Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

«Вода. Свойства воды».
Тема: «Вода. Свойства воды».
Цели: познакомить учеников с богатством природы –водой, её свойствами.
Задачи: 1. Образовательная: учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
2. Развивающая: развивать логическое мышление, активность, внимание;
3. Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация к уроку, стакан с водой, 9 стаканов, 3 блюдца, 7 чашек, полоски цветной бумаги: красная, желтая, оранжевая, зеленая, белая; сахар, соль, лимон, лук, песок, 3 ложки, стакан с молоком, пластиковая бутылка с водой, глобус, лед, колокольчик.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
-Поприветствуем наших гостей.
-А сейчас мы разделимся на группы. Выберите капельку с номером.
Деление на группы: с помощью цифр.
2. -Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?
- Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.
-Мы начинаем урок познания мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение?
-Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 2)
- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, давайте организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учёными. Чем занимаются учёные?
• Задают вопросы
• Ищут ответы на эти вопросы
• Наблюдают, проводят опыты
• Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории работают пять научных групп. В каждой группе есть:
• Старший научный сотрудник – выберите его.
• Помощник – выберите помощника.
• Все остальные – эксперты.
3. Повторение изученного материала.
а) А сейчас я хочу проверить как вы усвоили домашнее задание. У вас на столе карточки на которых вы запишите ответы на тест-опросник. (Слайд 3)
1. Что такое воздух?
2. Цвет воздуха.
3. Запах воздуха.
4. Форма воздуха.
5. Вкус воздуха.
Проверка по слайду. (Слайд 4)
4. Сообщение темы и целей урока.
Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
-Отгадайте загадку:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
Что это? (Вода).
-Кто сможет назвать тему урока?
-К какой природе относится воздух?
-Какие цели мы поставим на уроке?
-Я ставлю перед вами цель: быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать, работать дружно, слаженно, ответы давать полные, чёткие и содержательные.
-Когда всё делаешь вместе работать интересно!
-Вы готовы? Все готовы?

-Я вам предлагаю назвать слова-ассоциации к слову «вода».

моря
реки океаны

дождь снег

град пища

поливка уборка

средства передвижения пар
стирка

-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Осадки, использование).
5. Изучение нового материала.
-Сейчас мы поговорим об осадках. (Слайд 6)
Учитель быстро раскручивает глобус.
-Какого цвета больше всего на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым). (Слайд 7)
-Это потому, что синей краски на нем больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой.
-Голубой краской на глобусе изображена вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. (Слайд 8)
Самый большой – Тихий, затем Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
-Но кроме того, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, её совсем немного на Земле.
-Где мы используем воду? (Слайд 9-13) (Ответы детей.)
-Кроме хозяйственных нужд обратите внимание гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т.д.
-А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь). (Слайд 14)
-Вода в природе может находиться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
-Дождь – это какое состояние воды? (Жидкое).
-А если мы нальём воду в блюдце и поставим в морозильник, что произойдёт? (Она замерзнет и превратится в твердый лед). (Слайд 15)
-Правильно, при низкой температуре вода замерзает. А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Она испарилась). (Слайд 16)
-Мы говорим «ис-пари-лась», т.е. превратилась в пар – это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. (Слайд 17)
Эти капельки поднимаются в воздух, встречаются высоко в небе с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются в облака. А из облаков летом выпадают осадки в виде дождя или снега. Снежинки – это замерзшие капельки воды.
-Вода – это важнейшее условие для существования растений и животных.
-Послушайте рассказ о путешествии капельки.
Святослав Сторожев "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей: "Куда хочу, пойду!"
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!
Её усатый дядя Сом устал предупреждать:
"Там солнце греет всё кругом и может в гости взять".
"Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,
Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать".
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
"Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!"
И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.
Предупреждение сбылось – вдаль дядя Сом смотрел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит:"Я тоже, мол, могуч!"
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
"Ну что? – спросил усатый Сом, – ведь я не зря кричу
"Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!"
-Какой процесс описан в этом стихотворении? Что вы узнали о круговороте воды в природе?
Куда вернулась Капелька? Закончились ли на этом ее приключения? А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место? Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды.
6. Физминутка.
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

7. Практическая работа.
Каждая группа получит для опыта свои материалы.
-Мы будем работать с лабораторным оборудованием. (Слайд 18)
Необходимо соблюдать технику безопасности:
1. Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
2. С осторожностью определять запах.
3. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
4. Соблюдать аккуратность.
5. Если случайно разбилось стекло, нельзя его подбирать руками.
- По каким правилам должны работать учёные в группе? (Слайд 19)
• Старший научный сотрудник - выполняет опыт
• Помощник - читает задание
• Все остальные – эксперты – заполняют таблицу
Дети выполняют опыт и готовят рассказ для выступления.
Когда дети готовы, звенит колокольчик.
Группа выступает, учащиеся заполняют таблицу.
-Каждая группа проводит свой опыт и делают заключение. Записывают результаты опытов в тетрадь.
Опыт 1. Вывод: вода не имеет форму.
Опыт 2. Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт 3. Вывод: вода прозрачная.
Опыт 4. Вывод: не имеет вкуса.
Опыт 5. Вывод: вода без запаха.
-А следующие два опыта будем проводить все вместе.
Опыт 5. Вывод: вода текуча.
Опыт 6. Вывод: существуют растворимые и нерастворимые вещества.
-Запишите у себя в тетрадях результаты опытов. (Слайд 20)
8. Итог урока.
-О каких состояниях воды вы узнали?
-Расскажите, что вы узнали о воде. (Не имеет формы, цвета, вкуса, запаха, вода прозрачная и текучая).
9. Домашнее задание. (Слайд 21)
1) Прочитать текст в учебнике с.25-27, ответить на вопросы в конце учебника.
2) Написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды или мини-сочинение об одном из применений воды человеком (5-6 предложений). (Слайд 22)
Категория: Начальная школа | Добавил: Наталия (2016-11-17) | Автор: Сидоренко Наталия Ивановна E
Просмотров: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru