Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Творческий отчёт по теме «Развитие познавательного интереса учащихся через применение игровых технологий и ИКТ» учителя начальных классов
Творческий отчёт
по теме « Развитие познавательного интереса учащихся через применение игровых технологий и ИКТ».

Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
(Л.Н.Толстой)
Я учитель начальных классов, всегда произношу эти слова с особым чувством.
Профессия учитель - это одна из интересных, трудных, нужных и благородных профессий. В моём понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.
Моё педагогическое кредо - «Любить свою профессию, но еще больше любить тех, кому преподаёшь»
В 1983г.,окончив педагогическое училище, я начала свой трудовой путь. В 1992г получила высшее педагогическое образование по той же специальности - учитель начальных классов.
Стаж педагогической работы -33года, по специальности - 33год; в данном учреждении- 33 года. Имею 1 квалификационную категорию.
Начальная ступень – это наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, являющейся фундаментом развития интеллекта ученика.
Перед школой стоит важная задача – воспитать компетентного человека, что позволит ему адаптироваться в новых жизненных условиях, сделать конкурентноспособными не только у нас в стране, но и за рубежом. Современное информационное общество движется по пути развития познавательного интереса человека.
В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...».
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, Всё, что накоплено за многие годы работы, устарело. А учитель-человек, который учится всю жизнь.
Сегодня я психологически и технически готова использовать информационные технологии в преподавании. Я считаю и как показала практика любой этап урока можно оживить внедрением ИКТ.
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Из опыта моей работы следует сделать вывод: использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей и познавательного интереса. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Всё это стало причиной выбора мною методической темы « Развитие познавательного интереса учащихся через применение игровых технологий и ИКТ» для изучения и работы. Тема очень заинтересовала и воодушевила меня, работая по ней пятый год, становится понятным научное утверждение Л. С. Выготского «...обучение может идти не вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования». Одним из наиболее перспективных направлений по изучению данной темы стало развитие познавательного интереса личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Для изучения этой методической темы я выделила для себя этапы работы над ней.
1 этап работы над темой (поисковый)
На этом этапе проводилось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Использование игровых технологий” и “Использование ИКТ на уроках в начальной школе”. Изучалась литература по теме.
2 этап работы (организационно – исследовательский)
Развитие интереса — задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через игру, активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, экскурсии, применение ИКТ, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к обучению.
3 этап работы (этап внедрения)
Как показала практика использование игровых технологий и ИКТ позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта. Весь накопленный и изученный материал нашёл применение в моей дальнейшей деятельности. Игровые технологии и презентации применяю на всех уроках в начальных классах.
Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Мои уроки всегда яркие, эффектные, эмоциональны, а главное – продуктивны и знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.
Именно поэтому основной целью применения игры и ИКТ является: Создание в классе развивающей образовательной среды, как информационной, так и интеллектуальной, учитывая способности, возможности, интересы учеников.
Своими основными задачами считаю:
-формирование творчески мыслящей личности, умение самостоятельно находить решение поставленных задач, способной к саморазвитию и самовыражению, через игру и применение ИКТ.
- развивать у учащихся познавательный интерес к учению, творчеству,
умений рассуждать и мыслить, через игру и применение ИКТ, снизить утомляемость и напряжение за счет нестандартных форм работы.
-воспитание детей наиболее адаптированными к социальной среде, трудоспособными.
Для реализации этих задач применяю традиционные методы обучения и ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Внедрение в процесс обучения младших школьников ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Применение игры и ИКТ разнообразит мои уроки, экономит время, уроки проходят на высоком эмоциональном и эстетическом уровне и наконец, позволяет мне сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию. А игра в свою очередь стимулирует познавательный интерес детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А.С.Макаренко сказал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу…».
Таким образом, внедрение данной темы в образовательный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.
Компьютерное обучение и игра меняет традиционную цепочку передачи знаний « учитель – ученик - учебник» вводится в школьное сознание – компьютерное обучение.
Новизна
Компьютерное обучение меняет традиционную цепочку передачи знаний « учитель – ученик - учебник» вводится в школьное сознание – компьютерное обучение.
Новизна состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования ИКТ. При умелом использовании ИКТ учитель предоставляет обучаемому информацию в различной форме: тест, аудио, видео, анимации, разнообразит урок , проводит урок на высоком эмоциональном и эстетическом уровне, более рационально и эффективно использовать время на уроке.
Правильное применение ИКТ это создания условий для развития познавательной активности, творческих способностей учащихся. Это возможность активизировать процессы воспитания, мышления, воображения, памяти, мобилизовать внимание обучаемого, формировать мотивацию к учению и познавательный интерес. Современные возможности компьютера способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, помогает ученику получить опыт самостоятельных действий.
Использование ИКТ в процессе обучения формирует и стимулирует у учащихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создаёт ситуацию успеха. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Технология опыта.
Использование ИКТ на уроках имеет свои преимущества, а именно: эффективность обучения, индивидуализация обучения, повышенная мотивация обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, эффект обратной связи, повышение интереса к изучаемому предмету.
Главное для меня - научить детей учиться. Стараюсь развивать у детей личностные качества самоконтроля, самооценки, взаимопомощи. Подбираю такие задания, которые требуют от детей не просто механического выполнения, а заставляют думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Применяя в педагогической деятельности игровых моментов и ИКТ, на уроках я использую следующие формы подачи материала: демонстрация слайдов (использование презентаций фотографии, репродукций,);показ презентации, тесты, электронные учебники, информационно-обучающие программы и тренажёры, работа над проектами, заочные олимпиады, клипы песен, мелодии, видеоролики.
Демонстрация слайдов (использование презентаций) даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей класса. В своей педагогической деятельности использую созданные и переработанные презентации, информационно-обучающие программы.
Предлагаю некоторые приёмы применение игры и ИКТ , которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике.
На уроках русского – показываю мультимедийные презентации, создаю таблицы и опорные схемы. Удобно подбирать материал к урокам по развитию речи. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, подбираю материал к нетрадиционным урокам, составляю таблицы к устному счёту и решению задач, схемы к решению задач на движение. Оформляю презентации к урокам чтения и окружающего мира. На уроках чтения пользуюсь тренажёром проверки техники чтения: включаются часы и после чтения выдаётся результат скорости чтения ученика. В поурочный план включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.
Слайд1,2 определения- при подготовке к уроку продумываю, как в презентации выстроить определение. Например, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, на какой вопрос они отвечают. Ученики на примерах выводят правило, читают его на слайде, а затем соотносят правило с картинками. Карандаш, лиса, дождь, ёж, дом, бабочка, парус.

Слайд 3 схема – Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Совместно с учениками составляем кластер, выводим его на экран и рассказываем его в паре друг другу. Например: слово идёт – определяем, что оно обозначает, ставим к слову вопрос, определяем часть речи.
Слайд 4 таблица. Для лучшего запоминания правила использую таблицу. Например: Род имён существительных. Созданные мною таблицы являются практическим материалом к урокам.
Например: при создании таблицы провожу игру «Найди свою пару»
Описание: составляем из слогов слова, вспомните правила правописания
АН МАК ТЯ
НАС ТОН САТ

Слайд 5 алгоритм - Алгоритм определения глагола. Например, в начале урока ставим вопросы, по которым формулируется правило, а затем оформляется модель правила.
Например, тема: слог. Памятка – помошник. (слайд)
Выпиши слово.
Подчеркни гласные.
Раздели слово на слоги.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: у/чи/тель, ча/сы, я/го/да.
Слайд 6,7 с видеофрагментами - При создании на уроке проблемной ситуации особый эмоциональный эффект вызывают слайды с видеофрагментами из любимых мультфильмов и сказок, провожу работы с использованием элементов игры.
Например: помоги Незнайке решить уравнение или дай совет Золушке. Что такое На.– предлог или приставка?
( На)шёл (на) улице . Как написать – слитно или раздельно?
Игра «Маша и медведь» выполнить расчёты. Даётся задание с затруднением: среди решаемых примеров есть пример нового вида, которые предстоит открыть.
Слайд 8-16 картинка – Для развития критического мышления использую показ картинок, которые передают красоту растительного мира. Например: Найди лишнюю картинку и сформулируй тему урока. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, казахский национальный костюм и.т.д.


Картинка становится ярким наглядным пособием на уроках изобразительного искусства, художественного труда, окружающего мира, литературного чтения. ИКТ на уроках труда и изобразительного искусства даёт возможность продемонстрировать порядок выполнения работы.
Слайд 17 Словарные слова презентация построена таким образом: сначала ребята отгадывают слово с помощью вопроса,
-проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции, выделяют орфограмму, затем знакомятся со значением этого слова с помощью словаря, подбирают к слову однокоренные слова, составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Например: словарный диктант.
Задание: Работа со словарными словами:Корзина , работа на тренажёрах. Например: медведь, товарищ, шёл, наземь. (Поделить на слоги; поставить ударение; запомнить написание слов; подбор однокоренных слов (медведь-медвежонок, Медведко, медведица); составление словосочетаний и предложений).
Электронные приложения к учебнику и Интернет ресурсами.
Творческая деятельность (поиск информации).
Я не только сама пользуюсь интернет – ресурсами, но учу и детей использовать их в качестве подготовки домашнего задания ( в учебниках есть такие задания), например, к уроку русского языка – найти толкование слов, к уроку литературного чтения - подготовить биографическую справку о писателе, подобрать пословицы, загадки, к уроку познания мира – подобрать дополнительный материал по теме и т.д.
Слайд 18,19 Информационно-обучающие программы и тренажёры. Для отработки конкретного алгоритма и создания определённого навыка использую тренажёры. Например Безударные гласные
Слайд 20 Игра это серьезная умственная деятельность и мои ученики обожают викторины, поле чудес, своя игра. В игре мои воспитанники становится добрее, идёт сплочение коллектива, развивается речь, расширяется круг представлений об окружающем мире.
У нас в гостях Мальвина и предлагает нам выполнить «Арифметический диктант» (показываю слайд) .
Сумму чисел 30 и 40 уменьшить в 10 раз, полученный результат увеличить в 7 раз, новый результат уменьшить на 20.
(30 + 40) : 10 х 7 – 20 = 29

Слайд 21 Работа над проектами. Для активизации учебно- познавательной деятельности, развития исследовательских навыков и применение их на практике выполняем детские исследовательские проекты и защищаем их на районном и областном уровне.
Слайд 22,23 Олимпиады, тесты - мои ученики легко ориентируются в компьютере и с большим желанием выполняют предлагаемые тестовые задания, где они могут спорить, обсуждать, доказывать, находить правильный ответ. Самостоятельно выполнять олимпиадные задания.
Слайд 24,25 Использование интерактивной доски способствует снижению психологической нагрузки, каждый ученик горит желанием выполнить задание. Тема: круг, окружность. Задание на сопоставления. Сопоставь фигуру с определением, или выбери чётные и нечётные числа.
Рассмотрим прямоугольный параллелепипед .( чертеж на доске)
Что вы знаете о прямоугольном параллелепипеде?
Из чего состоит прямоугольный параллелепипед?



Учащиеся рассматривают фигуру, находят ребра, грани, вершины, считают их количество.
Слайд 26 Использование ИКТ способствует применению в процессе обучения здоровьесберегающих технологий. Для этого очень часто на уроках использую мультимедийные физминутки. Значение их в том, чтобы дать отдых мышцам, органам слуха и зрения улучшить кровообращение, преодолеть утомляемость и тем самым повысить тонус общей познавательной активности, работоспособности и настроения учащихся.
Слайд 27 Применение ИКТ помогает мне и в воспитании моих учеников. Классные часы с использованием компьютерных презентаций позволяют более глубоко донести до сознания детей тот или иной материал, помогают в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Я не только сама пользуюсь интернет– ресурсами, но учу и детей использовать их в качестве подготовки домашнего задания ( в учебниках есть такие задания), например, к уроку русского языка – найти толкование слов, к уроку литературного чтения -подготовить биографическую справку о писателе, подобрать пословицы, загадки, к уроку познания мира – подобрать дополнительный материал по теме и т.д. Мною собрана электронная папка с презентациями и фильмами к урокам и внеклассным мероприятиям.
Итогом изучения использования игровой технологии и ИКТ было:
-участие в республиканском конкурсе « Использование ИКТ на уроках в начальной школе» номинация «Лучший педагогический проект» диплом 3 степени.
-Энциклопедия « Гордость Казахстана» в рублике « Образование и наука» включена биографическая статья о профессиональной и творческой деятельности.
-Участие в республиканском он - лайн семинаре « Национальная идея « Меңгілік ел» и программа нравственно – духовного образования « Самопознание»: проекция общечеловеческих ценностей». Статья вошла в сборник.
- Публикация статьи в областной газете « Молодёжная - Жастар» « Забота о здоровье ребёнка – главная задача в организации обучения детей».
- Публикация статьи в районной газете « Колос» « В ногу со временем».
- Публикация статьи в областной газете « Молодёжная - Жастар» « В ногу со временем».
-Выступление на МО с докладом «Дидактическая игра на уроках обучения в начальной школе», где я рассказала о практическом применении дидактических игр на своих уроках.
-Выступление с докладом на районном семинаре учителей начальных классов « Использование ИКТ на уроках в начальной школе», «Национальная идея «Мәңгілік Ел» как основа нравственно – духовного образования и воспитания в начальной школе».
- Урок с использованием игровых технологий и ИКТ были представлены на республиканский научно – исследовательский конкурс
« Лучшая разработка урока».
Как результат работы над методической темой – открытые уроки для учителей района и МО начальных классов школы . Урок математики по теме «Решение задач на движение», урок познание мира по теме « Разнообразие растений», « Вода», открытый классный час « Здоровые дети в здоровой семье».
Участвую как в очных, так и заочных олимпиадах для учителей начальных классов.
- Совместно с группой учителей разработано и опубликовано методическое пособие « Сборник текстов для проверки техники чтения». Размещаю свои методические разработки на интернет – сайтах. На сайте Azbyka.rz.
Мною разработаны уроки и внеклассные мероприятия.( см. в приложении.)
Для меня ИКТ - это создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания.
Высокая результативность.
« Учитель и ученик растут вместе…»
(Конфуций)

Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате.
Всё сказанное способствует повышению качества образования. Я как учитель выступаю в роли помощника, консультанта для своих воспитанников, поощряю оригинальные находки, стимулирую активность, инициативу, самостоятельность.
Для меня важно, чтобы мои ученики добились хороших результатов. Стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем уметь анализировать, решать проблемы, самостоятельно принимать решения, применять знания на практике, уметь творить.
Результаты моей работы - 100% успеваемость.
Каждую четверть провожу сравнительный анализ качества знаний учащихся, нахожу причины снижения и планирую работу на следующую четверть.
Сравнительный анализ качества знаний по итогам 1 четверти 2016г, качество знаний составляет 73,3%


Мониторинг качества знаний учащихся за три года.

Анализируя данные мониторинга, наблюдаем стабильность показателей. И дело даже не в оценках. Ребята с огромным удовольствием идут на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.
Мои ученики участвуют в районных, областных и республиканских олимпиадах, конкурсах, проектах и занимают призовые места.
-Диплом 2 степени. Победитель республиканской дистанционной олимпиады «Юный эрудит» 2016г. 1 ученик .
-Диплом 3 степени. Победитель республиканской дистанционной олимпиады «Юный эрудит» 2016г. 1 ученик .
- 3 Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников « Разрешите представиться «Я», с работой « Великая Отечественная война в моей семье» и получила диплом 2 степени. 2016г
- В 2015 году ученица участвовала в Республиканских соревнованиях научно – исследовательских и творческих проектов учащихся 1-7 классов « Зерде» и заняла в районном туре 2 место.
-3 Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников « Разрешите представиться «Я», с работой « Хлеб всему голова» групповая работа и получили диплом 1 степени. 2012г
- Диплом победителя в номинации « Нетрадиционная работа» 2 этапа
( районного ) областного заочного конкурса совместного творчества детей и взрослых « Полёт Фантазий» 2013г
Ежегодно растет число участников международных игр-конкурсов «Русский медвежонок» (русский язык), «Кенгуру» (математика).
- 1 место в районной олимпиаде по предмету русский язык. 2016 г
- 1 место в Международном интеллектуальном конкурсе « Кенгуру – математик для всех» 2016 г ( 2 ученика )
- 2 место в Международном интеллектуальном конкурсе « Кенгуру – математик для всех» 2016 г ( 1 ученик)
- 3 место победители международного конкурса « Русский медвежонок – языкознание для всех» 2016 г ( 3 ученика)
- 1 место в международном конкурсе « Безопасный мир» 2016 г( 2 ученика )
-2 место в международном конкурсе « Безопасный мир» 2016 г ( 2 ученика )
- Мои ученики приняли участие в республиканской интеллектуальном марафоне « Ақ бота», являются участниками Международного турнира «ПОНИ» награждены сертификатами.
Заключение.
Учитель - это человек, который учится всю жизнь.”
Таким образом, ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих уроках. ИКТ помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения. Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования с коллегами.
Таким образом, труд, затраченный на изучение данной темы, оправдывает себя во всех отношениях.
Для меня нет лучшей награды, как видеть улыбки, радость в глазах детей. Главное верить, понимать, что происходит в душах учеников, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение их жизни.
Категория: Начальная школа | Добавил: sorokina_marina28 (2017-02-06) | Автор: Сорокина Ирина Николаевна E
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-03-23, 11:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1511]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [228]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1176]
Химия [385]
Классному руководителю [653]
Биология [590]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [3999]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [367]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1568]
Особые дети [277]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [638]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [461]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1194]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [534]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [32]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru