Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

статья "экология и дети", устный журнал "Мир вокруг нас"
Гринина Галина, воспитатель, школа-интернат№22,
г.Караганда

Экология и дети

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поёт скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Экологическое воспитание носит в основном запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Не рви», «Не топчи» и т.д. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчут, поэтому призывы педагогов не получают отклика,
неэффективны. Перед нами должна стоять точная цель: воспитать высокую экологическую культуру школьника.
Учащиеся начальной школы с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересные моменты в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.
Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.
Главные задачи, экологического воспитания учащихся это:
1) нравственно – ценностное отношение к природе;
2) включение учащихся в разноплановую творческую деятельность
экологического содержания;
3) формирование экологических знаний;
Для реализации данных задач можно использовать такие формы работы как экскурсии, наблюдения в природе, чтение и обсуждение книг о животных, классные часы на экологическую тему, ребусы, загадки. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Учащиеся начальной школы находятся ещё в самом начале работы по экологическому направлению.
Очень нравится ребятам практическая экологическая работа. Это и трудовые десанты под девизом «Мы- за чистоту и порядок», посадка цветов на клумбах пришкольного участка, уход за комнатными растениями в классе. Во время проведения экскурсий в осенний и зимний парк ребята в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, растений, учатся различать их, закрепляют правила поведения в природе. В ходе беседы «Человек и мир животных» ребята знакомят друг друга с животными, которые живут у них дома, рассказывают, как они заботятся о них.
Во время подготовки и проведения коллективных творческих дел «Берегите природу», «По страницам Красной книги», «Почемучки –знатоки» пропагандируется бережное отношение к природе, ко всему живому.
С целью приобретения новых знаний, закрепления понятий используются дидактические игры. Они вызывают живой интерес детей: «Угадай по описанию», «Когда это бывает», «Наши пернатые друзья», «Зимующие птицы», можно использовать экологические рассказы – загадки, в которые намеренно включено 8 – 12 ошибок. Задача детей - найти эти ошибки во время чтения рассказа и объяснить, почему так не бывает. Те ошибки, которые не заметили учащиеся, после окончания чтения объясняются воспитателем.
Ребят необходимо подводить к понятию того, что мы – часть природы, каждое живое существо имеет право на жизнь, люби природу, а не завоёвывай её, живи с ней в согласии. Ребята запоминают и стараются выполнять правила поведения в природе, проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся бережно относиться ко всему живому.

Устный журнал «Мир вокруг нас»

Цель: формирование чувства ответственности за всё живое на земле.
Форма проведения: рассказ с элементами беседы и игры.
Подготовительная работа: изучить литературу, подготовить выступления учащихся, наглядные пособия, оформить выставку «Природа и мы»

Вступительное слово воспитателя: Все мы – люди, звери, птицы, микроорганизмы живём на планете Земля. Это наш общий дом. За миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу. И мы знаем, что человек – часть природы. Люди подчас безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, во благо одному делу причиняли вред другому.
Нужно очень бережно относиться ко всему окружающему: к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, к болотам, где растёт клюква и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к берёзке, которая шелестит листвой.
Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь всё это, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её святынь. С.Смирнов.
Ребята, представьте, что мы получили журнал, но этот журнал необычный: он говорящий и звучащий.
Его первая страничка расскажет нам о птицах. Здесь помещены народные приметы, сказки, загадки, стихи о птицах.
Страница 1. «Птичий дом»
Давайте послушаем, как умеют говорить птицы на своём «птичьем языке» (прослушивание фонограммы)
- Каких птиц знаете вы? (ответы учащихся)
Скворец - заботливый отец,
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому скворец,
Опять они кричат.
Скворец - заботливый отец,
И всё, что есть в меню,
Из рощи в дом несёт скворец
И кормит ребятню.
Загадки о птицах:
** Днём спит, а ночью летает, про многое знает (сова)
** Верещунья – белобока, а зовут её ….(сорока)
** Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает (воробей).
Народные приметы.
** Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
** Осенью птицы летят низко – к холодной зиме.

Страница 2 «Звери в лесу»
На этой страничке нашего журнала, мы познакомимся с теми, кто живёт в лесу.
Загадки.
** Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной … (медведь).
** Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост – её краса,
А зовут её – ( лиса).
** Прыг – скок трусишка!
Хвост – коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза – с косинкой.
Одежда – в два цвета:
На зиму и на лето (заяц).
Игра « Заяц и лиса»
Игра – конкурс « Угадай животное»

Страница 3. Растения в лесу.
Растений вокруг нас очень много. Некоторые из них являются лекарственными, т.е. могут помочь человеку, если он заболел. Для этого нужно правильно собирать и сушить растения.
Подорожник.
Вырастает подорожник,
Лишь подходит срок.
На земле сухой и твёрдой
Около дорог.
Говорят о нём в народе
Добрые слова:
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку,
Или ногу сбил
Он тебе залечит рану
И прибавит сил.
Стоек наш мышиный хвостик
На жаре, в пыли.
Это сила и терпенье
От родной земли.
Помогая молча людям,
Не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник
На земле живёт.

Травка та растёт на склонах,
И на холмах зелёных
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай
Что за травка, отгадай? ( Душица).

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит ( шиповник).
Игровое упражнение «Угадай по – описанию»
Мы с вами познакомились сегодня с растениями, животными, птицами и беречь всё это природное богатство должен человек.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
И чтобы такое не случилось, мы ребята, должны помогать природе.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Музыкальный номер « Доброта»
Коллективная работа – аппликация «Моя Земля».

Категория: Начальная школа | Добавил: galinka (2011-01-18) | Автор: Grinina Galina E
Просмотров: 3660 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 9:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru