Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Постановка звука Л
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Постановка звука [Л]»

Тема: Звук [Л].
Этап: Постановка звука [Л].
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
• формирование правильного произношения звука [Л];
• уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
• закрепление представлений о механизме организации звука [Л].
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие плавного длительного выдоха;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• закрепить умение удерживать артикуляционную позу в течение некоторого времени;
• развитие фонематических представлений;
• закрепление звука в изолированном виде, в слогах;
• развитие силы голоса и интонационной выразительности речи;
• развитие мелкой моторики;
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
• формирование положительного отношения к занятиям.

Полиязычие: клоун, күлдіргіш, clown.
Оборудование: игрушка «Клоун»; султанки (цветные бумажные полоски); карточки с написанием слова «Клоун» - на русск., казахск. и англ. языках; карточки с символами артикул. гимнастики («Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Качеля», «Змея»); карточки с изображением слов со звуком Л (Машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, мишка, халат); картинка «Самолет»; презентация игры «Третий лишний»; силуэт буквы Л; рисунки с загадками (для ДЗ.); мыльные пузыри.

Ход занятия

Этапы занятия
1. Организационный момент
«Здравствуйте. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть наше занятие принесёт радость общения. И чтобы мы настроились, как следует, на работу давайте сделаем небольшое упражнение» (Дети встают, логопед проговаривает, и вместе с детьми выполняют действия):
Вверх-вниз, вверх-вниз, (Дети двигают головой)
Это, мама, не каприз! (вверх-вниз.)
Влево-вправо, влево-вправо (Поворачивают голову)
Посмотрите-ка ребята. (направо и налево.)
Покивать по сторонам (Наклоняют голову)
Нужно нам, нужно нам. (к плечам.)
Головою покрутить (Вращают головой)
Не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть, (Пожимают плечами.)
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать, (Вращают плечами)
Нужно плечики размять. (вперед-назад.)
Вперед-назад, вперед-назад
И дела пойдут на лад.
«Молодцы, ребята!!!»

2. Сообщение темы.
«А теперь, послушайте, пожалуйста, загадку:
Любит всех смешить чудак
Попадает он впросак,
Много разных шуток знает
В цирке часто выступает.
“- Правильно, это клоун. Ребята, сегодня у нас необычный гость – это клоун, а зовут его Юла. Он пришел, что бы сделать наше занятие весёлым и интересным. Также мы с вами продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво».

3. Полиязычие.
«Но прежде чем, мы начнем, я хочу научить вас произносить слово «клоун» на казахском и английском языках;
клоун, күлдіргіш, clown. (показываю карточки с картинками и словами)

4. Дыхательная гимнастика. Развитие длительного и плавного выдоха.
«Ребята, посмотрите, наш гость клоун Юла принес нам султанки и хочет, чтобы мы с ним подули на них». (Губы трубочкой, щеки не надувать, плечи не поднимать, воздушная струя длительная и плавная).

5. Самомассаж и артикуляционная гимнастика.
«Чтоб губы и язычок всегда были в порядке, нам поможет самомассаж и артикуляционная гимнастика:

а) самомассаж
Ручки растираем (Дети потирают ладони,)
и разогреваем. (хлопают в ладоши.)
И лицо теплом своим (Разогретыми ладонями)
Мы умываем (проводят по лицу сверху вниз.)
Грабельки сгребают (Делают граблеобразные)
Все плохие мысли, (движениями пальцами)
(от середины лба к вискам.)
Ушки растираем (Растирают ушные раковины)
Сверху вниз мы быстро (по краю сверху вниз.)
Их вперед сгибаем, (Складывают ушные раковины и)
Тянем их за мочки (потягивают уши вниз за мочки.)
А потом мы пальцы (Перемещают пальцы на щеки.)
Все кладем на щечки.
Щечки разминаем, (Разминают щеки.)
Чтобы «надувались». (Надувают щеки.)
Губки разминаем, (Большим и указательным)
Чтобы «улыбались». (Пальцами разминают сначала)
(нижнюю, а потом верхнюю губу.)

б) артикуляционная гимнастика
“Давайте представим, что наш рот - это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давайте сделаем улыбочку – молодцы!
В цирке выступают слоны – давайте сделаем хоботок.
Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давайте оближем губки.
После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давайте покажем качели. В цирке выступают различные животные, давайте покажем выступление со змеёй”. Молодцы!!!

6. Постановка звука. Используемый приём:
От сохранного звука: “Теперь давайте вспомним и покажем нашему гостю клоуну Юле, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”. (Фиксируем внимание детей на положении губ и языка).

7. Произнесение изолированного звука.
“Вы наверное знаете, что клоуны часто гастролируют. А как вы думаете, на чём они отправляются в путешествие?
Правильно на самолёте.
Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”.(Губки улыбаются, язычок «чашечкой», кончик языка упирается в верхние зубки).
(Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).
“А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодцы!”

8. Анализ артикуляции “Теперь я предлагаю вспомнить, как нужно произносить звук [Л].
-Скажите, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты).
- А где находится язычок? (язычок между передними зубами).
- Моторчик работает или нет? (работает)”.

9. Развитие фонематического слуха (Игра «Хлоп-топ», проводится стоя).
“Мне кажется, нам пора разомнутся? Давайте покажем нашему гостю клоуну Юле, как вы можете находить звук [Л] в словах. Сейчас я буду произносить различные слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – вы топаете ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.
Машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

10. Закрепление звука в слогах.
“Повторяйте за мной: (губы растянуты, кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении) ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы;
ло – ло – ло, ла – ло - лэ ”

11. Закрепление звука в словах (задание выводится в виде презентации на экран). Развитие мелкой моторики.
“Посмотрите, Юла приготовил для нас задания. Они в этих двух конвертах. Интересно, что там лежит. Давайте посмотрим?»
1 конверт. Да это же загадка! Чтоб её разгадать, надо назвать все предметы и подумать, какая картинка лишняя и почему”.
2. конверт. Ну а теперь давайте посмотрим, что у нас находится во втором конверте? Нам нужно освободить букву Л. Для этого: половина ребят должна вырезать ее ножницами из бумаги, а другая половина деток – с помощью методики отрывания бумаги, должна таким образом «вырезать» силуэт буквы Л».

12. Домашнее задание.
1. Повторить артикуляционную гимнастику.
2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л].
3. Раскрасить загадки.

13. Итог.
“Скажите, над каким звуком мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего вам понравилось? Какое задание было для вас трудным?

14. Оценка. Сюрпризный момент.
“Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались и старательно выполняли все мои задания. Молодцы! Нашему гостю клоуну Юле очень понравился наш урок и поэтому он подготовил для вас небольшой сюрприз (раздаю мыльные пузыри).
Спасибо за занятие!

Список используемой литературы:

1. А.А. Гуськова «Развитие речедвигательной координации детей». Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
2. Е.А. Щеголева «Конспект индивидуального занятия «Звук [Л], постановка»».
3. Ю.А. Филиппова ««Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»».
Категория: Начальная школа | Добавил: almishen (2017-02-04) | Автор: Алия Мишенова E
Просмотров: 545 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 6:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru