Календарно-тематическое планирование 1 класс № Тема Кол-во часов Форма Раздел «Что такое исследование» 1 1-7.09 Знакомство с понятием «исследование». 1 Беседа 2 Где использует человек свою способность исследовать окружающий мир 2 Беседа 3 8-14.09 Как и где человек проводит исследования в быту? 1 Беседа 4 Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де¬лать? 2 Беседа 5 15-21.09 Что такое научные исследования? 1 Беседа 6 Где и как используют люди результаты научных исследований? 1 Беседа 7 Что такое научное открытие? 1 Беседа 8 22-28.09 Метод исследования как путь решения задач исследователя. 1 Беседа 9 Зна¬комство с основными доступными нам методами исследования (поду¬мать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про¬вести эксперимент и др.) 2 Беседа Раздел «Наблюдение и наблюдательность» 1 29-05.10 Знакомство с наблюдением как методом исследования. 1 Беседа 2 Изучение преимуществ и недостатков наблюдения 1 Беседа 3 Задания на проверку и тренировку наблюдательности. 1 Беседа Раздел «Что такое эксперимент» 1 6-12.10 Что такое эксперимент 1 Беседа 2 Проведе¬ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). 2 тренинг Раздел «Учимся вырабатывать гипотезы» 1 13-19.10 Что такое гипотеза. 1 Беседа 2 Как создаются гипотезы. 2 Беседа 3 20-26.10 Что такое провока¬ционная идея и чем она отличается от гипотезы. 1 Беседа 4 Практические зада¬ния на продуцирование гипотез 2 Тренинг Раздел «Знакомство с логикой» 1 27-04.11 Что такое суждение. 1 Беседа 2 Как высказывать суждения. 2 Беседа 3 12-18.11 Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. 3 Тренинг 4 19-25.11 Что такое классификация и что значит «классифицировать». 1 Беседа 5 Практическое классифицирование предметов по разным основным признакам классификации - поиск ошибок. 2 Тренинг 6 26-02.12 Знакомство с особенностями формулирования 1 Беседа 7 Загадки как определение понятий. 1 Беседа 8 Практические задания с использованием приемов классификации 1 Тренинг 9 3-9.12 Знакомство с умозаключением. 2 Беседа 10 Что такое вывод 1 Беседа 11 10-16.12 Как правильно делать умозаключения – практическое занятие 1 Тренинг Раздел «Как задавать вопросы» 1 10-16.12 Какими бывают вопросы. 1 Беседа 2 Какие слова используются при формулировке вопросов 1 Беседа 3 17-23.12 Как правильно задавать вопросы. 1 Беседа 4 Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. 2 Тренинг Раздел «Учимся выделять главное и второстепенное» 1 24-30.12 Знакомство с «матрицей по оценке идей». 1 Беседа 2 Практическая работа на выявление логической структуры текста. 2 тренинг 3 9-15.01 Практические задания типа «что сначала, что потом». 2 Тренинг Раздел «Как делать схемы» 1 Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. 1 Беседа 2 16-22.01 Практические задания по созданию схем объектов. 1 Тренинг 3 Практическое задание - пиктограммы. 2 тренинг Раздел «Как работать с книгой» 1 23-29.01 Какие книги используют исследователи, какие книги являются научными. 1 Беседа 2 Что такое: справочник, энциклопедия ,словарь. 2 Беседа 3 30-05.02 Когда начинать читать научные книги. 1 Беседа 4 Практическая работа по изучению научных текстов. 2 Тренинг Раздел «Что такое парадоксы» 1 6-13.02 Что такое парадокс. Какие парадоксы бывают. 2 Беседа Раздел «Мысленные эксперименты на моделях» 1 6-13.02 ЧТО такое мысленный эксперимент. 1 Беседа 2 Что такое модель 1 Беседа 3 20-26.02 Рассказ о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. 1 Беседа 4 Практическое занятие по экспериментированию на моделях( игрушки, как модели людей, техники и т.д.) 1 Тренинг Раздел «Как сделать доклад о результатах наших исследования» 1 27-5.03 Практическое задание по составлению плана проведения исследовательской работы и разработки проекта. 2 Тренинг 2 Что такое доклад. 1 Беседа 3 6-12.03 Как составлять план своего до¬клада. 1 Тренинг 4 Практические задания «Как сделать сообщение». 2 Тренинг 5 13-22.03 Практичес¬кие задания на сравнения и метафоры 2 Тренинг 1 13-22.03 Тренировочное занятие по методике проведения самосто¬ятельных исследований» 1 Исследовательская практика 2 3-9.04 Индивидуальная работа по «методике проведения само¬стоятельных исследований» 3 Исследовательская практика 3 10-16.04 Экспресс-исследование 1 Исследовательская практика 4 Семинар по итогам экскурсии 2 Исследовательская практика 5 17-23.04 Коллективная игра-исследование 2 Исследовательская практика 6 Коллекционирование 1 Исследовательская практика 7 24-30.04 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» 3 Исследовательская практика 8 1-7.05 Сообщения о своих коллекциях 3 Семинар 10 8-14.05 Мини-конференция по итогам экспресс-исследований 3 Мини-конференция 11 15-21.05 Мини-конференция по итогам собственных исследова¬ний 3 Мини-конференция 12 22-25.05 Участие в защитах исследовательских работ и творчес¬ких проектов учащихся вторых-четвертых классов 3 Итого 99 часов (3 часа в неделю-33недели) Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/п № Название темы Кол-во часов дата Форма проведения Раздел «Научные исследования и наша жизнь» 1. 1 Уточнение представлений об исследованиях. 1 01-07.09 Беседа 2. 2 Кто такие исследователи? 1 Беседа 3. 3 Области исследований. 1 Беседа 4. 4 В каких науках можно проводить исследования? 1 08-14.09 Беседа 5. 5 Исследования и открытия. 1 Беседа 6. 6 Применение исследований в современном мире. 1 Беседа 7. 7 Презентация исследовательской работы (групповая деятельность) 1 15-21 Семинар Раздел «Методы исследования» 8. 1 Основные методы исследования. 1 15-21.09 Беседа 9. 2 Анализ и синтез. 1 Беседа 10. 3 Суждения, умозаключения, выводы 1 22-28.09 Беседа 11. 4 Наблюдение. 1 Беседа 12. 5 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное 1 Беседа 13. 6 Эксперимент познания в действии: комнатные растения. 1 29-05.10 Практикум 14. 7 Эксперимент познания в действии: энергосберегающие лампочки. 1 Практикум 15. 8 Презентация исследовательской работы (групповая работа – защита проекта) 1 Семинар Раздел «Наблюдение и наблюдательность» 16. 1 Применение наблюдения в научных исследованиях. 1 06-12.10 Мини-конференция 17. 2 Открытия, сделанные на основе наблюдений. 1 Беседа 18. 3 Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и т.д.) 1 Беседа 19. 20. 4 5 Практическое занятие на развитие наблюдательности. 2 13-19.10 Практикум Раздел «Эксперимент - познание в действии» 21. 1 Что такое эксперимент? 1 Беседа 22. 2 Что мы знаем об экспериментировании. 1 20-26.10 Беседа 23. 3 Как узнавать прогноз с помощью экспериментов 1 беседа 24. 4. Планирование и проведение экспериментов с водой. 1 20-26.10 Беседа 25. 5. Планирование и проведение экспериментов с бумагой. 1 27-04.11 Беседа Раздел «Гипотезы и провокационные идеи» 26. 1 Что такое гипотеза? 1 27-04.11 Беседа 27. 2 Что такое провокационная идея? 1 Беседа 28. 3 Чем похожи и чем отличаются гипотеза провокационная идея? 1 12-18.11 Беседа 29. 30. 4 5 Практическое занятие на продуцирование гипотез и провокационных идей. 2 Практикум Раздел «Анализ и синтез» 31. 1 Что такое анализ. 1 19-25.11 Беседа 32. 2 Что значит проанализировать объект или явление? 1 Беседа 33. 3 Что такое синтез. 1 Беседа 34. 4 Практическое занятие на анализ и синтез. 1 26-02.12 Беседа 35. 5 Что такое обобщение. 1 Беседа 36. 6 Практическое занятие – как делать обобщение. 1 Практикум Раздел «Как давать определения понятиям» 37. 1 Загадки – как определение понятий. 1 03-09.12 Беседа 38. 2 Что такое кроссворд. 1 Беседа 39. 3 Составление кроссвордов. 1 Беседа 40. 4 Практическое использование приёмов, сходных с определением понятий. 1 Практикум Раздел «Планирование и проведение наблюдений и экспери¬ментов» 41. 1 Что такое план работы. 1 10-16.12 Беседа 42. 2 Нужен ли исследователю план работы. 1 Беседа 43. 3 Практическая работа – планируем и проводим собственные наблюдения. 1 17-23.12 Практикум 44. 4 Практическая работа – планируем и проводим собственные эксперименты. 1 Практикум Раздел «Наблюдение и экспериментирование» 45. 46. 1 2 Практическое занятие на развитие умений наблюдать и экспериментировать. 2 17-23.12 24-30.12 Практикум Раздел «Основные логические операции» 47. 1 Что такое классификация. 1 24-30.12 Беседа 48. 2 Что такое умозаключение. 1 Беседа 49. 3 Практическое занятие по теме: «Как давать определение понятиям» 1 09-15.01 Практикум 50. 4 Практическое занятие по теме: «Как проводить анализ» 1 Практикум 51. 5 Практическое занятие по теме: «Как синтезировать, обобщать и классифицировать» 1 Практикум 52. 6 Практическое занятие по теме: «Как делать умозаключения» 1 16-22.01 Практикум Раздел «Гипотезы и способы их конструирования» 53. 1 Как рождаются гипотезы. 1 16-22.01 Беседа 54. 2 Какими бывают гипотезы. 1 Беседа 55. 3 Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. 1 23-29.01 Беседа 56. 4 Практическое занятие «Конструирование гипотез» 1 Практикум Раздел «Искусство задавать вопросы» 57. 1 Какие бывают вопросы. 1 Беседа 58. 2 Как правильно задавать вопросы. 1 30-05.02 Беседа 59. 3 Как узнавать новое с помощью вопросов. 1 Беседа 60. 4 Бывают ли вопросы глупыми? 1 Беседа 61. 5 Практическое занятие по тренировке задавать вопросы. 1 06-12.02 Практикум Раздел «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второсте¬пенное» 62. 1 Что такое оценка научных идей? 1 06-12.02 Беседа 63. 2 Кто и как может оценить идею. 1 Беседа 64. 3 Знакомство с «матрицей по оценке идей». 1 13-19.02 Беседа 65. 4 Практическая работа по выявлению логической структуры текста. 1 Практикум 66. 5 Практические задания – «что сначала, что потом» 1 Тренинг Раздел «Ассоциации и аналогии» 67. 1 Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия» 1 20-26.02 Беседа 68. 2 Использование аналогий в науке. 1 Беседа 69. 3 Практическое занятие на создание аналогий. 1 Практикум 70. 4 Практическое занятие на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. 1 27-05.03 Практикум Раздел «Суждения, умозаключения, выводы» 71. 1 Что такое Логика. 1 27-05.03 Беседа 72. 2 Знакомство с правилами делать суждения, умозаключения и выводы. 1 Беседа 73. 74. 3 4 Практическое занятие по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. 2 06-12.03 Практикум Раздел «Искусство делать сообщения» 75. 1 Как правильно планировать сообщение о своём исследовании. 1 06-12.03 Беседа 76. 2 Как выделить главное и второстепенное. 1 13-21.03 Беседа 77. 3 Практическое занятие «Составление рассказа по заданному алгоритму» 1 Практикум 78. 4 Практическое занятие «Что сначала, что потом» 1 Практикум Раздел «Как подготовиться к защите собственной исследователь¬ской работы» 79. 1 Что такое защита 1 03-09.04 Беседа 80. 2 Как правильно делать доклад? 1 Беседа 81. 3 Как отвечать на вопросы. 1 Беседа 82. 4 Практическое занятие «Как доказывать идеи». 1 10-16.04 Практикум 83. 5 Практическое занятие «Вопросы и ответы» 1 Практикум Раздел «Как выбрать тему собственного исследования» 84. 1 Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного ис¬следования 1 Беседа 85. 86. 2 3 Индивидуальная работа. 2 17-23.04 Исследовательская практика Раздел «Индивидуальная работа но планированию и проведению самостоятельных исследований» 87. 1 Знакомство с рабочей тетрадью «Я исследую мир» 1 Исследовательская практика Раздел «Коллективная игра-исследование» 88. 89. 1 2 Проведение коллективных игр-исследований. 2 24-30.04 Практикум Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований» 90. 91. 1 2 Индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах. 2 01-07.05 Исследовательская практика 92. 93. 3 4 Индивидуальная работа с учащимися, работающими индивидуально. 2 Исследовательская практика Раздел «Семинар» 94. 1 Представление результатов собственных изысканий. 1 08-14.05 Исследовательская практика 95. 2 Предварительная защита собственных работ. 1 Исследовательская практика Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований» 96. 1 Подготовка работ к защите. 1 Исследовательская практика Раздел «Участие в защитах исследовательских работ и творчес¬ких проектов учащихся» 97. 1 Заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектах. 1 15-21.05 Мини-конференция 98. 2 Дебаты. Высказывание суждений. 1 Мини-конференция Раздел «Подготовка собственных работ к защите» 99. 1 Планирование собственного выступления. 1 15-21.05 Исследовательская практика 100. 2 Подготовка текста докладов, схем, графиков, рисунков, презентаций, макетов, чертежей. 1 22-25.05 Исследовательская практика 101. 3 Подготовка к ответам на вопросы. 1 Раздел «Собственная защита исследовательских работ и творче¬ских проектов» 102. 1 заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах. 1 22-25.05 Конференция Календарно-тематическое планирование 3 класс № Тема Кол-во часов Сроки Форма проведения Подпрограмма «Тренинг» Раздел «Наблюдение и экспериментирование» 1.09-7.09 1-2 Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. 2 Беседа 3-4 Практические задания по развитию умений наблюдать и эксперимен¬тировать 2 Тренинг 5-6 Раздел «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблю¬дать, провести эксперимент и др.). 2 8.09-14.09 Беседа 7-8 Практические задания - трени¬ровка в использовании методов исследования в ходе изучения до¬ступных объектов. 2 Тренинг 9-10 Исследования с помощью новейших информаци¬онных технологий. 2 Тренинг 11-12 Раздел «Наблюдение и наблюдательность» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения» 2 15.09-21.09 Беседа 13-14 Работа с приборами, созданными дли наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). 2 Тренинг 15-16 Практи¬ческие задания по развитию наблюдательности. 2 Тренинг 17-18 Раздел «Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент» 2 22.09-28.09 Беседа 19-20 Анализ са¬мых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (клас¬се). 2 Тренинг 21-22 Практическое занятие «Проведение экспериментов». 2 Тренинг 23-24 Раздел «Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». 2 29.09-5.10 Беседа 25-26 Примеры интуитивных реше¬ний проблем. 2 Беседа 27-28 Как интуиция помогает в исследованиях. 2 Беседа 29-30 Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы 2 6.10-12.10 Беседа 31-32 Практические задания на продуци¬рование гипотез и провокационных идей. 2 Тренинг 33-34 Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. 2 Тренинг 35-36 Раздел «Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. 2 13.10-19.10 Тренинг 37-38 Практические задания «Как делать обобщения». 2 Тренинг 39-40 Классифицирование. 2 Беседа 41-42 Определение попятим. 2 Беседа 43-44 Раздел «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. 2 20.10-26.10 Беседа 45-46 Как выделить главное и второстепенное. 2 Беседа 47-48 Как ПОДГОТОВИТЬ текст выступления. 2 Беседа 49-50 Практические задания по структурированию текстов. 2 Тренинг 51-52 Раздел «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». 2 27.10-4.11 Беседа 53-54 Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. 2 Тренинг 55-56 Практические зада¬ния по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. 2 Тренинг 57-58 Раздел «Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты соб¬ственных изысканий и провести предварительную защиту собствен¬ных работ. 2 12.11-18.11 Тренинг 59-60 Анализ полученных материалов. 2 Тренинг 61-62 Определение основных понятий. 2 Тренинг 63-64 Структурирование полученной информации. 2 19.11-25.11 Тренинг 65-66 Подготовка текста доклада. 2 Тренинг 67-68 Подготовка к ответам на вопросы. 2 Тренинг 69-70 Разработка и выпол¬нение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. 2 Тренинг ПОДПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА» Раздел «Определение проблемы и выбор темы собственного ис¬следования» 26.11-2.12 71-72 Коллективное обсуждение проблематики возможных исследова¬ний. 2 Исследовательская практика 73-74 Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. 2 Исследовательская практика 75-76 Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора те¬мы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). 2 Исследовательская практика Раздел «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» 3.12-9.12 77-78 Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь» В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать 2 Исследовательская практика Раздел «Коллективная игра-исследование» 10.12-16.12 79-80 Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. 2 Исследовательская практика 81-82 Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. 2 Исследовательская практика Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований» 17.12-23.12 83-84 Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работаю¬щими в микрогруппах или индивидуально. 2 Исследовательская практика 85-86 Индивидуальное консуль¬тирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообраз¬на. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. 2 Исследовательская практика 87-88 Раздел «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты соб¬ственных изысканий и провести предварительную защиту собствен¬ных работ. 2 24.12-30.12 Исследовательская практика 89-90 Раздел «Индивидуальная консультационная работа по проведе¬нию самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. 2 9.01-15.01 Исследовательская практика ПОДПРОГРАММА «МОНИТОРИНГ» Раздел «Участие в защитах исследовательских работ и творчес¬ких проектов учащихся» 16.01-22.01 91-92 заслушивание всех докладов об итогах про¬веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. 2 Мини-конференция 93-94 Раздел «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. 2 23.01-29.01 Практикум 95-96 Подготовка текста до¬клада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. 2 Практикум 97-98 Подготовка к ответам на вопросы. 2 Практикум 99-100 Подготовка к ответам на вопросы. 2 Практикум Раздел «Собственная защита исследовательских работ и творче¬ских проектов» 30.01-5.02 101-102 Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. 2 Мини-конференция Всего: 102 часа Календарно-тематическое планирование 4 класс № разд № п/п Тема Кол-во часов Дата Форма ПОДПРОГРАММА «ТРЕНИНГ» Раздел «Культура мышления» 1 1-3 Практические задания «Как давать определения понятиям». 3 01-07.10 Тренинг Практикум 2 4-6 Ана¬лиз и синтез 3 08-14.10 Практикум 3 7-9 Практические задания «Как правильно высказывать суждения» 3 15-21.10 Практикум 4 10-12 Практические задания «Как классифицировать» 3 22-28.10 Практикум 5 13-15 Прак¬тические задания по структурированию текстов. 3 29.09- 05.10 Практикум Раздел «Методы исследования» 1 16-18 Практические задания по совершенствованию владения основны¬ми методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) 3 06-12.10 Практикум 2 19-21 Прак¬тические задания - тренировка в использовании методов исследова¬ния в ходе изучения доступных объектов 3 13- 19.10 Практикум 3 22-24 Исследования с помощью новейших информационных технологий. 3 20-26.10 Практикум Раздел «Научная теория» 1 25 Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». 1 27.10-04.11 Беседа 2 26 Кол¬лективная беседа о том, что такое научная теория. 1 27.10-04.11 Беседа 3 27-29 Какими бывают научные теории. 3 27.10-04.11 12-18.11 Беседа Практикум 4 30 Главные особенности описательных теорий. 1 12-18.11 Практикум 5 31 Главные особенности объяснительных теорий 1 19-25.11 Практикум 6 32 Коллективная беседа — извест¬ные, но недоказанные гипотезы. 1 19-25.11 Беседа Раздел «Научное прогнозирование» 1 33-33 Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания 3 19-25.11 26.11-02.12 Беседа Практикум 2 34 Какими бывают научные прогнозы. 1 26.11-02.12 Беседа Практикум 3 35-37 Методы прогнозирования (экс¬траполяция, построение прогнозных сценариев и др.). 3 03-9.12 Практикум 4 38-40 Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. 3 10-16.12 Практикум 5 41-43 Прак¬тическое занятие по проверке собственных гипотез. 3 17-23.12 Практикум Раздел «Совершенствование техники наблюдения и эксперимен¬тирования» 1 44 Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты 1 24-30.12 Беседа 2 45-47 Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов. 3 24-30.12 09-15.01 Беседа Практикум Раздел «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» 1 48-50 Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. 3 09-15.01 16-22.01 Тренинг Практикум 2 51-53 Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отве¬чать на него. 3 16-22.01 23-29.01 Практикум 3 54 Коллективная игра «Вопросы и ответы». 1 23-29.01 Игра Тренинг Раздел «Ассоциации и аналогии» 1 55 Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске 1 23-29.01 Беседа 2 56-58 Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. 3 30.01-05.02 Практикум 3 59-61 Практические задания на ассоциативное мышление. 3 06-12.02 Практикум 4 62-64 Практические задания на создание аналогий. 3 13-19.02 Практикум Раздел «Раздел «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспери¬ментов» 1 65 Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». 1 20-26.02 Беседа 2 66 Практические задания по развитию умений выска¬зывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. 1 20-26.02 Практикум Раздел «Умение выявлять проблемы» 1 67 Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть про¬блемы» 1 20-26.02 Беседа 2 68-70 Практическое задание «Как люди смотрят на мир» 3 27.02-5.03 Практикум 3 71 Что такое проблемы и как их выявляют 1 6-12.03 4 72 Коллективная беседа - проектирова¬ние и исследование. 1 6-12.03 Беседа 5 73-75 Цели и задачи исследования. 3 6-12.03 13-21.03 Практикум Раздел «Как подготовиться к защите» 1 76-81 Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных ис¬следовательских работ 6 13-21.03 3-9.04 10-16.04 Практикум 2 82 Анализ полученных материалов. 1 10-16.04 Практикум 3 83 Определение основных понятий. 1 10-16.04 Беседа Практикум 4 84 Структурирование материалов. 1 17-23.04 Практикум 5 85-87 Подготовка текста доклада. 3 17-23.04 24-30.04 Практикум 6 88 Подготовка к ответам на вопросы 1 24-30.04 Практикум 7 89-91 Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. 3 24-30.04 1-7.05 Практикум ПОДПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА» Раздел «Определение проблемы и выбор темы собственного ис¬следования» 1 92 Коллективное обсуждение проблематики возможных исследова¬ний 1 1-7.05 Тренинг Практикум 2 93 Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. 1 8-14.05 Практикум 3 94-96 Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора те¬мы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). 3 8-14.05 15-21.05 Практикум Раздел «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» 1 97-99 Индивидуальная работа с учащимися, работаю¬щими в микрогруппах или индивидуально 3 15-21.05 Практикум Семинар Раздел «Семинар» 1 100-101 Занятие, на котором желающие могут представить результаты соб¬ственных изысканий и провести предварительную защиту работ 2 22-25.05 Исследовательская практика 2 102 Участие в защитах исследовательских работ и творчес¬ких проектов учащихся вторых-четвертых классов 1 22-25.05 конференция
|