Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Звездный час по экологии
«Звездный час»
На экологическую тему
Ведущий. Сегодня мы проведем игру «Звездный час», игра эта не совсем обычная. Она экологическая. Что такое экология, как вы думаете?
Дети отвечают
- А теперь положите головы на парты и закройте глаза.
Включаю музыку с записью голосов птиц.
- Что вы почувствовали? Что представили?
Выслушиваются ответы детей.
-Сейчас поздняя осень. Она входит в наши окна сверкающим на солнце снегом. Редки голоса птиц. Природа замирает.
Но и это время года прекрасно. Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или лешим птиц корма?
Дети отвечают.
- Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще – что с ней станет? Давайте подумаем: как же вести себя на природе?
Дети называют правила поведения на природе.
- Вы знаете, как вести себя в храме природы. Но еще нужно знать природу. Итак, начнем экологическую игру «Звездный час»!
Отборочный тур
Участвуют все дети. За каждый правильный ответ ученик получает жетон.
1. Растет ли дерево зимой? (нет, оно замирает)
2. Кто из кукушек кукует – самка или самец? (самец)
3. Какой зверек спит вниз головой? (летучая мышь)
4. Кто из птиц не воспитывает своих птенцов? (кукушка)
5. Какой лесной зверек сушит на деревьях грибы? (белка)
6. Что зимой страшнее для птицы – голод или холод? (голод)
7. Кого из животных называют сохатый? (лось)
8. Кто дважды родится, один раз умирает? (бабочка)

Шесть учеников, получившие наибольшее количество жетонов, проходят в первый тур.
Первый тур
Подготовленный ученик читает стихотворение Сергея Махотина «Жук»
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что это он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
Ведущий. Действительно, как славно, что жук остался жив! Но не всем животным на пути встречаются такие мальчики.
Ребята, кто знает, что такое Красная книга? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный совет охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например морская корова.
Ученик. Это было примерно 250 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к лодкам. А люди безжалостно убивали их. С каждым годом их становилось всен меньше и меньше, и к 1768 году истребили всех. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
Ведущий. В Международную Красную книгу попали и животные нашей страны. Например, журавли и мн. др.
Первый тур нашей игры называется «Дикие животные наших лесов». Вопросы, которые будут вам предложены, посвящены диким животным. Выбрав правильный ответ, поднимите карточку с нужной цифрой.
На доске:

1. Самый хитрый зверь (лиса)
2. Кто живет в дупле? (белка)
3. Какой зверь очень любит малину? (медведь)
4. След какого хищника похож на человеческий? (медведя)
5. Самое трусливое животное (заяц)

Второй тур
Ведущий. Итак, после первого конкурса осталось 5 участников.
Ученик
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички…
Где запомнить все клички,
Просто клички и - только
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?

Ученик
Все травой называем,
А подкошена – сеном.
И с деревьями то же:
Роща в общем и целом.
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде –
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Ведущий. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя. Поэтому, чтобы такого не случилось с другими птицами, не стоит браться за рогатки и стрелять в ни в чем не повинных ласточек, воробьев.
Выбросить свою рогатку, забрать ее у другого мальчишки – это и будет ваше маленькое, но важное дело охраны природы.
На доске:

1 2 3 4
ласточка кукушка дятел дрозд
5 6 7 8
голубь цапля воробей скворец

1. Какая птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой? (ласточка)
2. Какая птица не строит гнезд? (кукушка)
3. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)
4. Какая птица является лесным лекарем? (дятел)

Третий тур
Ведущий. А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе.
С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля.
Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса.
Много деревьев вырубают ради получения древесины. Ее требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов.
Ученик.
Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему снится и снится,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.
Ведущий. Доброе дерево дает крышу и грибам.
Некоторые грибы предпочитают расти в лиственном лесу, некоторые – в хвойном.
После второго тура осталось четыре участника. Для них – третий тур, который называется «Логические цепочки»

1 2
подберезовик подосиновик

3 4
рыжик мухомор

1. Какой из этих грибов несъедобный? (мухомор)
2. Какой из этих грибов не растет в лиственном лесу? (рыжик)

Ученик
Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Ведущий. Вы уже знаете, что есть Международная Красная книга.
Однако в нее нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране.
Многие страны стали составлять собственные Красные книги.
В марте 1974 года была учреждена Красная книга СССР (так называлась тогда наша страна). В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.
Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу. Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни. Они улучшают стада травоядных животных, истребляя больных и слабых.
А теперь посмотрите на доску.
Расположите этих животных по «этажам» леса

1 2
заяц крот

3 4
белка орел

Суперигра
Ученик.
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье
Одарить – в моей все власти! –
Гриб в лесу, ромашка на лугу,
Небо в час восхода и захода,
Ива над рекой…Наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос, как всему венец!
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой – одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством,
Шире, что ни год, твои шаги.
Но не занимайся самоедством
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною.
Как не можешь быть и вне меня.
Ведущий. Мы с вами – часть природы. Мы изучаем ее на уроках познания мира.
А сейчас – суперигра. Используя буквы слова «природоведение», составьте как можно больше слов за три минуты.
Участники записывают слова на листочках.
Победителя награждают.
- человек изучает природу, использует ее, но надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле этого слова.

Категория: Начальная школа | Добавил: gerl (2011-01-18)
Просмотров: 2605 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 1:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru