Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Требования к современному учителю!
Требования к современному учителю!
«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
(С. Соловейчик)
Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. поставил высокую задачу перед национальным образованием современных школьников. Нынешнее образование должно быть высококачественным, конкурентоспособным, таким, чтобы выпускники школ Казахстана смогли продолжить образование за рубежом.
В связи с этим обучение в 2016-2017 учебном году предъявляет новые нормативные требования к кадрам. По всему Казахстану проводится переподготовка педагогов к деятельности в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Переход на новое содержание среднего образования требует от педагога не только знания учебной программы и умения владеть интерактивными методиками преподавания, но, прежде всего, изменения общественного мнения о самом преподавании.
На сегодняшний день образование Республики перестраивается кардинально, внедряются активные методы обучения, они будут способствовать тому, чтобы дети могли самостоятельно исследовать, познавать и добывать информацию, это делается для того, чтобы школьники Казахстана отвечали новому велению времени. Благодаря социальному и личностному развитию школьники научатся определять, пересматривать, анализировать и оценивать ценности современного общества и личностно-ориентированные ценности, поймут, что они влияют на мышление и действия учащихся. Школьники также научатся увереннее воспринимать возрастающую ответственность за свою жизнь; приобретут положительное отношение к окружающим людям, их нуждам; они смогут активно и успешно реализовать себя в жизни общества. Достижение таких интегрированных задач потребует от учеников развить свои знания и становление себя как уверенной личности, достойно идущей в ногу со временем. Выработать такие необходимые умения и навыки современного общества, которые позволят им проявлять заботу о своих личных потребностях, оценивать свои собственные способности, работать самостоятельно, в коллективе и принимать взвешенные решения.
Иначе говоря, «Мы учителя - должны помогать ученикам, развивать самостоятельность и самобытность, подготавливать их к тому, чтобы они могли шагнуть в дальнейшую жизнь социализированной личностью».
Мы учителя, осознаём, что на нас возложена громадная ответственность за улучшенное качество продвижения прогресса в обновленном содержании образования. В процессе обучения мы должны тщательно проанализировать новые учебные программы начальной школы по каждому предмету, сравнив их с нынешними программами. Изучить ожидаемые результаты обучения, представленные в виде широкого спектра навыков, в том числе критического мышления, применения различных способов коммуникации. В различных формах групповой и индивидуальной работы находить сходства и различия.
Каждый педагог, обязан познакомиться с актуальными методиками преподавания и обучения, с системой критериального оценивания, с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным планированием уроков. Каждый должен научиться самостоятельно составлять краткосрочный план урока, знать, как планировать каждый этап урока, составлять дескрипторы и распределять время на задания.
Современный мир развивается стремительными «шагами» и требует компетентности, гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам и само обучаемости. Обновленная программа мотивирует и в дальнейшем позволит, нам, учителям начальных классов быстро адаптироваться и реализоваться в новых условиях. В 21 веке педагогам нового поколения необходимо создать благоприятные условия для гармоничного становления и развития личности учащегося, обладающей основами навыков: «функциональное и творческое применение учебных знаний, критическое мышление, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков, умение работать в группе, паре и индивидуально».
Сегодня учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации». Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка на беспокоящую его проблему – вот задача для современного учителя. Новое время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Современный ученик прекрасно владеет информационными технологиями, легко разбирается в технике. Поэтому нам всем нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для формирования практических навыков у учеников.
Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении, подсказать, как добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые временем, урок должен стать новым, современным!
Президент РК Назарбаев отмечает: “Учитель новой формации - это духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, стремящийся к постоянному совершенству.”
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель, к которому предъявляются следующие требования:
во-первых, это профессионал, который
•демонстрирует универсальные и предметные способы действий
•инициирует действия учащихся
•консультирует и корректирует их действия
•находит способы включения в работу каждого ученика
•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Учителю всегда нужно помнить о своей миссии-формировать целостное мышление ученика. Синтез знания и умения - вот отличительное качество педагога новой формации.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Современный учитель должен по-иному не только вести урок, но и оценивать весь процесс обучения.
Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам:
Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
Направленность на развитие. Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть и уровень среднего образования.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям: 1) разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; 2) иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; 3) улучшить качество обучения; 4) выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и особенностей; 5) использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; 6) вносить предложения по совершенствованию содержания нормативных и методических документов.
Обучающимся: 1) использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; 2) знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха; 3) участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; 4) использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям: 1) получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка; 2) отслеживать прогресс в обучении ребенка; 3) обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения; 4) устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы; 5) быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Внедрение системы критериального оценивания будет проходить согласно графику перехода на обновленное содержание образования, составленному и утвержденному Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Сейчас в школы вводится инклюзивное образование.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Развитие системы инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы. Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями чувствовать себя обычным. Детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов:
1) все ученики равны в школьном коллективе;
2) каждый человек способен чувствовать и думать;
3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4) все люди нуждаются друг в друге;
5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно участвуют в жизни школы;
7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Для того, чтобы эта система работала, нужно тщательно создавать условия: нужна особая оборудованная среда, классы с меньшей наполняемостью, специально подготовленные педагоги.
В настоящее время общеизвестно, что дети с проблемами в развитии, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками.
Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. По различным данным, количество детей, которые в силу неблагоприятных микросоциальных условий обучения и воспитания, соматической и нервно-психической ослабленности имеют невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в учебной деятельности, составляет от 20 до 60% учащихся начальной школы.
Для создания целостной системы, мы – современные педагоги должны обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Знать принципы работы с данной группой детей. Уметь ставить цели коррекционной работы.
В системе функций, выполняемых школой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание работе по преодолению отставания учащихся, неуспеваемости, а также отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.
Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика. Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений.
Воспитательно-коррекционная работа должна быть направлена на:
- Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.
- Развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций.
- Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.
В заключение, хотелось бы сказать.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему.
Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»
Категория: Начальная школа | Добавил: Яроша (2017-03-26) | Автор: Стрельцова Ирина Александровна E
Просмотров: 50 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-04-28, 8:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4008]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1572]
Особые дети [280]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [402]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru