Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Реализация системного подхода в экологическом обучении и воспитании.
Введение.
Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики» (из Концепции общего среднего общеобразовательного образования). Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. Усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.
Все сказанное определило выбор темы исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Такова актуальность данной работы.
Объект: Экологическая культура младших школьников.
Предмет: Организационно-педагогическое обеспечение реализации комплексного подхода к формировании экологической культуры младших школьников в процессе учебной деятельности.
Цели:
• сформировать экологическую культуру младших школьников в процессе учебной деятельности;
• апробировать систему внеклассных занятий, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников;
• поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников.
Задачи:
• определение возможности учебной работы по экологическому воспитанию младших школьников;
• воспитание новых ценностных ориентаций;
• разработка содержаний экологических игр, их систематизация;
• раскрытие сущности экологического образования и воспитания.
Гипотеза работы составляет предположение о том, что эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе учебной работы достигается, если:
• обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
• реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.
Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Четко выраженная экологическая направленность курса «Окружающий мир», которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно стать стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.
Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:
- целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
- классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
- в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, телевидение, Интернет), этот процесс становится педагогически уравновешенным.
Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.
Для успеха необходимо выполнение следующих условий:
- планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой
- организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования
- регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними
- контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу
- изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.
Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание в процессе образования
младших школьников.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природы можно выделить три уровня изучения :
1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.
По мере изучения тем о природе на уроках познания мира и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках познания мира и чтения, в формировании целей, в содержании разделов.
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. Необходимо использовать в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметные связи для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
В курсе познания мира уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По познанию мира проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.
Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.
Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Экскурсия по экологической тропе.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе.
Экологическая тропа - это разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Детям эти экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей природе.
При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.
Наиболее благоприятное время для проведения осенней экскурсии - конец сентября, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную видовую окраску и процесс листопада ярко выражен.
Экологическая тропинка начинается с центрального входа на территорию парка.
- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)
Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода- листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.
- Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение.
Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад. Приходите в лес всегда, как к другу, берегите его. Видите, сколько радости он посылает вам!
Подарите свои улыбки друг другу. Скажите, в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир - большое волшебное зеркало. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей.
А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях. А чем пахнет осенью в лесу? (пахнет опавшими листьями, грибами.)
Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывает все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.
- Вспомните, какое дыхание- через нос или через рот- полезнее и почему? Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.
Остановка 1. В мастерской художницы Осени. Давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. Попробуйте сосчитать, сколько цветков и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе - листья желтые, осине - красные.
- А почему листья опадают? (Дети высказывают свои предположения)
- Листопад деревьев – это защита от зимней засухи и стужи. За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь.
Вот мы с вами и идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже - осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.)
Остановка 2. Спортивная. (Проводится на ровной полянке или спортивной площадке)
- Одно из правил поведения в природе – вести себя тихо, чтобы не тревожить лесных обитателей, особенно птиц. Поэтому наша остановка не должна быть шумной.
Мы наблюдали с вами за красотой осенней природы, за ровными и стройными стволами березы. Прямые, белоствольные березы нам напоминают о правильной осанке. Посмотрите друг на друга. Правильно ли вы держите осанку?
Учащиеся под руководством учителя выполняют несколько упражнений на укрепление осанки. Дыхание произвольное.
- Если человек дружит с физкультурой, его мышцы превращаются в защитный каркас, который охраняет внутренние органы и позвоночник от деформаций. А своим мышцам помогает каждый сам.
Итак, спины выпрямили, голову держим гордо - высоко и красиво. Теперь походим - красивую походку надо тоже тренировать. Старайтесь следить за своей походкой и осанкой, если хотите быть красивыми и здоровыми.
Вот и закончилась наша экскурсия в осенний парк.
Посмотрите друг на друга. Может, вас немножко раскрасила художница Осень? Стали румянами ваши щеки, светящимися глаза. Почему? Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. И если вы хотите быть здоровыми и красивыми, как сейчас, откажитесь от просмотра ненужных вам кинофильмов и проведите это время на природе.
Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали. Помните о них.
На обратном пути учитель подходит к деревьям, спрашивает у детей, как они называются, и просит показать листья этого дерева. А чтобы продлить радость общения с осенней природой, он предлагает принести ее домой с маленьким букетом самых красивых листьев, и вы узнаете еще один секрет волшебной силы осени.
- Как вы думаете, отчего может рассердиться или опечалиться бабушка: когда вы ей нагрубите, когда придете домой с промокшими ногами или принесете ей домой букет ярких осенних листьев? У вас сегодня есть возможность проверить, как поднимается настроение, когда удается порадовать другого человека, особенно любимого и близкого. Это опять возвращает вам добро зеркало окружающего мира. Умейте в него правильно смотреться!
После экскурсии следует провести занятие, которое позволит сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии, создать им единую картину осени, включающую в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках и запахах осени.
На прогулках, на экологической тропинке детей учат фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку.
Важное значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.
Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
Экологическая ситуация, сложившаяся в нашей области требует перестройки мышления каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование становится одним из главных направлений педагогической деятельности.
В своей работе по данной теме пользуюсь различными методами. На уроках по познанию мира организую наблюдения, экскурсии с экологической направленностью. Провожу с детьми различные беседы на экологическую тему, заучиваем песни, стихи.
Большое внимание на развитие экологической культуры младших школьников оказывают ситуации, в которых дети совершают самостоятельный выбор своего поступка.
Использую такие ситуации: «Как бы ты поступил, если увидел, что мальчик ломает ветку дерева, стреляет в птицу из рогатки?», «Ты увидел в лесу не затушенный костер». Это более важно, нежели простое предложение запретов, которые учащиеся запоминают механически.
В своей работе использую стенды: «Правила поведения в лесу», «Календарь природы». Для того, чтобы дети легче осознали экологические связи на уроках по познанию мира провожу беседы, анализирую различные ситуации: «Почему погиб птенец?», «Нелюбимые животные», «Наш дом-природа».
Как-то на уроке по познанию мира в 1 классе проводила беседу о вреде дыма из печных и выхлопных труб. Дня через два, ко дню учителя, ученики писали эссе на тему: «Пожелания учителю». Один ученик написал: «Желаю не болеть, берегитесь дыма, можно заразиться и попасть в больницу».
Зимой мы будем вывешивать кормушки для птиц, а весной мы посадили клумбы, разных цветов и будем ухаживать за ними.
На уроках по изобразительному искусству провела конкурс рисунков: «Природа и мы». По литературному чтению, изучая раздел «Мы в ответе за все живое на планете!», подвожу учащихся к пониманию того, какое значение для жизни имеет природа. Учу детей видеть, понимать беззащитность ее обитателей, не губить живое. Главным героем этого раздела является Природа. Задаю детям вопросы: - Могут ли цветы, травы и деревья закричать, позвать на помощь, убежать или спрятаться от человека? Как стать другом природы?
На уроках математики задаю детям задачи с экологической направленностью. Например: Дети достали из реки 2 бутылки, 2 банки и 2 старых ботинка. Сколько предметов, загрязняющих реку, достали дети?
Провела классный час на тему: « Природа и мы». Часто предлагаю детям поиграть в экологические игры : « Лесная тропинка», «Угадай». На уроках использую сюжетные картинки, по которым дети составляют рассказы о природе и животных.
На родительском собрании прочитала лекцию « Лес – это здоровье», так как, к сожалению, не все родители могут с любовью и уважением относится к природе. Вместе с учащимися написали и зачитали обращение к родителям: «Мы обращаемся к Вам с просьбой! Прислушайтесь к стону перепаханных степей, к умирающему Уралу, проснитесь от упоения покорением и перерождением природы. Яик – Светлая река в опасности. Вся природа Приуралья, а с ней и мы с вами, на грани тяжелой болезни, а возможно и гибели. Больно отдаётся в груди, когда видишь обезображенные берега, измученные луга, истощенные леса, в которых уже нет места для жизни. Пыльные «серые метели» перепаханных степей – это беда, которая войдет в наши семьи. Это «умирает почва» - плёнка жизни. Это плёнка, которая нас кормит, одевает, обогревает и дарит нам, самое дорогое – жизнь! Если «умрет почва» - умрем и мы, люди! Эту беду нужно остановить. Подумайте, как это нужно сделать? Почему вы находитесь в состоянии «необъявленной войны» с ужатами и ежатами, с паучками и жучками, с птичками, со звонкими ручейками, с реками, озёрами, морями и океанами. По вашей вине исчезают с лица планеты целые природные зоны, заносятся в «Красную книгу» растения и животные. Только ваш разум и доброта смогут стать спасением планеты – средой обитания для ваших любимых детей».
Провела открытый урок на тему: «Охрана растений».
Цели: 1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету;
2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно относиться к растениям, учить беречь родную Землю;
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника;
5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения ( различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание );
6. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
7. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в парах, в группе.

Оборудование: плакат М.Пришвина “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”, Красная книга, растения Красной книги, картины с лекарственными растениями, карточки с надписями, картины природы, кроссворд, кассета с музыкой природы, цветы к сценке, маски для сценки, кассета с песней “ Не рвите цветы ”, тексты песен, запрещающие знаки ( для аппликации ), видеоролик, толковый словарь.
Урок развивает интеллектуальные способности детей, даёт возможность повысить уровень экологической культуры, сформировать представления об экологии и бережное отношение к окружающему миру, к природе, воспитывает чувства товарищества и коллективизма, умение работать в парах, в группе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока. Подготовительная работа.
- Ребята, посмотрите внимательно, мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке.
( Сценка “ Не рви первые цветы ”)
В первый тёплый день весенний
В лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы
Небывалой красоты.
“ Посмотри сюда, Марина!
Что за чудная картина!
Прямо около снегов
Здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –
Нежные и голубые!
Соберу - ка я букетик:
Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти,
Что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов
Подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат,
Подарить их буду рад!
Посмотри сюда, Маринка!
На цветок легла снежинка!
Вижу в первый раз такое
Чудо дивное лесное!”
“ Сеня! Больше рви цветочков!
Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу
И с цветами помогу! ”
Дети тщательно и рьяно
Обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики,
Прибегают белочки.
И ругают мальчика,
Объясняют девочке:
“ Ну, зачем вы, детвора,
Все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера
На поляну любовались!
Как росли красиво тут
Синие цветочки!
А сегодня здесь растут
Лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник
Очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он
В книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти
Будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем
Мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов
Вы не делайте букетов! ”
Огорчился очень Сеня,
Смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник,
Красоты в помине нет!
“ Жаль, поникли все цветочки! –
Сеня молвит со слезами.-
И пропал подарок маме! ”
Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут,
И подснежников весенних
Больше рвать они не будут!

- Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли правильно сделали Марина с Сеней?
- Какую ошибку они совершили?
- А кто из вас любит собирать цветы в букеты?
- Какую пользу вы оказываете этим природе? ( наносим вред )
-Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “ Охрана растений ”.
3. Беседа “ Значение растений для животных и человека.”
- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!
- Какое значение имеют растения для людей?
Растения
Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства
Ткани Строительный материал
( Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)
- Какое значение имеют растения для животных?
( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”.
4. Физкультминутка.
( под музыку дети делают зарядку )
5. Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. ( показ книги )
- Красная книга! Почему она красная? ( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. )
- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга!

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
6. Работа с учебником.
- А какие же растения занесены в Красную книгу, мы прочитаем в учебнике на странице 85 со слов “ Многие растения…” ( показ растений, занесённых в Красную книгу).
7. Хозяйственная деятельность людей и условие жизни растений.
- Но к сожалению, хозяйственная деятельность людей пагубно влияет на жизнь растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.
8. Беседа.
- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?
На доске:
Человек наносит вред растениям:
- хозяйственной деятельностью
- сбором букетов
- неумеренным сбором лекарственных растений
- вытаптыванием
- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.
- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “ Гринпис ”. В России таких людей называют “ зелёными ”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “ Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево ”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
9. Релаксация. Отрицательное воздействие человека на мир растений.
- Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны составить запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится клей.
( дети составляют аппликацию под музыку )
1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
1. Нельзя вырубать деревья.
Посмотрите внимательно на схему. Из отходов древесины можно получить растворители, уксусную эссенцию, для турбин, для автомобилей, на бытовые нужды, наполнитель для резины, пластмассы, клей для мебели, ветеринарные препараты.
2. Охраняя растения, нельзя загрязнять воздух и воду.
3. Не повреждайте деревья, нельзя их рубить, спиливать.
4. Не бросать спички в лесу, нельзя разжигать костров в лесу.
5. Не оставлять в лесу, в парке, у реки, на лугу мусора. Никогда не выбрасывать мусор в водоёмы.
Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
6. Больше сажать деревьев и кустарников.
Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “ Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. ”
- Как вы понимаете эти слова?
10. Проверка домашнего задания. Пословицы и поговорки.
- К сегодняшнему уроку вам было задано подобрать, найти пословицы и поговорки об охране природы. Зачитайте их, пожалуйста.
Старые деревья – молодые охраняют.
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему миру краса.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Лес и вода – брат и сестра.
Много леса – не губи, мало леса – береги.
Срубили кусты – прощай птицы.
11. Стихи о природе.
- Ребята к сегодняшнему уроку выучили по желанию стихи о природе. Послушаем их.
1 ученик:
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть
Мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев на веки,
В душе её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
2 ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом.
3 ученик:
Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
4 ученик:
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
12. Работа в тетрадях.
- Откроем рабочие тетради.
- Пронумеруйте примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками.
13. Занимательная минутка. Кроссворд.
- А сейчас, чтобы продолжить дальше наш урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то по горизонтали прочтём очень важное слово.
1 `
а
л 3 4 5 8
о 2 р е п 6 7 р
э к о л о г и я
р м ь д о в б
а а с р а и
п ш н о н
и к ж х а
в а н
а и
к

Вопросы:
1. Это растение иногда ещё называют столетником, считая, что он цветёт через сто лет. Растёт в пустыне. А у нас это комнатное растение. Сок в листьях горький, но очень полезный. ( алоэ )
2.Не огонь, а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла под ивой,
Звать её ( крапива ).
3.Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? ( ромашка ).
4. Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем ( ель ).
5.Первым вылез он с землицы
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький ( подснежник ).
6.На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков ( горох ).
7. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. ( ива )
8.Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. ( рябина )

- Какое же слово получилось по горизонтали? ( экология )
- Ребята, а как вы думаете, что же такое экология?
- Давайте зачитаем в школьном толковом словаре это определение. ( читает ученик ).
Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
14. Работа в тетрадях.
- Продолжим работать в рабочих тетрадях, страница 39, задание № 6.
- Запишите буквы по порядку. Что получилось? ( Берегите растения! ) Это вывод по нашему сегодняшнему уроку.
15. Итог урока.
- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
- Что люди могут сделать для охраны растений? ( Сажать больше деревьев и кустарников ).
- Давайте прочитаем правила друзей природы в учебнике на странице 86. ( дети зачитывают ).
- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?
( Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц ).
16. Просмотр видеоролика.
Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
-Сегодня на уроке многие ребята были очень активны, за это они получают пятёрки.
- Ну а хотела бы я завершить наш урок песней. На столах у вас лежит текст песни, и под музыку мы попробуем её спеть. Песня “ Не рвите цветы ” (Дети поют песню)
Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!

- На этом наш урок закончен, всем гостям большое спасибо, за то, что вы пришли к нам.
Заключение.
Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, которое играет немаловажную роль в воспитании младших школьников.
Категория: Начальная школа | Добавил: skitovich1969 (2017-02-05) | Автор: Скитович Светлана Павловна E
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-02-21, 9:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1507]
Школьный психолог [512]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [216]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [798]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1791]
Краеведение [93]
Начальная школа [3983]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [72]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1185]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru