Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Исследовательская работа младших школьников
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Пояснительная записка
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.
Организуя проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо исследовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на уроках-презентациях, уроках познания мира, днях науки и детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Цель программы:
трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей
в процессе саморазвития.
Задачи программы:
• развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
• обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
• формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Данная программа рассчитана 1 класс -99 часов,2-4 классы- 102 часа. (3 часа в неделю)
Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2–4 классы – 40 минут.
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
• Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что? предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
• Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
• Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
• Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
• Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
• Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
• игры;
• тренинги
• работа в библиотеке с каталогами;
• интеллектуальные головоломки;
• практические занятия;
• работа в компьютерном классе;
• дискуссии;
• беседы.
Принципы организации учебно-исследовательской деятельности:
• принцип доступности;
• принцип поуровневости;
• принцип временного развития;
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста гимназиста.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы гимназии: администрации, педагогического коллектива, родителей гимназистов, конечно, самих гимназистов. При этом "уровень гимназиста" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
Ожидаемый результат
• В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
• Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
• В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
• В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Основные требования к уровню освоения содержания
программы
• Совершенствование познавательных потребностей
В ходе освоения программы, за счет максимального сближения учебной и познавательной деятельности младшего школьника, долж¬ны возрасти его познавательные потребности. Проводимые в рамках программы занятия, эксплуатируя природное детское любопытство, должны постепенно содействовать его трансформации в устойчивую познавательную потребность.
Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой дет¬ского отношения к процессу познания и по росту успешности основ¬ной учебной деятельности. Для повышения достоверности и сниже¬ния субъективизма можно воспользоваться «методом экспертных оценок» (сопоставить итоги наблюдений разных специалистов, рабо¬тающих с данными детьми).
• Развитие познавательных способностей
Собственная исследовательская практика призвана не только рас¬ширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способ¬ности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки ноной информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.
Об уровне их развития можно судить по изменению характера по¬знавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени са¬мостоятельности.
• Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске
Дети, в ходе предусмотренного программой тренинга исследова¬тельских способностей, а также в ходе собственной исследовательской практики должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований. Оценить это можно по следующим критериям:
по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вы¬вод и т.п.;
по степени овладения детьми такими понятиями, как, напри¬мер, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависи¬мость, различие, сходство, общность, совместимость, несовмести¬мость, возможность, невозможность и др.
• Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
В ходе занятий в рамках программы следует уделять особое вни¬мание формированию и развитию у детей специальных умений и на¬выков, необходимых в исследовательском поиске.
Уровень их сформированности можно оцепить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипо¬тезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска¬зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
• Формирование у учащихся и их наставников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
В ходе реализации программы у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных занятий. Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а ис¬следование как стиль жизни.
В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в ос¬новном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
1-2 класс
• слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
• осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
• вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
• вести рассказ от начала до конца;
• творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
• работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
3 класс
• наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
• пересказывать подробно и выборочно;
• выделять главную мысль на основе анализа текста;
• делать выводы из фактов, совокупности фактов;
• выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
• выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
• делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
4 класс
• переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
• отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
• конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
• систематизировать учебный план;
• пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
• высказывать содержательно свою мысль, идею;
• формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
• решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
• свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
• переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Первый класс
Основные особенности программы первого класса
• Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Индивидуальная учебно-исследовательская работа выполняется ребенком с высокой до¬лей самостоятельности, но при участии педагога.
• Результаты собственной исследовательской работы первокласс¬ники представляют на мини-конференциях и семинарах, про¬водимых после различных экспресс-исследований. Желательно специальное время для участия пер¬воклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследова¬тельских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Содержание занятий в первом классе
ПОДПРОГРАММА «ТРЕНИНГ»
Раздел 1 «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де¬лать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Зна¬комство с основными доступными нам методами исследования (поду¬мать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про¬вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнеч¬ный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
Раздел 2 «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Раздел 3 «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведе¬ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Раздел 4 «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провока¬ционная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические зада¬ния на продуцирование гипотез.
Раздел 5 «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практичо классифицирование предметов по разным основным признакам классификации - поиск ошибок. Знакомство с особенностями их формулирования. Загадки как определение поятий. Практические задания с использованием приемов. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические
Раздел 6 «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Раздел 7 «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа на выявление логической структуры текста. Практические задания типа «что сначала, что потом».
Раздел 8 «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.
Раздел 9 «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги являются научными. Что такое: справочник, энциклопедия ,словарь. Когда начинать читать научные книги. Практическая работа по изучению научных текстов.
Раздел 10 «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы бывают.
Раздел 11 «Мысленные эксперименты на моделях»
ЧТО такое мысленный эксперимент. Какие здания по проведению мысленных экспериментов надо выполнить. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое занятие по экспериментированию на моделях( игрушки, как модели людей, техники и т.д.)
ПОДПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»
Раздел «Тренировочное занятие по методике проведения самосто¬ятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представ¬лена в методических рекомендациях к программе.
Раздел «Индивидуальная работа по «методике проведения само¬стоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для перво¬классников подробно описана в методических рекомендациях. Каж¬дый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Раздел «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экс¬курсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По ито¬гам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только же¬лающие.
Раздел «Семинар по итогам экскурсии»
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскур¬сии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Раздел «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Раздел «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала.
Раздел «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего до¬клада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практичес¬кие задания на сравнения и метафоры.
Раздел «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследование на летние каникулы.
ПОДПРОГРАММА «МОНИТОРИНГ»
Раздел «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собствен¬ных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мне¬ния об услышанном.

Раздел «Мини-конференция по итогам собственных исследова¬ний»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис¬следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Раздел «Участие в защитах исследовательских работ и творчес¬ких проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про¬веденных исследований и выполненный проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 2 академических часов. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обыч¬ные.
Содержание занятий во втором классе
Основные особенности программы второго класса

■ Во втором классе все дети (не только одаренные), занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом классе, готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает тетрадь «Я исследую мир», где подробно описан каждый шаг на пути проведения собственного ис¬следования, и начинает работу.
■ Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллектив¬ные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гиб¬кость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то индивиду¬ально.
■ Результаты собственной исследовательской работы второклассни¬ки впервые будут представлять на специально организованных «кон¬курсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, по¬лому и ОСНОВНОМ представляют, с чем им предстоит иметь дело.
■ Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследователь¬ских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри долж¬но отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.
ПОДПРОГРАММА «ТРЕНИНГ»
Раздел «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследова¬нии и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, ка¬кие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследова¬ниях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Бесе¬да о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Раздел «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические за¬дания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных 'объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т. п.).
Раздел «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. И информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблю¬дений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (теле¬скопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие налюдательности.
Раздел «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании. Как узнавать понос с по мощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов С
доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Раздел «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они по¬хожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Раздел «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое син¬тез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания - как делать обобщения.
Раздел «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением по¬нятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Раздел «Планирование и проведение наблюдений и экспери¬ментов»
Коллективная беседа - «нужен ли исследователю план работы». Практическая работа — планируем и проводим собственные наблюде¬ния. Практическая работа - планируем и проводим собственные экс¬перименты.
Раздел «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспери¬ментировать.
Раздел «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения поняти¬ям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Раздел «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипо¬тезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические за¬дания по теме «Конструирование гипотез».
Раздел «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как пра¬вильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Раздел «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второсте¬пенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - вы¬явление логической структуры текста. Практические задания типа — «что сначала, что потом».
Раздел «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практичес¬кие задания на выявление уровня сформированности и развитие ас¬социативного мышления. Коллективная беседа «Использование ана¬логий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое зада¬ние на создание аналогий.
Раздел «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключе¬ния и выводы. Практические задания по развитию умений высказы¬вать суждения и делать умозаключения.
Раздел «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгорит¬му» и т. д
Раздел «Как подготовиться к защите собственной исследователь¬ской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т. п. Практи¬ческие задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
ПОДПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»
Раздел «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного ис¬следования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и прави¬ла выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Раздел «Индивидуальная работа но планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я исследую мир». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен ре¬шать.
Раздел «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований»
Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работаю¬щими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консуль¬тирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообраз¬на. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их заверше¬ния.
Раздел «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты соб¬ственных изысканий и провести предварительную защиту собствен¬ных работ.
Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите.
ПОДПРОГРАММА «МОНИТОРИНГ»
Раздел «Участие в защитах исследовательских работ и творчес¬ких проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про¬веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Раздел «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста до¬клада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Раздел «Собственная защита исследовательских работ и творче¬ских проектов»
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Основные особенности программы третьего класса
Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэто¬му вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Сущест¬венно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я исследую мир».
ПОДПРОГРАММА «ТРЕНИНГ»
Раздел «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и эксперимен¬тировать.
Раздел «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблю¬дать, провести эксперимент и др.). Практические задания - трени¬ровка в использовании методов исследования в ходе изучения до¬ступных объектов. Исследования с помощью новейших информаци¬онных технологий.
Раздел «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными дли наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практи¬ческие задания по развитию наблюдательности.
Раздел «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ са¬мых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (клас¬се). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Раздел «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных реше¬ний проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуци¬рование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Раздел «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение попятим.
Раздел «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как ПОДГОТОВИТЬ текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Раздел «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические зада¬ния по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Раздел «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты соб¬ственных изысканий и провести предварительную защиту собствен¬ных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выпол¬нение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.
ПОДПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»
Раздел «Определение проблемы и выбор темы собственного ис¬следования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследова¬ний. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора те¬мы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Раздел «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь» В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать
Раздел «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований»
Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работаю¬щими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консуль¬тирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообраз¬на. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Раздел «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты соб¬ственных изысканий и провести предварительную защиту собствен¬ных работ.
Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите.
ПОДПРОГРАММА «МОНИТОРИНГ»
Раздел «Участие в защитах исследовательских работ и творчес¬ких проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про¬веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Раздел «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста до¬клада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Раздел «Собственная защита исследовательских работ и творче¬ских проектов»
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Основные особенности программы четвертого класса
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я исследую мир» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвер¬тых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и со¬здания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и пред¬ставляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выгля¬дит как неоправданная строгость или даже несправедливость.
ПОДПРОГРАММА «ТРЕНИНГ»
Раздел «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям». Ана¬лиз и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Прак¬тические задания по структурированию текстов.
Раздел «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основны¬ми методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Прак¬тические задания - тренировка в использовании методов исследова¬ния в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Раздел «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Кол¬лективная беседа о том, что такое научная теория. Какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа — извест¬ные, но недоказанные гипотезы.
Раздел «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экс¬траполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Прак¬тическое занятие по проверке собственных гипотез.
Раздел «Совершенствование техники наблюдения и эксперимен¬тирования»
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

Раздел «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отве¬чать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Раздел «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Раздел «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспери¬ментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений выска¬зывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
Раздел «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть про¬блемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа - проектирова¬ние и исследование. Цели и задачи исследования.
Раздел «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных ис¬следовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.
ПОДПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»
Раздел «Определение проблемы и выб

Категория: Начальная школа | Добавил: Оксана (2011-01-17) | Автор: Моравец Оксана Геннадьевна E
Просмотров: 13480 | Комментарии: 3 | Теги: Оксана | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 2:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru