Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Внимание требует внимания
Внимание требует внимания!

Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.
К.Д.Ушинский.

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Внимание – это направленность физической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значи-мость.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлека-ясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять од-нообразную и рутинную работу.
Умение переключить внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьни-ков процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно вни-мания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в се-мье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированно-сти произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в пись-менных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам ( жуки – зуки).
Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры словах, предложениях и примерах ( трва – трава).
Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произволь-ного внимания ( тарава – трава).
Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
Внимание и усидчивость на занятиях являются одними из основных условий успешной учёбы. Очень часто на уроках слышен призыв учителя: “Будьте внимательны!”. В разговоре с родителями нередко звучит: “Все его ошибки от невнимания”. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса и тем более – внимание младших школьников. Поэтому сегодня применение игр и упражнений на развитие внима-ния детей младшего школьного возраста особо актуально.
Внимание можно развивать. Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и любой целенаправленной деятельности.
Существует много способов развития внимания. Вот некоторые из них.
Упражнение 1. Рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.
Упражнение 2. Запомнить расположение предметов и при перестановке поставить в перво-начальном порядке.
Упражнение 3. «Игра индейцев»: на столе раскладывается 15—20 мелких предметов (ключ, резинка, камешки, цветы, кусочки бумаги и т. д.), которые прикрываются бумагой или кус-ком материи. Желающий испытать себя подходит к столу, экспериментатор (судья) на счет раз-два-три открывает покрывало, показывает кучку предметов и затем вновь закрывает. Ис-пытуемый должен перечислить предметы, которые запомнил, и описать их. Можно устроить соревнование — кто запомнит больше.
Упражнение 4.«Муха» — групповая игра. Требуется доска с расчерченным на ней девяти-клеточным (или более) игровым полем и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Правила игры состоят в том, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево») «муха» перемещается соответственно на со-седнюю клетку.
Играющие подают команды по очереди, причем они не видят игровое поле. Они должны держать игровое поле в воображении, неотступно следить за перемещением «мухи» и не до-пустить ее выхода за пределы поля. Игра проводится так, что один из участников стоит пе-ред доской (или держит листок с игровым полем перед собой) и перемещает «муху» по ко-манде играющих. Последние сидят отвернувшись и подают по очереди , команды, ориенти-руясь на воображаемое поле. Если ведущий видит, что играющий потерял нить игры или «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. Тот, кто дал неверную команду, выбывает из игры.
Упражнение 5. Использовать специальные картинки, рисунки, где изображены ситуации с большим количеством деталей, лабиринты. Задания могут быть такими: найти как можно больше отличий ; назвать как можно больше деталей, сосчитать количество сходных объек-тов, запомнить количество объектов и их расположение и др.
Упражнение 6. Считать до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3 (например, 9, 13).
Упражнение 7. Для развития способности к сосредоточению можно практиковать специаль-ные упражнения. Например, длительное время (не менее 5 минут) смотреть на какой-то предмет, не допуская посторонних мыслей и отвлечения на другие вещи. Лучше, чтобы это был простой предмет — например карандаш, стакан или красная точка, нарисованная на бе-лом листе.
Упражнение 8. Для развития произвольного внимания можно пред¬ложить ребенку пере-писать без ошибок зашифрованные слова, а за¬тем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФО-ТЕВС, ЬЛИБОМОТВА
Упражнение 9. Ребенку можно предложить переписать без оши¬бок следующие строч-ки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕС-САС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННАДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРАФИЛИ-ТАДЕРА КЛАТИ-МОР
3. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
4. ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
Упражнение 10. Корректурная проба. Ребенку можно предложить выполнить сле-дующую работу: в таблице предложенных букв необ¬ходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Эта таб¬лица называется таблицей Бурдона.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ
ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ
ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ
ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД
СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ
АХРСФСФЯУХИКЖГЕПВХСФХЧОВТЯ
ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ
ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ
БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР
ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП
ОМИЕПРШЛАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ
ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ
НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ
ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ
ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФП РДСЧ К
МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.
Упражнение 11. В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
(газета, дом).
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
(очки, пакет).
АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
(береза, книга).
ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ
(кошка, весна).
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
(пенал, лес).
Упражнение 12. Ребенку предлагается разделить «склеенные» меж¬ду собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКИО
Упражнение 13. Ребенку предлагается разделить «склеенные» меж¬ду собой предложения;
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПО-ГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИ-РАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 14.Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБО-ВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯ-ПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Упражнение 15. Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5,8,1,6,4,12,7,2,1,8,10,4,3,2,0,5,2,8,5,7,18,22,11,16,8,13, 8,6, 19,21, 15,17, 12,14,30,27,32,6,4,8, 19,42.
Упражнение 16. Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приве¬денных ниже примерах:

3+12= 15 15-8=17 16 + 4 = 22
3 + 3=10 16 + 8 = 23 13-4 = 9
16-9 = 7 16 + 9 = 28 13-2= 11
12-6 = 6 15 + 9=25 15-4=11
15-2= 13 19 + 5=24 12-4= 16
15+5= 10 14-9 = 5 12-9 = 3
5+ 17 = 22 7+18 = 25 2+ 11 = 13
4+18 = 22 6+15 = 22 18-8= 10
16-5 = 11 12-7 = 5 19-7= !3
17 + 7 = 23 19-6= 13 5+ 13= 18
14-8 = 6 16 + 6 = 22 13-5 = 8
18-4=12 14 + 9 = 23 16-2= 14
Упражнение 17. Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали кни-га, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что поло¬жили на стол?
Упражнение 18. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо, что же он забыл купить?
Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребенка. Для того чтобы ребенок был внимательным нужно помочь ему тренировать его внимание.
Учитель начальных классов СОШ № 85 Рябушко Ольга Николаевна.

Категория: Начальная школа | Добавил: Ольга_ (2011-01-09)
Просмотров: 1266 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-15, 12:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru