Урок самопознания 4 класс Григорчук Н.И Г. Астана ШГ№14 Учитель начальных классов Тема урока: « Добрые дела, как основа доброго имени человека» (Слайд № 1) Цели урока: 1. Воспитывать в детях стремление совершать добрые и красивые поступки. 2. Развивать представления учащихся о доброте и добрых поступках. 3. Способствовать развитию культуры диалога. Наглядность к уроку: мультимедийный проектор, проигрыватель, слайды, рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост», сочинения детей, цветок ромашка Эмоциональный настрой учащихся: (дети взявшись за руки приветствуют гостей и друг – друга) Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться ДОБРОЕ УТРО! Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам! Дети здороваются друг с другом за руку и называют вслух своё имя . Учитель: Ребята, какие у вас у всех красивые имена! Сегодня на уроке мы будем говорить об именах и фамилиях людей, о том, как можно сделать так, чтобы ваше имя жило вечно, чтобы люди вспоминали о вас только по доброму. Ход урока Учитель: Эта история произошла давным-давно, Жил – был великий Мудрец. Слава о его мудрости разлетелась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал: « Спрошу –ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая ? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и она умрёт, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда я пойму, кто из нас умнее. Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку , посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил того: Какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? И тогда мудрец, который был действительно очень умным, сказал: « Всё в твоих руках» ( Слайд № 2 ) Учитель: Ребята. эти слова будут являться эпиграфом нашего урока . ----Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей ) А теперь, ребята мы с вами познакомимся с рассказом Е .Пермяка « Пичугин мост». Дети читают рассказ вслух. ( Слайд № 3 Пичугин мост По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах. — Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти! — Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают. — Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать. А Сема Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым. Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много. Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть! Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу. Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку. Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег. Решил Сема приладить перильца из жердей. Дед помог. Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут: — Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост. Так и стали его называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин. Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу. Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому. Вот оно как в жизни случается. Рассуждаем: 1. О чём любили разговаривать дети по пути в школу? 2.Как вёл себя мальчик Сёма? 3. Какой дорогой любили ходить дети в школу? 4. Почему детям запретили ходить этой дорогой? 5. Что задумал Сёма? 6. Кто ему помог? 7.Какое название дали мосту? Почему, как ты думаешь? Учитель: Ребята, можно ли сказать, что Сёма Пичугин увековечил свою фамилию? ( ответы детей ) Учитель: рассказ « Пичугин мост» полностью подтверждает название нашей темы урока. Недаром говорят : сделав однажды доброе дело для людей , можешь оставить добрую память о себе навечно. Ребята, а приходилось ли вам совершать добрые поступки ? ( дети читают приготовленные заранее дома сочинения на тему « Мои добрые дела» ) Учитель: А сейчас послушайте рассказ американского писателя «ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО» (Слайд №4 ) Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Кто был счастлив? ( Дети дают ответы ) Учитель: А теперь послушайте диалоги , которые называются « Молния и Солнце» и « Белочка и волк» (Инсценируют учащиеся 4 класса ) Учитель: Ребята, помните : « Без добрых дел нет доброго имени» Спешите делать добро. Следующее задание нам будет нужно собрать пословицы . ( Слайд №5 ) Рефлексия: Наш урок подошёл к концу. Сейчас мы с вами ребята соберём «Букет добрых дел ». На партах у детей лежат лепестки цветов. На обратной стороне лепестка дети пишут, какое доброе дело они хотели бы сделать в ближайшее время. Середину цветочка заполняет учительница. Звучит музыка из мультипликационного фильма « Кот Леопольд» Дети под караоке исполняют песню « Если добрый ты»
|