Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Постановка звука Л
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Постановка звука [Л]»

Тема: Звук [Л].
Этап: Постановка звука [Л].
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
• формирование правильного произношения звука [Л];
• уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
• закрепление представлений о механизме организации звука [Л].
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие плавного длительного выдоха;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• закрепить умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени;
• развитие фонематических представлений;
• закрепление звука в изолированном виде, в слогах;
• развитие силы голоса и интонационной выразительности речи;
• развитие мелкой моторики;
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
• формирование положительного отношения к занятиям.

Полиязычие: клоун, күлдіргіш, clown.
Оборудование: игрушка «Клоун»; султанки (цветные бумажные полоски); карточки с написанием слова «Клоун» - на русск., казахск. и англ. языках; карточки с символами артикул. гимнастики («Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Качеля», «Змея»); карточки с изображением слов со звуком Л (Машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, мишка, халат); картинка «Самолет»; презентация игры «Третий лишний»; силуэт буквы Л; рисунки с загадками (для ДЗ.); мыльные пузыри.

Ход занятия

Этапы занятия
1. Организационный момент
«Здравствуйте. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть наше занятие принесёт радость общения. И чтобы мы настроились, как следует, на работу давайте сделаем небольшое упражнение» (Дети встают, логопед проговаривает, и вместе с детьми выполняют действия):
Вверх-вниз, вверх-вниз, (Дети двигают головой)
Это, мама, не каприз! (вверх-вниз.)
Влево-вправо, влево-вправо (Поворачивают голову)
Посмотрите-ка ребята. (направо и налево.)
Покивать по сторонам (Наклоняют голову)
Нужно нам, нужно нам. (к плечам.)
Головою покрутить (Вращают головой)
Не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть, (Пожимают плечами.)
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать, (Вращают плечами)
Нужно плечики размять. (вперед-назад.)
Вперед-назад, вперед-назад
И дела пойдут на лад.
«Молодцы, ребята!!!»

2. Сообщение темы.
«А теперь, послушайте, пожалуйста, загадку:
Любит всех смешить чудак
Попадает он впросак,
Много разных шуток знает
В цирке часто выступает.
“- Правильно, это клоун. Ребята, сегодня у нас необычный гость – это клоун, а зовут его Юла. Он пришел, что бы сделать наше занятие весёлым и интересным. Также мы с вами продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво».

3. Полиязычие.
«Но прежде чем, мы начнем, я хочу научить вас произносить слово «клоун» на казахском и английском языках;
клоун, күлдіргіш, clown. (показываю карточки с картинками и словами)

4. Дыхательная гимнастика. Развитие длительного и плавного выдоха.
«Ребята, посмотрите, наш гость клоун Юла принес нам султанки и хочет, чтобы мы с ним подули на них». (Губы трубочкой, щеки не надувать, плечи не поднимать, воздушная струя длительная и плавная).

5. Самомассаж и артикуляционная гимнастика.
«Чтоб губы и язычок всегда были в порядке, нам поможет самомассаж и артикуляционная гимнастика:

а) самомассаж
Ручки растираем (Дети потирают ладони,)
и разогреваем. (хлопают в ладоши.)
И лицо теплом своим (Разогретыми ладонями)
Мы умываем (проводят по лицу сверху вниз.)
Грабельки сгребают (Делают граблеобразные)
Все плохие мысли, (движениями пальцами)
(от середины лба к вискам.)
Ушки растираем (Растирают ушные раковины)
Сверху вниз мы быстро (по краю сверху вниз.)
Их вперед сгибаем, (Складывают ушные раковины и)
Тянем их за мочки (потягивают уши вниз за мочки.)
А потом мы пальцы (Перемещают пальцы на щеки.)
Все кладем на щечки.
Щечки разминаем, (Разминают щеки.)
Чтобы «надувались». (Надувают щеки.)
Губки разминаем, (Большим и указательным)
Чтобы «улыбались». (Пальцами разминают сначала)
(нижнюю, а потом верхнюю губу.)

б) артикуляционная гимнастика
“Давайте представим, что наш рот - это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давайте сделаем улыбочку – молодцы!
В цирке выступают слоны – давайте сделаем хоботок.
Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давайте оближем губки.
После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давайте покажем качели. В цирке выступают различные животные, давайте покажем выступление со змеёй”. Молодцы!!!

6. Постановка звука. Используемый приём:
От сохранного звука: “Теперь давайте вспомним и покажем нашему гостю клоуну Юле, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”. (Фиксируем внимание детей на положении губ и языка).

7. Произнесение изолированного звука.
“Вы наверное знаете, что клоуны часто гастролируют. А как вы думаете, на чём они отправляются в путешествие?
Правильно на самолёте.
Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”.(Губки улыбаются, язычок «чашечкой», кончик языка упирается в верхние зубки).
(Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).
“А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодцы!”

8. Анализ артикуляции “Теперь я предлагаю вспомнить, как нужно произносить звук [Л].
-Скажите, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты).
- А где находится язычок? (язычок между передними зубами).
- Моторчик работает или нет? (работает)”.

9. Развитие фонематического слуха (Игра «Хлоп-топ», проводится стоя).
“Мне кажется, нам пора разомнутся? Давайте покажем нашему гостю клоуну Юле, как вы можете находить звук [Л] в словах. Сейчас я буду произносить различные слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – вы топаете ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.
Машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

10. Закрепление звука в слогах.
“Повторяйте за мной: (губы растянуты, кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении) ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы;
ло – ло – ло, ла – ло - лэ ”

11. Закрепление звука в словах (задание выводится в виде презентации на экран). Развитие мелкой моторики.
“Посмотрите, Юла приготовил для нас задания. Они в этих двух конвертах. Интересно, что там лежит. Давайте посмотрим?»
1 конверт. Да это же загадка! Чтоб её разгадать, надо назвать все предметы и подумать, какая картинка лишняя и почему”.
2. конверт. Ну а теперь давайте посмотрим, что у нас находится во втором конверте? Нам нужно освободить букву Л. Для этого: половина ребят должна вырезать ее ножницами из бумаги, а другая половина деток – с помощью методики отрывания бумаги, должна таким образом «вырезать» силуэт буквы Л».

12. Домашнее задание.
1. Повторить артикуляционную гимнастику.
2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л].
3. Раскрасить загадки.

13. Итог.
“Скажите, над каким звуком мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего вам понравилось? Какое задание было для вас трудным?

14. Оценка. Сюрпризный момент.
“Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались и старательно выполняли все мои задания. Молодцы! Нашему гостю клоуну Юле очень понравился наш урок и поэтому он подготовил для вас небольшой сюрприз (раздаю мыльные пузыри).
Спасибо за занятие!

Список используемой литературы:

1. А.А. Гуськова «Развитие речедвигательной координации детей». Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
2. Е.А. Щеголева «Конспект индивидуального занятия «Звук [Л], постановка»».
3. Ю.А. Филиппова ««Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»».
Категория: Начальная школа | Добавил: almishen (2017-02-04) | Автор: Алия Мишенова E
Просмотров: 38 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-03-30, 9:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1512]
Школьный психолог [516]
История [735]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [229]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [253]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1177]
Химия [385]
Классному руководителю [656]
Биология [591]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [4001]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [375]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1570]
Особые дети [278]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [640]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1193]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [535]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [399]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [33]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru