Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка 3 класс Написание глаголов с частицей НЕ
Францкевич Наталья Павловна
Акмолинская область
Аршалынский район
Новоалександровская средняя школа

Урок русского языка
3 класс
Тема урока: НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ
Цель: овладение орфографическими навыками правописания частицы НЕ с глаголами;
формировать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
развивать речь учащихся, мышление, внимание;
содействовать воспитанию организованности, дисциплинированности, положительного отношения к учебному труду.
Планируемые результаты : распознают частицу не с глаголами , пишут её отдельно от глагола.
Ход урока
I. Оргмомент . Психологический настрой. Мотивация на успех.

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!
Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!
Пожелаю вам удачи и успешности в придачу!
-Пусть у нас у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!
-Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.
Письмо буквы Ии сочетаний- или ими
-Какой темой можно объединить слова?
-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?

Дружба творит чудеса.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Эта пословица будет девизом нашего урока.
А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.
Обязательное правило при письме – следи за осанкой.

Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

III Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Работа в группах .
-Составьте предложение из разрезных карточек.

1.Друг в беде бросит.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай.
3.Бросай друга в несчастье.
4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.

-Что это за предложения?
-Вам они понравились?
-Почему пословицы звучат бессмысленно?
-Как вы думаете, какое слово нужно дописать в пословицы, чтобы они стали правильными? (слово НЕ)
-Перед какой частью речи надо поставить не?
-Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.
-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, наше предположение:
Не с глаголами пишется раздельно.
- Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.
- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, как НЕ пишется с глаголами .

1)Исследование №1
- Какой частью речи является НЕ?

Мозговой штурм

1.Какая часть речи называется глаголом? ч
2Как называется начальная форма глагола? На какие вопросы отвечает? а
3. Что обозначают глаголы настоящего времени? На какие вопросы отвечают? с
4.Что обозначают глаголы в прошедшем времени? На какие вопросы отвечают? т
5.Что обозначают глаголы в будущем времени? На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? и
6.Что называют спряжением? ц
7.Каким членом предложения бывает глагол? а

- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частица)
-Наш первый вывод: НЕ – это частица.

Исследование №2
- Как пишется частица НЕ с глаголом ?
(Наблюдение за правописанием глаголов с НЕ)
1.Прочитайте предложения.
Первая группа Дети не любят ходить в больницу.
Вторая группа Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.
Третья группа: На лжи далеко не уедешь.
Четвёртая группа : Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.

2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не уедешь, неволить, недомогал, недоумевал)

4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.

5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?
(если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

Вывод : Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня.
Проверим наши предположения: ХОЧУ знать больше- стр. 74

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.
- Подведём итог исследований и составим правило.
Вместо пропусков вставьте нужные слова.
Прочитайте, что у нас получилось?
Частица не пишется с глаголами ____________________
если употребляется без не. Если без не
не употребляется, то пишется _______________
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ

ФИЗМИНУТКА _ ТРЕНИНГ
« Ты дрозд- и я – дрозд»

V. Первичное закрепление.
1. Выполнение тренировочных упражнений
- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

- Назовите глаголы с частицей НЕ.- Кто больше запомнил?
- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)

2.Запишите правильно пословицы, которые вы составили в начале урока.
Письмо с комментированием – по 1 ученику от группы.

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Упр. 155- выписать глаголы с частицей НЕ

Упр. 157- самостоятельно. Взаимопроверка.

4.Творческий проект « Дерево пожеланий »
-Напишите пожелания друг другу на бумажных листиках, используя глаголы с частицей не, наклейте эти пожелания на наше «Дерево желаний»

Муз. фон « Если друг не смеётся»

VI . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.
Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса.
В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом?

Оцените свою работу на уроке – «Лестница успеха»
Поднимите руки, те кто считает, что ничего не понял.
Встаньте те, кто всё поняли.
Помашите рукой те, кто всё понял и может помочь другим.
Похлопайте те, кто на уроке достиг горы успеха

Д/з- стр. 73-74 правило, упр. 159 , упр. 160
Категория: Начальная школа | Добавил: nata1612 (2017-01-13)
Просмотров: 336 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-10-19, 10:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [512]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [812]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1813]
Краеведение [93]
Начальная школа [4022]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [384]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1587]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [466]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [407]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru