Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

урок-экскурсия «Прогулка в лес»
Северо-Казахстанская область
район Магжана Жумабаева
с.Караганды
учитель начальных классов
Баржанова Нагима Максутовна

Открытый урок русского языка в 3 классе
(урок-экскурсия «Прогулка в лес»)

Тема: Обобщение знаний по теме «Состав слова»

Цель:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении)
- Создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова

Задачи:
1. Образовательная
- совершенствование и расширение знаний об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова
2. Развивающая
- развитие умения разбирать слова по составу
- развивать коммуникативные компетенции: логическое мышление, монологическую речь, зрительную память, орфографическую зоркость
3. Воспитательная
- воспитание чувства коллективизма, интереса к языку, любви к природе

Тип урока: урок-обобщение
Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, тетради, словари; шапочки осины, ландыша, колокольчика, сороки; табличка с буквами Лл, рисунки осенних листьев, ромашки.
Межпредметная связь: познание мира.

Ход урока:

I. Организационный момент (слайд 1)
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их: подарим им свои улыбки, подарим улыбки друг другу.
II. Эмоциональный настрой
- Ребята, давайте настроимся на работу и хором скажем: (слайд 2)
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в труде
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. (Садятся)
III. Актуализация опорных знаний
- Ребята, на доске появились «значки» (¬ ^ ! ∩ □) (слайд 3)
- Как вы думаете, что они могут обозначать? (это части слова)
- Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний значок»? (да, !)
- Что он обозначает? (это знак препинания)
- Кто может расставить «значки» по порядку? (выходит ученик и записывает «значки» по порядку) (слайд 4)
- Что получилось? (графическое изображение состава слова)
IV. Постановка темы и учебной цели урока
- Можете ли вы назвать тему нашего урока? (да, «Состав слова»)
На интерактивной доске тема урока с целями (слайд 5)
- Сегодня мы обобщим знания о составе слова, закрепим умения разбирать слова по составу. Работать будем под девизом: (слайд 6)
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
V. Мотивация к деятельности
- Сегодня мы совершим экскурсию. Я приглашаю вас на прогулку в лес.
(слайд 7)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Ассоциация «лес»
- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «лес»?
Кластер (слайд 8)

чистый воздух богатство (ягоды, грибы, орехи)

дом для топливо (дрова)
зверей и птиц лес
стройматериалы

лекарства бумага мебель

- Давайте еще раз (по доске) скажем, что нам дает лес.
VI. Чистописание
- Ребята, сейчас мы займемся чистописанием, но прежде подготовим руки для письма.
Упражнения для рук:
1) Погладим руки (учитель показывает)
2) Согреем их (трем ладони)
3) Руки в замочек (сжимаем-разжимаем)
4) Поиграем на пианино (имитация движений игры на пианино)
5) Встряхнем кисти рук
- Какая буква похожа на лесной шалашик? (Лл) (табличка)
- Откройте тетради, запишите число и классная работа. (слайд 9)
- Пропишите буквы Лл заглавную и строчную, слоги и предложение
ЛЛ лл ЛлЛ ЛлЛ лЛл лЛл
ле ес ос ин на
Лес – наше богатство.
- Пишем красиво и аккуратно. Вспомним правила посадки при письме (учитель называет эти правила)
- Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква Л (согласный, звонкий, непарный, может быть твердым и мягким).
VII. Словарная работа
- На лесной полянке растёт дерево.
Отгадайте загадку:
Никто не пугает
А она вся дрожит (осина) (слайд 10)
- Посмотрите на это дерево (по интерактивной доске)
(Выходит девочка и рассказывает об осине)

Рассказ осины
Я – красивая, высокая, стройная. Меня называют «дрожащий тополь» или «испуганное дерево», потому что мои листья дрожат, словно от страха, даже в безветренную погоду. Раньше из осины делали «баклуши» - заготовки для ложек. Это считалось очень лёгкой работой. С тех пор про людей, которые стремились делать лёгкую работу, говорят, что они «бьют баклуши». А еще с древних времён из меня делают отличные спички.

- Замените фразеологический оборот «бьют баклуши» синонимом. (Бездельничать)
- Слово «осина» словарное. Посмотрите, как оно пишется (слайд 11)
Осина
Разделите на слоги. Сколько слогов? Почему? Поставьте ударение. Какая гласная безударная? Можно ли её проверить? (Нет, её надо запомнить)
- Сколько букв в слове осина? (5), звуков? (5)
- Назовите гласные (о, и)
- Назовите согласные звуки. Дайте им характеристику.
с – согласный, мягкий, глухой, парный
н – согласный, мягкий, глухой, непарный
- Проговорите это слово (о-си-на)
- А сейчас запишите это слово в словари.
- Составим предложение со словом осина и запишем в тетрадь с комментированием.
На лесной полянке растут молоденькие осинки.
Задание: подчеркните главные члены предложения.

VIII. Учебно-познавательная деятельность
1. На интерактивной доске слова: (слайд 12)
Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик.
- Как называются эти слова? (однокоренными или родственными). Какие слова называются однокоренными или родственными?
- Разберите эти слова по составу.
Проверка: проверьте по доске (слайд 13)
Кто не сделал ни одной ошибки?
1 ошибку? 2 ошибки? 3 и больше? Молодцы.
Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик.

2. - К нам на землю опустились осенние листья. На обратной стороне листочка есть «значок», обозначающий часть слова. Нужно назвать его и дать определение, то есть рассказать правило (учитель раздает детям листья, двум ученикам раздает листья другого цвета для индивидуальной работы).
- Назовите порядок разбора слова по составу (ученики называют)
- Проверим по доске (слайд 14)
IX. Физминутка (слайд 15)

3. - А сейчас, ребята, нам предстоит работа в группах
1 группа: подберите однокоренные слова к словам: лес, береза
2 группа: подберите однокоренные слова к словам: сад, гриб
- На работу дается 3 минуты. По окончании работы от каждой группы выступает 1 человек.

4. - Ребята, сейчас мы с вами поработаем над образованием новых слов. Перед вами «ромашка». Каждому достанется лепесток, на котором написано слово. Нужно будет образовать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Приставки и суффиксы написаны.
1 ученик: бег (приставки: на, по, раз, за, про)
2 ученик: читать (приставки: до, по, пере, про, вы)
3 ученик: шел (приставки: по, про, пере, за, на, вы)
4 ученик: ход (приставки: за, вы, про, пере, по)
5 ученик: суффикс ик: дом, стол, кот, таз, глаз
6 ученик: суффикс еньк: красный, скромный, хороший, милый, вкусный
7 ученик: суффикс к: печь, нора, лапа, голова, ухо
Проверка: каждый зачитывает слова.

5. Под осинкой растут цветы – колокольчик и ландыш (слайд 16)
- Послушайте их разговор
Сценка:
Колокольчик: - Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный,
самый пахучий?
Ландыш: - Конечно я, ландыш!
Колокольчик: - Какие у тебя цветки?
Ландыш: - Цветки у меня будто колокольчики снежные на тонком стебле.
А запах такой, что не надышишься!
Колокольчик: - А что же появляется у тебя на стебле, на месте беленьких
колокольчиков?
Ландыш: - Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но трогать и срывать
их нельзя!
Колокольчик: - Отчего же?
Ландыш: - А они ядовитые!
Сорока: - Что я слышу! Что я слышу! Я бы все эти растения вырвала и
выбросила. Зачем они только растут?

- Ребята, права ли сорока?
- Нет. Для некоторых животных это лекарство. Да и людям они приносят пользу. Например, из ландыша делают лекарство для лечения сердечных заболеваний. Ландыш занесён в Красную книгу, поэтому нуждается в защите.
На интерактивной доске слова: (слайд 17)
Ландыш, ель, норка, гриб, травка, пень, подснежник, паук, ягода, колокольчик, листик
Задание: выписать слова, соответствующие схеме:
∩□ (нулевое окончание)
Х. Гимнастика для глаз
Руки за спинку, головки назад
Глазки пускай в небо глядят
Головки опустим – на парту глядим
И снова наверх – где листочки летят?
Глазами повертим, поищем его
И снова писать, немного еще.

6. Под осинкой мы встречаем зверька. А кого, угадайте?
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это… (ёж) (слайд 18)
- Послушайте небольшое сообщение о еже.

Ёж несет очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ежи – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда на планете жили чудовищные ящерицы.

Давайте поможем ежу собрать грибы. Для этого нужно выписать слова с интерактивной доски: девочки – однокоренные слова
мальчики – формы слова (слайд 19)
Сосна, дорога, сосне, дорожный, сосну, придорожный, подорожник, сосной
Проверка: прочитают девочки, прочитают мальчики

7. Отгадайте загадку:
Днём спит ночью летает
Прохожих пугает. (Филин) (слайд 20)
- Послушайте сообщение о филине.

Филин встречается в лесах, в степях. У него хорошо развито зрение, что позволяет ему охотиться ночью. Филин ловит мышей, сусликов, тушканчиков, мелких птиц, иногда нападает на зайца. Это очень редкая птица, нуждается в охране.

8. Разноуровневые задания (слайд 21)
3 уровень
В пролетает тишине над филин ночной лесом.
Составь предложение. Разбери слова по составу.
2 уровень
У филина дом на дерев… .
Напиши безударное окончание. Разбери слова по составу.
1 уровень
Филин, филина, филину, филином, о филине
Разбери слова по составу.

9. Проверка по ключу (слайд 22)
3 уровень
В ночной тишине пролетает над лесом филин.
2 уровень
У филина дом на дереве.
1 уровень
Филин, филина, филину, филином, о филине

10. Игра «Будь внимательным»
- Я читаю утверждение. Если вы согласны – хлопаете в ладоши, если не согласны – не хлопать.
• Корень – это главная часть предложения (-)
• Родственные слова еще называют однокоренными (+)
• Основа – это часть слова с окончанием (-)
• Верно ли, что слова вода и водитель – однокоренные? (-)
• Корни в родственных словах пишутся одинаково (+)
• Окончание – это изменяемая часть слова (+)
• Суффикс помогает образовывать новые слова (+)
• Приставка – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (-)
• Корень – общая часть родственных слов (+)
• Верно ли, что слова сказка и сказки являются однокоренными? (-)

XI. Итог урока
Наша прогулка по лесу подходит к концу. Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось? Чем мы занимались? Наш урок я хочу закончить строками стихотворения: (слайд 23)
Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
XII. Домашнее задание (слайд 24)
Написать сочинение-миниатюру о лесе.
Выставление оценок.
Спасибо за урок! (слайд 25)
Категория: Начальная школа | Добавил: zhanna060377 (2017-01-02) | Автор: Нагима E
Просмотров: 63 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-04-30, 2:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4008]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1572]
Особые дети [281]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [403]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru