Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Цели урока:
• Образовательная :раскрыть образ Ильи Муромца, показать его справедливость, бескорыстие, стремление помочь своему народу;
• Развивающая: развивать связную диалогическую речь учащихся, навыки сравнения, обобщения, умение аргументировать свое мнение, расширять словарный запас учащихся;
• Воспитательная: воспитывать стремление помочь окружающим, доброту, бескорыстие. воспитывать у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам Родины;
Оборудование: картины с изображением богатыря , карточки в форме булавы, презентация, музыка "Цветы - Богатырская сила".

Ход урока
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Подготовка к восприятию материала.
Звук гуслей.
Какой музыкальный инструмент сейчас звучал? Гусли
Почему именно гусли звучат на этом уроке? (Мы читаем былины, а былины –это песни , сказания об исторических событиях . Былины исполнялись под музыку гуслей)
Кто мне сможет сформулировать о чём будет наш урок. Мы поговорим о былинах.
Дайте научное определение понятию былина. (это песня- сказание об исторических событиях)
О чём и ком рассказывали былины? (о богатырях, о битвах за родную землю)
Я предлагаю вам принять участие в богатырской разминке.
2. Вопросы по содержанию
Давайте вспомним содержание былины
(вопросы для проверки знания содержания былины).
1. Откуда выехал ранЫм –ранО Илья Муромец? (из Мурома.)
2. А что такое Муром?(город, или крепость все города на Руси были обнесены крепостной стеной)
3. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
(У Чёрной грязи, у речки Смородины.)(эти речки реально существовали и находились в Киевской Руси и сейчас существуют )
4. Илья Муромец поехал в Киев- град по прямоезжей дороге. А как попадали в Киев другие путешественники? Окольным путём.
5. Что значит окольным путём? (околица- означает круг)
6.Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
7. Кто такой воевода?(начальник войска в древней Руси)
8.Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник? («Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».)
(это имя принадлежит татарскому народу)
9.Чем прикрывался князь Владимир от свиста разбойника? (Куньей шубонькой.)Шуба из меха куницы
10.Какое оружие использовал Илья Муромец в бою с Соловьём Разбойником? («Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый…»)Выберите орудие которое Илья использовал в бою с Соловьём –разбойником.
3 Игра «Богатырская разминка»
Каждый ученик получает карточку в форме булавЫ. А почему карточка с изображением булавы?(это один из видов богатырского оружия)
На одной стороне рисунок булавы, на второй – предложения. Необходимо подчеркнуть только верные утверждения. Затем проводится взаимопроверка.(обратите внимание на доске правильные ответы) 5 – за все правильные ответы
4 – если допущена одна ошибка
3- в остальных случаях
• И-Былины – произведения устного народного творчества, героическая песня о подвигах русских богатырей (+)
• Р-Богатырям победить врага помогают волшебные предметы.(-)
• Т-В древности былины исполнялись под музыку балалайки.(-)
• Л-В центре внимания былины – богатырь, его дела.(+)
• Ь-В былинах много эпитетов, гипербол.(+)
• М-Начинаются былины зачином «В некотором царстве…» (-)
• Я-былины имеют стихотворную форму (+)
Соберите слово , из букв , правильных ответов ИЛЬЯ
О чём говорит вам это имя? Так звали богатыря, героя русских былин.
Из какой былины мы узнали про Илью Муромца? Какую былину о нем мы читали? (Былину Илья Муромец и соловей- разбойник)
4.Физминутка.
Встаньте, други мои, потянитеся (руки на пояс, к плечам, вверх),
Во все четыре стороны поклонитеся (наклоны).
Киньте палицу да за облачко (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
На коне лихом прокатитеся (прыжки на месте).
Сейчас мы подробно поговорим об образах в былине Илья Муромец и соловей-разбойник
5 Система образов .
Познаем образ главного героя Ильи, через взаимоотношения с другими героями. Я предлагаю вам рассмотреть взаимоотношения Ильи с различными персонажами былины. Это поможет нам составить портрет Ильи.
Илью в центр.
Назовите других персонажей былины: сол раз,князь Владимир,мужики-черниговцы.
Какую роль сыграли в судьбе Ильи странники?(они подняли его на ноги, с помощью воды, чтобы у Руси был защитник)
А чтобы понять отношение Ильи к странникам для этого посмотрите отрывок.
Как Илья относится к странникам? (он им благодарен,был послушен)
Опишите отношение странников к отцу и матери.(подарили радость, здоровое дитя)
Как относились мужики черниговские к Илье Муромцу (с уважением. За что его уважали?За силу за ум, за то что победил врага). Почему найдите доказательства в тексте
А Илья как к ним относился? ( благодарил, но отказал) Прочитайте как об этом сказано в былине. Почему он не согласился (ему не нужна была слава, власть. У него было другое предназначение ему нужно было защитить землю Русскую, а н е править и властвовать)
След персонаж нашей былины. Как Илья относился к соловью разбойнику? (как к врагу которого победил и был великодушен по отношению к нему,он показал свою силу )
Как соловей относился к Илье (с уважением, относился к нему как к победителю, подчинялся Илье)
Докажите это. (Князю не подчинился) Найдите в тексте доказательства .
Сильный мужественный великодушный (врагов не унижает )не стремится к власти почету и славе его главная задача защитить родной народ и родную землю.
Посмотрите на то, что мы сделали. Ребята что мы делали (карту взаимоотношений)
А для чего мы это делали? (чтобы понять характер главного героя)
6. Итоги урока.
-Так какими же качествами обладает Илья Муромец? (Бескорыстие, самоотверженная любовь к народу и родине, готовность встать на защиту всех бесправных, умение постоять за свое человеческое достоинство, способность подчинять личные чувства интересам народа и государства.)
-Имеет ли наш герой какие-то волшебные предметы, помогающие ему победить? В чем же его сила? ( сила в чистой душе, вере в справедливость, он защищает страну)Как сказитель (народ)выразил свое отношение к богатырю? (восхищение его мужеством, народу необходим такой защитник)
-Как вы считаете, во имя чего совершает Илья свои богатырские подвиги? За что он казнит Соловья Разбойника? (Илья мужественно сражается с Соловьем Разбойником, стремясь помочь своему народу. Злодея казнит за все беды, которые тот причинил простым людям:
-Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать –то сиротать да малых детушек!
Былины создавались много веков назад(11в). Мы живём в 21 веке. Сколько лет живут былины? 10веков-1000 лет Но их до сих пор читают. И они вызывают интерес. Почему? Илья всю свою жизнь посвятил служению государству. У него не было ни семьи ни детей. Он жил во благо Родины. Поэтому доблесть, справедливость, бескорыстие во все времена ценились народом. Он и для нас пример высокой гражданственности, служению стране и народу. Кроме Ильи Муромца на Руси были другие богатыри о которых народ помнит. Кого вы знаете?
6. Домашнеее задание.
Мы с вами на прошлом уроке знакомились с картиной Виктора Васнецова «Богатыри». Мы продолжим изучать былины. Дома вы прочитаете про Добрыню Никитича и Змея Горыныча уч. с. 35.
Категория: Начальная школа | Добавил: marina-7809 (2016-11-09)
Просмотров: 590 | Комментарии: 3 | Теги: муромец, Соловей-Разбойник, Илья, Былина | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-10-19, 10:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [512]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [812]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1813]
Краеведение [93]
Начальная школа [4022]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [384]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1587]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [466]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [407]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru