывод: Что мы сейчас делали? Искали предложения, близкие по теме. Кто сформулирует второй признак текста? (второе яблочко подписывают и крепят на яблоньку)
Учитель: Узнать третий признак текста нам поможет следующее задание.(Дети получают карточку с текстом). Прочитайте.
Это и вправду было, как в сказке кленовые листья повисли на нитях осенней паутины лес прощался с солнцем солнечные зайчики играли на опавших листьях
Учитель: Легко ли было читать эту запись? Почему? (нет знаков препинания, нет границ предложений). Скажите, что такое граница в тексте?
Дети: Граница – линия раздела между предложениями. Установить ее помогают знаки препинания.
Учитель: Представьте, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаши, поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.

Самостоятельная работа.
Это и вправду было, как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. Солнечные зайчики играли на опавших листьях.

Учитель: Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (4). Прочитайте текст, который получился. Докажите, что это текст. Сверьте свой вариант с образцом на слайде. Спишите.

Вывод: Какой третий признак текста? Предложения в тексте имеют границы. (подписывают яблочко и прикрепляют его на яблоньку, учитель - на доске).
Учитель: Сколько признаков мы уже с вами знаем? (читают записи на своих яблочках)

Физминутка: Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает листву.
В стороны руки плавно помашем, птицы к югу спешат.
Как они мерзнут тоже покажем, ручки сложили вот так.

Учитель: 3 признака текста мы уже знаем , а вот, чтобы узнать 4 признак вы должны представить себе такую картину.(Лингвистическая сказка)
Жил – был Текст. Все предложения в нем строго знали свое место. Но однажды предложения так развеселились и стали играть в салочки. Осаленные предложения так и застыли на месте. Когда игра закончилась, Текст оказался непонятным. Как вы думаете почему?
Дети: Предложения перемешались, потеряли свое место.
Учитель: Как «оживить» текст, сделать снова его красивым и понятным?
Дети: Расположить предложения в нужном порядке.

На слайде текст. Ученики в карточках работают с текстом. Затем результаты сверяются со слайдом, на котором предложения располагаются в нужной последовательности. Текст «оживает»

№ Предложения
Вот старый дуб, остановилась белочка.
Много забот у белочки осенью.
Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
Скоро выпадет снег и наступит зима.
Скачет белка по веткам, несет три орешка.
Здесь в дупле дерева её домик.
Сыта будет белочка зимой.

Учитель: Каким будет 4 признак текста?
Дети: Последовательность предложений. (подписывают яблочко и крепят на яблоньку)
Учитель: Какого признака здесь нет?
Дети: Названия, заголовка
Учитель: Дайте название тексту. (Осенние заботы белочки). Какой же 5 признак ? (подписывают яблочко).

5. Развитие умений – применение знаний.

Учитель: Кто еще раз попробует назвать признаки текста? Где вы можете встретить тексты в жизни? ( в газетах, журналах, учебниках …..) ….и в нашей Рабочей тетради. Открываем стр.34. Прочитайте текст - миниатюру М. Пришвина «Осень». Дети проговаривают лексическое значение слова МИНИАТЮРА.
Учитель: Какие есть «подсказки», что это текст? (название). Приведите еще доказательства того, что перед вами текст.
Дети: предложения связаны по смыслу, есть начало, конец, + автор.
Учитель: Что можно предположить по названию?
Дети: О чем будет текст.
Учитель: О чем этот текст? Какова его тема?
Учитель: Сколько яблочек на нашей яблоньке? Кто может назвать все 5 признаков. А сейчас все закрыли, отодвинули – перед вами тест.

6. Проверка уровня освоенности новых знаний.

Проверим, как вы усвоили признаки текста. Перед вами таблица с 7 утверждениями – рядом с ними поставьте ДА / НЕТ.

Утверждения Ответы учеников
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
Да
Нет

Да

Нет

Да
Да

Да
Да
А теперь внимание на слайд. Перед вами ключи к ответам. Оцените себя сами, будьте внимательней. За этот текст каждый получит оценку.

7. Домашнее задание.
А теперь настало время узнать каким будет д/з. Открываем дневники (слайд с д/з). В упражнении надо из слов в каждом ряду составить предложения и записать. Подобрать заголовок к тексту. В Р.т. на стр.34 заполнить кластер «Яркие признаки текста», используя памятку. Давайте ее прочитаем. (дети читают «цепочкой» по одному).

8. Итог урока.
Что из написанного нами не упоминалось на уроке? Это цели следующего урока - об этом мы с вами поговорим завтра.
Категория: Начальная школа | Добавил: Мистерия (2016-11-07) | Автор: Хацкевич Марина Михайловна
Просмотров: 47 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru