Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

«Вода. Свойства воды».
Тема: «Вода. Свойства воды».
Цели: познакомить учеников с богатством природы –водой, её свойствами.
Задачи: 1. Образовательная: учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
2. Развивающая: развивать логическое мышление, активность, внимание;
3. Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация к уроку, стакан с водой, 9 стаканов, 3 блюдца, 7 чашек, полоски цветной бумаги: красная, желтая, оранжевая, зеленая, белая; сахар, соль, лимон, лук, песок, 3 ложки, стакан с молоком, пластиковая бутылка с водой, глобус, лед, колокольчик.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
-Поприветствуем наших гостей.
-А сейчас мы разделимся на группы. Выберите капельку с номером.
Деление на группы: с помощью цифр.
2. -Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?
- Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.
-Мы начинаем урок познания мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение?
-Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 2)
- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, давайте организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учёными. Чем занимаются учёные?
• Задают вопросы
• Ищут ответы на эти вопросы
• Наблюдают, проводят опыты
• Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории работают пять научных групп. В каждой группе есть:
• Старший научный сотрудник – выберите его.
• Помощник – выберите помощника.
• Все остальные – эксперты.
3. Повторение изученного материала.
а) А сейчас я хочу проверить как вы усвоили домашнее задание. У вас на столе карточки на которых вы запишите ответы на тест-опросник. (Слайд 3)
1. Что такое воздух?
2. Цвет воздуха.
3. Запах воздуха.
4. Форма воздуха.
5. Вкус воздуха.
Проверка по слайду. (Слайд 4)
4. Сообщение темы и целей урока.
Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
-Отгадайте загадку:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
Что это? (Вода).
-Кто сможет назвать тему урока?
-К какой природе относится воздух?
-Какие цели мы поставим на уроке?
-Я ставлю перед вами цель: быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать, работать дружно, слаженно, ответы давать полные, чёткие и содержательные.
-Когда всё делаешь вместе работать интересно!
-Вы готовы? Все готовы?

-Я вам предлагаю назвать слова-ассоциации к слову «вода».

моря
реки океаны

дождь снег

град пища

поливка уборка

средства передвижения пар
стирка

-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Осадки, использование).
5. Изучение нового материала.
-Сейчас мы поговорим об осадках. (Слайд 6)
Учитель быстро раскручивает глобус.
-Какого цвета больше всего на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым). (Слайд 7)
-Это потому, что синей краски на нем больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой.
-Голубой краской на глобусе изображена вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. (Слайд 8)
Самый большой – Тихий, затем Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
-Но кроме того, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, её совсем немного на Земле.
-Где мы используем воду? (Слайд 9-13) (Ответы детей.)
-Кроме хозяйственных нужд обратите внимание гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т.д.
-А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь). (Слайд 14)
-Вода в природе может находиться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
-Дождь – это какое состояние воды? (Жидкое).
-А если мы нальём воду в блюдце и поставим в морозильник, что произойдёт? (Она замерзнет и превратится в твердый лед). (Слайд 15)
-Правильно, при низкой температуре вода замерзает. А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Она испарилась). (Слайд 16)
-Мы говорим «ис-пари-лась», т.е. превратилась в пар – это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. (Слайд 17)
Эти капельки поднимаются в воздух, встречаются высоко в небе с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются в облака. А из облаков летом выпадают осадки в виде дождя или снега. Снежинки – это замерзшие капельки воды.
-Вода – это важнейшее условие для существования растений и животных.
-Послушайте рассказ о путешествии капельки.
Святослав Сторожев "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей: "Куда хочу, пойду!"
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!
Её усатый дядя Сом устал предупреждать:
"Там солнце греет всё кругом и может в гости взять".
"Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,
Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать".
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
"Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!"
И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.
Предупреждение сбылось – вдаль дядя Сом смотрел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит:"Я тоже, мол, могуч!"
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
"Ну что? – спросил усатый Сом, – ведь я не зря кричу
"Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!"
-Какой процесс описан в этом стихотворении? Что вы узнали о круговороте воды в природе?
Куда вернулась Капелька? Закончились ли на этом ее приключения? А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место? Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды.
6. Физминутка.
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

7. Практическая работа.
Каждая группа получит для опыта свои материалы.
-Мы будем работать с лабораторным оборудованием. (Слайд 18)
Необходимо соблюдать технику безопасности:
1. Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
2. С осторожностью определять запах.
3. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
4. Соблюдать аккуратность.
5. Если случайно разбилось стекло, нельзя его подбирать руками.
- По каким правилам должны работать учёные в группе? (Слайд 19)
• Старший научный сотрудник - выполняет опыт
• Помощник - читает задание
• Все остальные – эксперты – заполняют таблицу
Дети выполняют опыт и готовят рассказ для выступления.
Когда дети готовы, звенит колокольчик.
Группа выступает, учащиеся заполняют таблицу.
-Каждая группа проводит свой опыт и делают заключение. Записывают результаты опытов в тетрадь.
Опыт 1. Вывод: вода не имеет форму.
Опыт 2. Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт 3. Вывод: вода прозрачная.
Опыт 4. Вывод: не имеет вкуса.
Опыт 5. Вывод: вода без запаха.
-А следующие два опыта будем проводить все вместе.
Опыт 5. Вывод: вода текуча.
Опыт 6. Вывод: существуют растворимые и нерастворимые вещества.
-Запишите у себя в тетрадях результаты опытов. (Слайд 20)
8. Итог урока.
-О каких состояниях воды вы узнали?
-Расскажите, что вы узнали о воде. (Не имеет формы, цвета, вкуса, запаха, вода прозрачная и текучая).
9. Домашнее задание. (Слайд 21)
1) Прочитать текст в учебнике с.25-27, ответить на вопросы в конце учебника.
2) Написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды или мини-сочинение об одном из применений воды человеком (5-6 предложений). (Слайд 22)
Категория: Начальная школа | Добавил: Наталия (2016-11-17) | Автор: Сидоренко Наталия Ивановна E
Просмотров: 466 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 2:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru