Учитель: Кабанова Наталья Николаевна г. Семей ГУ "СОШ №2" Тема: Обучающее сочинение. Предмет: русский язык Класс: 4 Цель: помочь учащимся создать текст повествовательного характера Задачи: - показать учащимся, что в тексте повествовательно характера важно передавать настроение и характер персонажа, - задействовать разные репрезентативные системы восприятия учащихся - учить учащихся видеть прекрасное в обычных вещах Ход урока 1. Психологический настрой. Послушайте сказку. Зазвенел яркий желто-красно-оранжевый будильник, и проснулась Осень-красавица. «Я не опоздала? – встревожилась она и выглянула в окно. - Меня уже ждут, наверное» Осень собралась быстро и, конечно, не забыла свою волшебную шаль. Её золотая шаль была соткана из нитей грибного дождя и солнечных лучей. А если очень приглядеться, виднелись в золоте разноцветные осенние листья и грибы, и пшеничные колосья, и виноград, и яблоки, и улетающие журавли, столько всего, что даже сама осень не могла этого запомнить. -Какой предстала перед вами осень? 2. Постановка учебной задачи (целеполагание) Сегодня мы будем писать сочинение об осени. Что для вас значит написать сочинение? Если выразить одним словосочетанием сегодня на уроке мы будем учиться создавать текст. (Записываем число. Сочинение) Давайте дополним фразу [b]Я буду учиться ___________________[/b] Правильно написать сочинение, это значит создать текст. А какие признаки есть у текста? (тема, идея, главные герои, связный, интересный) И так сегодня мы будем учиться создавать текст об осени. Подумайте, какие слова-ассоциации приходят вам в голову при слове осень. Запишите 3 таких слова вокруг слова осень. Дополните свою ассоциативную карту. ОСЕНЬ Подумайте и запишите, о чем бы вы хотели написать в своем сочинении. Я хочу написать в сочинении о _______________ 3. Обсуждение структуры и содержания сочинения. Для того, чтобы каждый из вас мог написать в сочинении именно то, о чем ему хочется на приходит на помощь тема «Приключения осеннего листочка». Давайте подумаем, как он мог отправиться в путешествие? У нашего героя должен быть характер и настроение – он может не просто оторваться от ветки, а спрыгнуть с неё, прицепиться за шарф к Седому северному ветру, пожалеть стекающую по нему дождевую капельку. Найдите фразу Я готовлюсь к сочинению на вашей технологической карте (возле выделенных на технологической карте слов размещены маленькие осенние листочки, котрые ученик потом может раскрасить) Давайте запишем напротив первого листочка Характер и настроение (обратить внимание на грамотность) Веселый, радостный (полетел вслед за ветром) Шаловливый, задиристый (спрыгнул с ветки ) Грустное, тоскливое (пожалел капельку) -Что мог увидеть во время путешествия осенний листок? Найдите фразу Я вижу Листья (что они делают? Кружатся, вьются, летят, танцуют) (НА что они похожи?) Кленовые как оранжевые звезды Ивы как маленькие рыбки Березы как сердечки Тучи (что делают?) Плывут, играют, мчатся Какие? Ленивые, тяжелые, легкие, игривые -Что мог услышать во время путешествия осенний листок? (Звучит фонограмма) Я слышу Шум ветра (Какой он? Кто он- озорник или сердитый старик?) Я чувствую Холод, страх, радость, интерес, любопытство. 4. Написание работ учащимися. Найдите на обороте оценочного листа слова Мое сочинение. На нем напечатаны вопросы - помощники. Давайте еще раз обратимся к ним. - Как листок отправился в путешествие? - С кем он встретился? За кем наблюдал? - О чем мечтает наш герой? - Скажите, а кто еще мог отправиться в путешествие? (тучка, первая снежинка) Напишите тему и работайте над созданием текста. (13 -15 минут) 5. Проверка работ. - Давайте послушаем несколько осенних зарисовок (зачитываются 2-3 работы) - Дайте советы одноклассникам 6. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразу У меня сегодня особенно хорошо получилось______________ Д/З Оформить титульный лист к своей работе, оформить ярко и красочно. Не забыть указать автора, название. У нас получится коллекция осенних приключений. Технологическая карточка для учащегося____________________________________________(число) ____________________________________________(сочинение) Я буду учиться____________________________________________ Осень Я хочу написать сочинение о ___________________________ Я готовлюсь к сочинению Характер и настроение ________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ Я вижу ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ Я слышу ___________________________________________________ ___________________________________________________ Я чувствую ___________________________________________________ ___________________________________________________ Я мечтаю ___________________________________________________ ___________________________________________________ МОЕ СОЧИНЕНИЕ - Как листок отправился в путешествие? - С кем он встретился? За кем наблюдал? - О чем мечтает наш герой? (Место для написания работы) У меня сегодня особенно хорошо получилось __________ __________________________________________________________
|