Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

«Формирование читательской грамотности у учащихся начальной школы»
О.В. Череднякова, О.А.Шемолина
«Формирование читательской
грамотности
у учащихся начальной
школы»
Учебно – методическое пособие
для учителей начальной школы
Алматы
2017
2
Пособие представляет собой сборник художественных и
научно-познавательных текстов с тестовыми заданиями к ним,
предназначенных для организации проверки читательской
грамотности студентов начальной школы. Материал подобран с
учётом возраста и ГОС НО, с использованием принципов
таксономии Б. Блума.
Пособие адресовано учителям и родителям.
3
Пояснительная записка
«Всё, чего я достиг в жизни, стало
возможным, благодаря книге»
Ричард Бах
Интеллектуальное развитие учащихся становятся в настоящее
время одно из наиболее актуальных задач школы. Одним из
факторов, определяющих уровень интеллектуального развития
учащегося, является способность к критическому осмыслению
поступающей информации, которая, в свою очередь, зависит от
уровня развития навыка осознанного чтения.
Предлагаемый вид работы с текстом позволяет оценить
способность извлекать информацию из текста, давать оценку
прочитанному и определять собственную позицию.
Первый уровень - умение найти и извлечь конкретную
информацию из текста, ответив на фактические вопросы, в
которых ключевые слова вопроса практически совпадают с текстом
ответа (Кто…?, Что…?, Какие…?, Когда…?, Сколько…? и т.д.).
Уровень включает четыре фактических вопроса, которые
оцениваются в один балл каждый.
Второй уровень предполагает возможность интегрирования и
интерпретации прочитанного. Ученикам предстоит извлечь из
текста информацию, ответив на концептуальные вопросы (Как…?
Зачем…? Почему…?), которая напрямую не сообщается в тексте.
Для этого необходимо:
• уметь отличать главное от второстепенного;
• установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (видовые и
родовые, пространственные, временные, причинно-
следственные);
• разобраться в информации, которая содержит противоречия
или неоднозначную оценку;
• осмыслить подтекст.
4
Все эти умения необходимы для целостного (концептуального)
понимания текста. Уровень включает два концептуальных вопроса,
которые оцениваются в два балла каждый.
Третий уровень предполагает умение осмыслить прочитанный
текст, оценить, критически проанализировать содержащуюся в нём
информацию и ответить на один глобальный вопрос (Почему…?
Как ты думаешь…?), который оценивается в восемь баллов.
В системе критериального оценивания обновлённой
концепции образования РК используется суммативное оценивание
с выставлением баллов.
Таблица 1. Шкала перевода баллов в оценки
Процентное
содержание
баллов
суммативного
оценивания
Показатель
оценивания
Оценка
1%-20% Неудовлетворительно «2»
21%-50% Удовлетворительно «3»
51%-80% Хорошо «4»
81%-100% Отлично «5»
В связи с этим 50% оценки за тест формируется по
результатам ответов на вопросы 1 и 2 уровня и 50% оценки
формируется по результатам ответов на вопросы 3 уровня.
Особое внимание при оценивании уделяется ответу на
глобальный вопрос.
5
Рубрика оценивания «Читательской грамотности»
Высокий
13-16 баллов
81-100 %
Оценка 5
Базовый
9-12 баллов
51-80 %
Оценка 4
Низкий
8-6 баллов
20-50 %
Оценка 3
1 уровень. Отвечает на
фактические вопросы,
находя ответы в тексте.
2 уровень. Отвечает на
концептуальные
вопросы, устанавливая
взаимосвязи между
абзацами.
3 уровень. Выделяет
главную идею
прочитанного текста.
Критически оценивает и
интерпретирует
прочитанную
информацию.
Формулирует и
аргументирует
собственную точку
зрения.
1 уровень. Отвечает на
фактические вопросы,
находя ответы в тексте.
2 уровень. Отвечает на
концептуальные
вопросы, устанавливая
взаимосвязи между
абзацами.
3 уровень. Выделяет
главную идею
прочитанного текста.
Оценивает
прочитанную
информацию.
Формулирует
собственную точку
зрения с опорой на
текст.
1 уровень. Отвечает на
фактические вопросы,
находя ответы в тексте.
2 уровень. Испытывает
трудности в
понимании
прочитанного и
установлении связи
между абзацами для
нахождения ответа на
концептуальные
вопросы.
3 уровень.
Затрудняется в
выделении главной
идеи текста и в
формулировании
собственной точки
зрения.
6
1класс
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула
его и чуть не потопила.
Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет - и бросила
ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть.
Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и
уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. (Л. Толстой)

(62 СЛОВА)

7
Класс_____________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Куда спустился муравей?
а) к озеру;
б) к ручью.
2. 2.Что увидела голубка?
а) охотничьи сети;
б) муравей тонет.
3. 3.Кого хотел поймать охотник?
а) муравья;
б) голубку.
4. 4. Чем ловил охотник голубку?
а) сачком;
б) сетью.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Как голубка помогла муравью?
а) она клюнула охотника;
б) она бросила ветку.
2.Как муравей помог голубке?
а) укусил охотника;
б) порвал сети.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
Почему муравей спас голубку?
Потому,что..._____________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________ __________________________________________________
8
Класс_____________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Что случилось с муравьём, когда он спустился напиться?
а) волна захлестнула его и чуть не потопила;
б) его поймал охотник.
2. Как голубка помогла муравью?
а) она клюнула охотника;
б) она бросила ветку.
3.Как хотел поймать охотник голубку?
а) расставил сеть и хотел захлопнуть;
б) бросил сеть.
4. Как муравей помог голубке?
а) укусил охотника;
б) порвал сети.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Почему голубка спасла муравья?
а) была добрая;
б) ей стало жалко муравья.
2. Почему муравей спас голубку?
а) потому, что она спасла его;
б) потому, что охотник наступил на муравья.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
Как ты понимаешь пословицу: «Добра желаешь – добро и делай».
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
9
1 класс
Что ты умеешь?
В класс пришел новый ученик. Новичка посадили с Таней.
Помолчала Таня минуточку. А потом давай хвастать! Она уме
10
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Кто такой новичок?
а) новый учитель;
б) новый ученик.
2. Сколько времени молчала Таня?
а) одну минуту;
б) две минуты.
3.Что умеет делать девочка?
а) петь, прыгать, бегать;
б) пить, прыгать, бегать.
4. Что умеет делать мальчик?
а) смотреть в одну сторону;
б) молчать и слушать.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Что можно сказать о Тане?
а) она веселая и хвастливая;
б) она серьёзная и молчаливая.
2.Что можно сказать о мальчике?
а) он грустный;
б) он ответственный.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
Почему на уроке важно молчать и слушать учительницу?
Потому,что..______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
11

2 класс
Отчего крапива жжётся?
Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том,
что умеет себя защищать. А ведь крапива и вкусная, и полезная. Её
бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да
только, поди - ка тронь её. Зато если крапиву измельчить да
ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как
говорится, за уши не оттащишь.
Попала крапива и на стол. Издавна сельские жители весной из
молодой крапивы варят щи. Из семян крапивы получают
съедобное масло. А еще в старину из волокон крапивных стеблей
изготавливали бумагу, верёвки, мешковину1
, канаты, рыболовные
снасти2
, паруса, ковры. Из корней крапивы и сейчас получают
желтый и коричневый красители.
Отчего же крапива жжётся? От того, что покрыта крапива
колючими волосками. В каждом волоске спрятана бутылочка со
жгучей кислотой. Горлышко бутылочки очень острое, сразу
впивается в кожу и ломается. Из бутылочки выливается кислота, от
которой на ребячьих руках и ногах появляются большие волдыри, а
на глазах – слёзы.
(по А. Дитриху и Г. Юрмину)
(152 слова)
1. Мешковина1
- прочная грубая ткань используется для
изготовления мешков.
2. Снасти2
– орудие для рыбной ловли в виде тонкого канатика с
крючками.
12
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Что умеет делать крапива?
а) всех обижать;
б) себя защищать.
2.Как в старину люди использовали крапиву?
а) варили щи;
б) кормили скот свежими растениями.
3. Что получают из корней крапивы?
а) красители;
б) зелёную бумагу.
4. Что изготавливают из крапивных стеблей?
а) бумагу, верёвки, мешковину, канаты, рыболовные снасти,
паруса, ковры;
б) бумагу, верёвки, мешковину, канаты, красители, паруса,
ковры.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Почему крапива жжётся?
а) крапива покрыта колючими волосками;
б) остриё бутылочки впивается в кожу.
2.Почему от крапивы на руках появляются волдыри?
а) крапивная кислота попадает на кожу;
б) крапивные красители вызывают аллергию.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
Почему люди ругают крапиву, но считают полезным растен
13
2 класс
Глобус
Глобус - не что иное, как уменьшенная модель1
огромной
Земли, где живешь ты, где живут все люди на свете. Вот и выходит,
что Земля, земной шар - это наш общий большой дом. У нас над
головой одна общая голубая крыша - небо.
У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас,
у всего человечества, одна на всех великанская лампа, она же
печка - Солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные
тучи. И вентилятор тоже один на всех-ветер-ветрило.
О том, что Земля – шар, самые мудрые из мудрецов
предполагали еще в древние времена, но доказать не могли, и
потому им не очень - то верили. Доказать это можно было, только
совершив кругосветное путешествие.
Прошло много времени, и вот, наконец, отважные
мореплаватели совершили такое путешествие. Их корабли,
двигаясь все время в одну сторону, обогнули Землю и через три
долгих года возвратились домой с противоположной стороны.
Тогда – то многие поверили: да, Земля круглая.
(По А. Дитриху, Г. Юрмину)
(147 слов)

Модель1
- уменьшенная копия чего-нибудь
14
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Что такое глобус?
а) увеличенная модель Земли;
б) уменьшенная модель Земли.
2.Какие богатства природа даёт человеку?
а) дождевую воду, землю, солнечный свет, ветер;
б) дождевую воду, машину, солнечный свет, ветер.
3. Как двигались путешественники?
а) все время в одну сторону;
б) в разные стороны.
4. Как долго путешествовали мореплаватели?
а) два года;
б) три года.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Почему Землю называют общим домом?
а) для всех общая крыша, лампа, общий пол, водопровод,
вентилятор;
б) для всех общая крыша, стены, общий пол, водопровод,
вентилятор
2.Почему в древние времена мудрецам не верили, что Земля имеет
форму шара?
а) мудрецы не могли это доказать, не совершив путешествие
вокруг Земли;
б) мудрецы не могли это доказать, не совершив путешествие
вокруг глобуса.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
Зачем изобрели глобус?
Чтобы...__________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
15
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Что такое глобус?
а) увеличенная модель Земли;
б) уменьшенная модель Земли.
2.Какие богатства природа даёт человеку?
а) дождевую воду, землю, солнечный свет, ветер;
б) дождевую воду, машину, солнечный свет, ветер.
3. Как двигались путешественники?
а) все время в одну сторону;
б) в разные стороны.
4. Как долго путешествовали мореплаватели?
а) два года;
б) три года.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Почему в древние времена мудрецам не верили, что Земля имеет
форму шара?
а) мудрецы не могли это доказать, не совершив путешествие
вокруг Земли;
б) мудрецы не могли это доказать, не совершив путешествие
вокруг глобуса.
2. Зачем изобрели глобус?
а) чтобы показать форму планеты Земля и её поверхность;
б) чтобы показать Солнце, сушу, воду.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
Почему Землю называют общим домом?
Потому,что..._____________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
16
3 класс
Хохлатая синица
Собирать в запас - значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой
лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые
кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает отнорки1
картошкой. До пуда2
, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле,
как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча
нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай3
сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу,
тритона, лягушку и плавунца!
Всё это - на чёрный день. Запасают, как могут, где могут. Все по-
разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.
И только одни весёлые синички - хохлатки собирают запасы совсем не
так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают
они неустанно. Жучок, паучок, муха - годится. Семечка, зёрнышко, ягодка -
пойдет. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы
удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда ни пробьётся, ни
дождь, ни ветер. В лесу деревьев - не сосчитать. И на каждом найдется
укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к
трещинке. Куда жука, куда зернышко; осенью еды много. А зимой и
сушёному комару будешь рад.
Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь?
А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не все ли равно,
чей запас ты найдешь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то
забрал. Ты для всех, и все для тебя. Чёрный день всем страшен: всем надо
иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно, как крыса, -только
себе. Или, как синичка-хохлатка, - для себя и для всех.
Н. И. Сладков
(271 слово)
Отнорки1
- ответвление норы, боковая нора с запасным выходом
Пуд2
- единица измерения массы равная 16 кг.
Горностай3
– ценный пушной зверёк семейства хорьковых.
17
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1.Что значит «собирать в запас»?
а) забирать себе;
б) спасать себя.
2.Что сложил в нору горностай?
а) водяных крыс, полёвок, синичек, гадюк, ящериц, тритонов,
лягушек;
б) картошку, синичек, гадюк, ящериц, тритонов, лягушек, мышей.
3. Что запасает синичка-хохлатка?
а) жуков, пауков, мух, семечки, зёрнышки, ягодки;
б) жуков, пауков, мышей, семечки, зёрнышки, ягодки.
4. Где находятся кладовые хохлаток?
а) под листочками;
б) в трещинках коры.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Почему синичке - хохлатке не надо запоминать места расположения
кладовых?
а) не надо запоминать, кладовых много;
б) она ест запасы других животных.
2. Чем отличаются запасы животных от запасов синички - хохлатки?
а) для себя;
б) для всех.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
- Как ты понимаешь эту фразу: «Ты для всех, и все для тебя»?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
18
3 класс
Космическая одежда
Когда зимой выйдешь на улицу и посмотришь на людей, все кажутся
очень толстыми и неуклюжими, особенно в сильный мороз, потому что
надевают на себя много одежек, а поверх еще пальто или шубу. Не очень-то
удобно двигаться и работать, когда так оденешься!
Но есть на свете такой холод, от которого ни в какую шубу не
спрячешься.
Как, например, быть летчику, который уходит в высотный полет? Ведь
чем выше забирается самолет, тем холоднее вокруг, а пилот в полете должен
быть ловким и быстрым!
Для летчиков сконструировали специальную одежду – комбинезон.
Легкий, прочный, удобный! Потрудились и ученые, и инженеры-
конструкторы, и рабочие, и портные. Такую одежду сделали они пилотам,
что никакой мороз не страшен.
Внутри комбинезона всегда одинаковая температура, потому что он с
подогревом, и если сильнее становится мороз, то сильнее обогревается
комбинезон.
Но ведь космонавты улетают еще дальше от земли. Много опасностей
подстерегает их в космосе, но пока они внутри корабля, в кабине, у них есть
надежная защита. В космическом корабле космонавты работают в удобном
летном комбинезоне. Но из кабины в космос в такой одежде
19
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1.Почему зимой все люди кажутся толстыми и неуклюжими?
а) надевают на себя много одежды;
б) много зимой едят.
2.Что поддерживает постоянную температуру внутри комбинезона?
а) устройство с солнечными батарейками;
б) специальный подогрев.
3. Кто трудился над созданием космической одежды?
а) учёные, инженеры-конструкторы, сапожники, портные;
б) учёные, инженеры-конструкторы, рабочие, портные.
4. Кто первым вышел в открытый космос?
а) Ю.А Гагарин;
б) А.В. Леонов.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Почему для лётчика создали специальную одежду?
а) пилот должен быть ловким и быстрым;
б) пилот должен быть ловким и смелым.
2. Зачем для выхода в открытый космос изобрели скафандр?
а) в космосе нет воздуха, очень холодно и много опасностей;
б) в скафандре подогрев сильнее, чем в комбинезоне
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
-Почему в создании космической одежды принимали участие люди разных
профессий?
Потому,что_________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
20
4 класс
Круговорот воды в природе
Вы уже знаете, ребята, что больше 70% поверхности земного шара
покрыто водами Мирового океана. А ещё есть озёра, реки и другие водоёмы.
Вода, как известно, испаряется с поверхности водоёмов практически в
любую погоду. Но летом, в жару этот процесс идёт значительно быстрее и
интенсивнее.
Водяные пары поднимаются в верхние слои атмосферы, где
конденсируются в облака и тучи, которые при изменении погодных условий
всегда готовы разразиться дождём, градом, а зимой - снегом. Таким
образом, вода, испарившаяся с поверхности нашей планеты, возвращается
на неё. То же происходит и с водой, которую мы используем для питья,
полива сельскохозяйственных угодий, - она возвращается в окружающий нас
мир, просачивается в глубокие слои почвы, испаряется и повторяет всё тот
же путь! Этот бесконечный круговорот позволяет нам обходиться пусть и
огромными, но всё-таки конечными по своей сути мировыми запасами воды.
В круговороте воды не участвуют только воды, погребённые в глубинах
огромных ледников, покрывающих территорию арктических земель и
Антарктиды.
Если пофантазировать немного, то мы с вами пьём ту же воду, которую
пили воины Александра Македонского, и купаемся в тех же водах, в которых
плескались бронтозавры и плавали ихтиозавры юрского периода. Просто за
миллионы лет вода эта миллионы раз проделала путь по тому самому кругу,
который мы и называем круговоротом воды в природе.
(По материалам сайта АиФ "АиФ " Детская Энциклопедия".)
( 203 слова)
Мировой океан1
- основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная
оболочка земли.
Атмосфера2 -
газовая оболочка небесного тела.
Конденсироваться3
–переходить из газообразного вещества в жидкое или
твердое состояние
Александр Македонский4 –
царь, полководец, живший до нашей эры.
Юрский период5
– период времени, закончившийся 56 млн. лет тому назад.
21
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Когда испаряется вода поверхности водоёмов значительно быстрее?
а) в любую погоду;
б) в жаркую погоду.
2. Куда поднимаются водяные пары?
а) в верхние слои атмосферы;
б) в нижние слои атмосферы.
3.Какие воды не участвуют в круговороте воды?
а) родниковые воды;
б) погребённые в глубинах ледников.
4. Какие воды испаряются с поверхности нашей земли?
а) воды Мирового океана, рек, озёр, воды ледников, воды для
питья, полива;
б) воды Мирового океана, рек, озёр, воды для питья, полива.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1. Почему человечеству достаточно мировых запасов воды?
а) благодаря круговороту воды;
б) благодаря неисчерпаемым запасам воды.
2. Как испарившаяся вода возвращается на планету?
а) собирается в облака и тучи и возвращается в виде осадков;
б) осадки повышают уровень воды в водоёмах.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
-Почему, несмотря на круговорот воды в природе, человечество
бережно относится к запасам воды?
Потому,что..._____________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
22
4класс
Цветочные часы
Часы бывают разные: солнечные, водяные, механические,
электронные, башенные.… А ещё есть цветочные часы.
Первые цветочные часы были известны ещё в Древней Греции и в
Древнем Риме. Растения - цветы - высаживались на клумбах и
использовались в качестве своеобразных часов. Многие цветы раскрываются
и закрываются в одно и то же время дня. Эта особенность помогает им
защищать пыльцу от дождя и холода, а также открываться именно тогда,
когда различные насекомые прилетают к цветкам.
В 1755 году знаменитый шведский естествоиспытатель1
Карл Линней
использовал этот феномен2
. Много лет он наблюдал за травянистыми
растениями и обратил внимание на то, что их можно сгруппировать по
особому признаку - времени раскрытия и закрытия цветков, хотя в ночное
время цветки закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики.
Карл Линней посадил в своём саду цветы-часы. На круглой клумбе он
расположил растения в соответствии с временем. На этой цветочной клумбе
росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие
растения. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки
раскрыты. Даже при пасмурной погоде можно было определить время, если
нет при себе часов.
Современному миру так понравилась эта идея цветочных часов, что во
многих городах появились такие часы-цветы. До сих пор самыми известными
в мире считались швейцарские и японские цветочные часы, причём в
Швейцарии были самые большие диаметром пять метров.
Теперь рекорд побит: на Поклонной горе3
в Москве устроили и
запустили самый большой в мире цветочно - цветовой механизм. В
диаметре циферблат достигает 10 метров, минутная стрелка весит более 30
килограммов. Правда, на московских часах нет секундной стрелки, которой
особенно гордятся швейцарцы.
(В.Пономарёва. Познавательный журнал «Школа Жизни. РУ»)
( 254 слова)
1. Феномен - необычное явление, редкий факт, наблюдаемое явление или
событие.
2. Естествоиспытатель – это учёный, изучающий природу.
3. Поклонная гора в Москве - это парк, увековечивший память о героях
Великой Отечественной войны.
23
Класс________________________ Ф.И. ___________________________
Вопросы
I. Ответьте на вопросы, найдя ответ в тексте.
1. Где появились первые цветочные часы?
а) в Древней Греции и Древнем Риме
б) в Древней Греции и Древнем Египте
2. По какому признаку Карл Линней сгруппировал растения?
а) однолетние, двулетние растения;
б) времени раскрытия и закрытия цветов.
3. Какие цветы росли на цветочной клумбе?
а) цикорий, картофель, петунья, ноготки, астры;
б) цикорий, картофель, ноготки, шиповник, одуванчик.
4. В какой стране в цветочных часах есть секундная стрелка?
а) в Швейцарии;
б) в России.
II. Ответьте на вопросы, сделав связи между абзацами.
1.Почему Карл Линней смог создать цветочные часы?
а) изучал труды других естествоиспытателей;
б) много лет наблюдал за травянистыми растениями.
2. Зачем Карл Линней изобрёл цветочные часы?
а) при помощи цветочных часов можно определить время;
б) чтобы привлечь насекомых к травянистым растениям.
III. Сформулируй ответ, опираясь на весь текст.
-Почему идея цветочных часов шведского естествоиспытателя
Карла Линнея понравилась современному миру?
Потому,что_______________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
24
Список литературы:
1. Руководство по критериальному оцениванию для учителей
начальной школы: Учебно-методическое пособие. -
Автономная организация образования «Назарбаев
интеллектуальные школы». Астана, 2016
2. Сабельникова С. И., Сборник текстов для проверки навыков
чтения: 1 класс. М.: ВАКО, 2011.
3. Сабельникова С.И., Сборник текстов для проверки навыков
чтения: 3 класс. М.: ВАКО, 2011.
4. Сабельникова С. И., Сборник текстов для проверки навыков
чтения: 4 класс. М.: ВАКО, 2011.
5. Круглова Т. А., Литературное чтение: Промежуточные и
итоговые тестовые работы: 3 класс. - М.: МТО инфо, 2016
6. Холодова О. А., Мищенкова Л. В., Комплексные работы по
текстам: Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 2. М.:
Издательство РОСТ.2016
7. Холодова О. А., Мищенкова Л. В., Комплексные работы по
тексам 2 класс. М., 2016
8. Дунилова Р.А., ст. Развитие осознанности чтения как средство
интеллектуального развития учащихся, 2010
9. Кузнецова Е. А. Формирование читательской компетенции на
уроках литературного чтения в начальной школе // Научно-
методический электронный журнал. (см. на сайте https://ekoncept.ru/2016/56248.htm)
10. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к
обсуждению//Отдел оценки качества общего образования ИСМО
РАО, 2010 (см. на сайте http www.centeroko.ru)
11. www.kipk.ru/files/fck/2780/чит._грамость.RTF Формирование
читательской грамотности в начальной школе.
25
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………….. 3
2. 1 класс…………………………………………………….. 6
3. 2 класс……………………………………………………. 11
4. 3 класс……………………………………………………. 16
5. 4 класс……………………………………………………. 20
6. Список используемой литературы…………24
Категория: Начальная школа | Добавил: barakhta (2018-06-02)
Просмотров: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2018-07-16, 3:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1568]
Школьный психолог [532]
История [756]
Опыт [528]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [185]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [842]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1241]
Химия [394]
Классному руководителю [678]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1857]
Краеведение [98]
Начальная школа [4103]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [391]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1667]
Особые дети [305]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1233]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru