Государственное учреждение «Средняя школа № 13 г. Рудного» Бабич Наталья Петровна- учитель начальных классов и русского языка. Риторика 4 класс. Тема: Ваша коммуникативная задача. Задачи: углубить знания об общении, уметь употреблять коммуникативные задачи, развивать речь уч-ся, воспитывать культуру общения. Орг. момент. - Для чего вы приходите на этот урок? Создание хорошего настроения. Ты улыбкой, как Солнышком, брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Сообщение темы. Речевая гимнастика. - А для чего речевая гимнастика? Голос это физический инструмент, который требует хорошей настройки, он требует заботы и его технической сохранности. Только тогда он, как музыкальный инструмент, готов будет порадовать и самого обладателя и слушателя благозвучием. 1. Правильно дышать. а) вдох, выдох порциями, непрерывно б) упр. «33 Егорки» 2. Разомнем язычок (колечко, трубочка, жало.) 3. Не запутайся в звуках Адресат – адресант Учреждение – учредитель 4. Не сломайте язык. а) мысленно б) без голоса в) тихое проговаривание г) проговаривание обычным голосом Клара у Карла украла доллары, а Карл у Клары квартальный отчет. Iвариант – Спросить II вариант – Утвердить Чтение слов. «Общаясь, люди создают друг друга» (Д. С. Лихачев) - Как это понять? (Люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих сообща, учитывая мнение друг друга, создают друг друга.) Чтение стихотворения татарского поэта XVI века Махмуда Хаджи-оглы «Язык людскому роду дан!» Язык людскому роду дан, Как чудо из чудес, как талисман. Мысль в голове мелькнёт, но в тот же миг Она из головы летит в язык. Кто справедлив и чей язык правдив, Тот ни на глаз, ни на руку не крив. А если крив язык, то весь, как есть, Ты крив - и утерял людскую честь. Язык людской! Будь в силе и в красе, Будь прям и прав - исправимся мы все! А если крив останешься - как нам Исправиться, Адамовым сынам?! Не лживым словом будем спасены, Правдивым словом будем спасены! - Какие чувства вызвало это стихотворение? Чтение слов. «Вежливость обходится дешево, а ценится дорого» (народная мудрость) Новый материал. Коммуникативная (речевая) задача- это такая задача, такое намерение, которое осуществляется с помощью речи. Коммуникативные задачи: 1. сообщить 2. поделиться чувством 3. объяснить 4. убедить Работа с учебником (с. 20 № 19) Следует обратить внимание на вежливые слова и аргументированность просьбы. (Стр. № 21) Прослушивание фрагмента начальной части сказки «Кикимора» Лядова. - Получилось ли общение у героев? - Почему? Задание № 26. Фрагмент из киножурнала «Ералаш» - «Зачем?» - Как девочка готовит маму к плохой новости? - Как действует девочка? - Какие слова она использует? - Какая у нее интонация? - Были ли в вашей жизни аналогичные ситуации? Итог урока: - Что такое коммуникативная задача? - Какие бывают задачи? Лишь пять вещей Должны все знать, И вам язык – не враг: Кому сказать, О ком сказать, Когда, И где, И как. Роджерс Уоддис.
|