Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Обучение грамоте Раздел: Моя школа Тема: Звуки [м] [м,] и буквы Мм. Письмо строчной буквы м.
КСП по обучению грамоте 1 четверть
Школа: КГУ «Средняя школа № 3 города Курчатова»
Учитель: Хилько Наталия Геннадьевна
Предмет:
Обучение грамоте Раздел: Моя школа Тема: Звуки [м] [м,] и буквы Мм. Письмо строчной буквы м.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:
1.1.9.1* Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).
1.1.9.2* понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.
1.2.1.2 использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение).
1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.
1.2.9.2* Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных).
1.3.8.1* Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме.
Цели:
Все: будут читать по слогам с переходом на целые слова; выполнять слого–звуковой анализ слов со звуками [м], [м,]; писать элементы строчной буквы м, строчную букву м, составлять и писать слоги и слова с буквой м в соответствии с нормами каллиграфии.
Большинство: смогут читать целые слова, выслушивать и дополнять ответы учащихся.
Некоторые смогут: анализировать задания, определять их цели; отвечать на вопрос к заданию по материалам собственных наблюдений.
Привитие ценностей: привитие уважения друг к другу; умение слушать и слышать, ценить мнение одноклассника; чувство локтя в группе.
Межпредметные связи: художественный труд, познание мира, самопознание, математика.
Предварительные знания: слово, слоги, ударение, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, звуковые схемы, гласные буквы Аа, Уу, Оо, ы, Ии.

Ход урока
Запланированный этап урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
3 мин
(К) Создание положительного эмоционального настроя.
За руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся,
Знаешь ты, и знаю я – все мы дружная семья!
Актуализация знаний. Целеполагание.
Деление класса на группы.
Учащиеся получают картинки, для того чтобы распределиться на 5 групп:
1 группа: арбуз, аист, ананас, автобус, альбом.
2 группа: окно, облако, обезьяна, обруч, овца.
3 группа: утка, утюг, уж, удочка, ухо.
4 группа: иголка, индюк, ива, игольница, индеец.
5 группа: молоко, магнит, меч, маска, мелок.
- Назовите, на какой звук начинается изображение на вашей картинке. Соберитесь в группу, по первому звуку картинки. Соотнесите звук с буквой на столах и присядьте за стол.
Каждый ученик соотносит гласный звук с буквой ([а] - а, [о] - о, [у] - у, [и] - и) и объединяются в группы. У доски остаётся 5 учеников, которые получили слова на звуки [м,],[м], так как буквы м нет ни на одном столе.
У (учитель): - Почему вы остались у доски?
Д (дети): – У нас картинки на звуки [м], [м,]. С этими звуками и буквой мы ещё не знакомились.
У: - Вы правы! Присаживайтесь за свободную парту.
У:- Скажите, что нового вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь?
Д: - Мы познакомимся со звуками [м], [м’], и будем учиться различать звуки [м] – [м’] в словах. Выучим буквы, которые обозначают эти звуки на письме. Будем читать слоги и слова с изученными буквами.
У: - Всем ли понятно над, чем мы сегодня будем работать? Кто повторит цели урока?
У: - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Д: - Звуки [м] [м,] и буквы Мм
У: - Молодцы! Вы правильно определили цели и тему нашего урока.

Карточки с картинками и буквы для определения группы.


Середина урока
30 мин

Знакомство с новой темой
У: - Сегодня утром мне вручили письмо нашему 1 классу «А». Вам интересно, что внутри конверта? (Да) Сейчас откроем и посмотрим. В нём задание для вас. Что бы выполнить задание этого письма, мне нужны помощники. Пусть выйдут те ученики, в чьих именах встречаются звуки [м], [м’].
Распаковываю конверт и достаю круги Эйлера и конвертики с картинками для групп. Помощники раздают их командам. В это время вывешиваю синий и зелёный круги на доску.
У: - Как вы думаете, почему Круги Эйлера состоят из кругов зелёного и синего цвета?
Д: – Этот звук бывает твердый и мягкий.
У: – Выйдите к доске Амина и Мария. Шепните мне на ушко, какой из этих двух звуков в вашем имени [м], [м’]. Возьмите свою фотографию и приклейте в соответствующий круг.
Дети приклеивают свою фотографию в зеленый круг либо в синий, в зависимости от твердости и мягкости согласных звуков.
У: – Почему Амина прикрепила свою фотографию на зелёный круг, а Мария – на синий?
Д: – Амина, приклеила свою фотографию на зелёный круг, потому что в её имени звук [м’] – мягкий. Так как имени Мария звук [м] – твёрдый, значит, она приклеила свою фотографию на синий круг.
Метод «Карусели»
(Г) У: – Вот сейчас в группах вы выполните аналогичное задание с предметными картинками. Круги Эйлера пронумерованы и конвертики тоже, у вас их по 5 штук. Каждый конвертик имеет по 2 картинки, но вовнутрь каждого конверта вы загляните только тогда, когда к вам прейдёт конструкция кругов под соответствующей цифрой. Соотносите цифру кругов с номером конверта.
У: - Повторите задание.
Д: – Распределим картинки по цветовой гамме. Если в названии предмета звук [м], значит, мы её приклеим на синий круг, а если - [м,] – на зелёный.
У: - Время выполнения на работу – 15 мин. Через 15 минут в группу должна вернуться та работа, с которой вы начали.
Дети, наблюдая за особенностями их произношения, характеризуют их и определяют правильную цветовую гамму. Передавая по группам круги Эйлера, дополняют работу предыдущей группы картинками. Во время работы наблюдаю и направляю по необходимости.
(Г) У: – Проведите взаимопроверку в группе. Проверьте, все ли правильно поместили картинки, есть ошибочно приклеенные картинки?
У: - Следующее задание для внутренней групповой работы, вам предстоит определить, что общего будет у этих звуков, напишите на пересечении кругов.
Дети записывают на пересечении кругов печатные буквы Мм и показывают колокольчиком, что он звонкий.
У: - Покажите круги группам и мне. Вы молодцы! К какому выводу вы пришли?
Д: - Буква м – это согласный звук, может быть твердым или мягким, звонкий.
Закрепление.
У: - А теперь я предлагаю вам игру «Доскажи словечко» для закрепления («Твёрдый - мягкий звук» - если в слове встретите [м] – то поднимите синюю карточку, а если [м’] – то зелёную)
На полу скребется…( мышка),
Спит в берлоге бурый…( мишка).
Этот мишка очень…( мил),
Только лапы он не…(мыл).
Убежала в норку…( мышка).
Спать залег в берлогу…( мишка).
Мальчик…( мал), но очень…( мил).
Он водичкой руки…( мыл).
У: - Молодцы! Вы все показывали безошибочно сигнальные карточки!
(И) Дифференцированное задание.
У: - Следующее задание вы выполните индивидуально. Составить схему слов, разделить на слоги и поставить ударение. Вы эту работу должны выполнить за 5 мин.
Слабоуспевающим учащимся выдаю картинки со словами: мелок, мыло, сильным – магнит, минус. В ходе индивидуальной работы наблюдаю за правильностью выполнения задания. Если дети затрудняются, то даю рекомендации для правильного завершения работы. По окончанию работы дети проводят взаимопроверку.

мелок-


Мыло



магнит



минус



Критерии оценивания:
1. Определил количество звуков в слове.
2. Определил количество слогов в слове ______________.
3. Определил количество слогов в слове ______________.
4. Правильно поставил ударение.
5. Правильно определил цветовую гамму к слову ___________.
6. Правильно определил цветовую гамму к слову ___________.
У: - Поменяйтесь карточками в парах и проведите взаимопроверку, опираясь на схемы.
Учащиеся правильно показывают количество звуков в слове, указывают мягкость и твёрдость согласного звука, делят слова на слоги и ставят ударение.
После взаимопроверки прошу продемонстрировать свои работы учащихся, которые справились с работой правильно и первыми и объяснить, как выполнили работу.
У: - Поднимите руки те, кто выполнил работу так же, как и … (называю имена выступающих)
У: - Молодцы! Вы почти все составили схемы слов и определили цветовую гамму звуков и поставили ударение.
Динамическая пауза
Прошу вас встать и выполнить действия, услышанные в стихотворении.
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем
получилась буква … (М).
У: - Какую букву вы показали в парах?
Д: - Мы показали букву м.
У:- Какая буква м была показана вами?
Д: - Печатная.
У:- Где можно встретить печатную букву м?
Д:- При чтении книг.
У: - А при письме мы можем встретить эту букву?
Д: - Нет! Нам для этого понадобятся прописные буквы. (Некоторые могут ответить, что нам понадобятся заглавная и строчная письменные буквы.)
У: - Следующей нашей работой будет написание строчную букву м.
Показываю написание срочной буквы м.
У:- Вы уже писали ранее на уроках элементы буквы м, значит, вам не составит труда написать её красиво. Показываю письмо строчной буквы м.
Затем прошу детей вместе прописать по воздуху под счёт.
У: - А теперь откроем Пропись, проговаривая стихотворение.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу
И от вас друзья не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.
- У: - В Прописи попробуем по образцу написать строчную букву м.
Прохожу по классу проверяю работу детей и слежу за осанкой. Конверт с заданием.
Круги синего и зелёного цвета.
Заранее приготовленные фотографии детей.
Предметные картинки в пронумерованных конвертиках.
Круги «Эйлера»

Сигнальные карточки: синего и зелёного цвета

Карточки с картинками и цветные кружочки для составления схемы слова

Пропись № 2 стр. 57

- Какие слоги можно составить из изученных букв? (ма, му, мо, мы, ми, ум, ам, ом, ым, им)
- А теперь опять обратимся к Прописи и напишем красиво и аккуратно слоги ма, му, мо, мы, ми
- Какие слова можно составить из этих слогов?
(ма-ма, ма-мы, ми-мо)
Запишите по образцу слова: мама, мамы.
Критерии оценивания:
1. Пишет строчную букву м каллиграфически правильно.
2. Правильно выполняет соединение букв в слогах.
3. В соответствии с нормами каллиграфии правильно записывает слова.
4. Записывает слова без ошибок.
Самооценка. Подчеркните красным карандашом буквы и соединения букв, которые вы написали не правильно.
- Что надо делать, чтобы подчеркнутых букв становилось всё меньше и меньше и затем совсем не встречались?


Конец урока
3 мин

Анализ. Оценивание
- С какими звуками познакомились?
- Какой буквой обозначаем согласные звуки [м] и [м,]?
- Что происходит со звуком, когда после него стоят гласные а, у, о, ы?
- А если слева от него стоит и?
- Ой, посмотрите, в конверте появился ещё один конвертик. А в нём «лестница успеха и смайлики для оценивания.
- Оцените свою работу на уроке по «лестнице успеха». Приклейте смайлик на ту ступеньку, на которой вы себя ощущаете.
1 ступенька – мне понравился урок, но пока испытываю трудности.
2 ступенька – всё хорошо, но могу лучше.
3 ступенька – всё отлично, могу помочь однокласснику.
- Почему вы поставили смайлик на эту ступень? (Дети поясняют свой выбор) Что можно посоветовать детям, которые испытывали трудности на уроке?
- Я очень рада, что на первой ступеньке больше смайликов, чем на 2-ой и 3-ей. Значит, вы достигли целей, поставленных целей в начале урока! А кто помнит, какие цели мы определили для нашего урока? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, что вам помогало справиться на уроке с заданиями?
- Сегодня меня порадовало то, что вы работали дружно и это вам помогло запомнить новые звуки и букву, и читать с ними слоги и слова.
Урок окончен! Желаю удачи на других уроках!

Лестница успеха, смайлики

Дополнительная информация
Дифференциация Оценивание Здоровье и соблюдение техники безопасности
Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывала дозированную помощь. Организую помощь при составлении схемы детям со слабой подготовкой.
Помогала ученикам во время работы в Прописи. Некоторых учеников выбирала в качестве помощников.
Наблюдала за работой учеников в течение урока. Задавала вопросы по ходу урока. Просматривала работы учащихся на карточках и в Прописи.
Анализировала результаты ученической деятельности. Для оценивания были использованы смайлики. Следила за осанкой при письме. Проведена динамическая пауза.
Категория: Начальная школа | Добавил: Геннадьевна (2017-10-06) | Автор: Хилько Наталия Геннадьевна E
Просмотров: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 2:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1529]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [661]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4027]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1599]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [92]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru