Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Добрые дела, как основа доброго имени человека 4 класс
Урок самопознания 4 класс
Григорчук Н.И
Г. Астана
ШГ№14
Учитель начальных классов

Тема урока: « Добрые дела, как основа доброго имени человека»
(Слайд № 1)
Цели урока: 1. Воспитывать в детях стремление совершать добрые и
красивые поступки.
2. Развивать представления учащихся о доброте и добрых
поступках.
3. Способствовать развитию культуры диалога.

Наглядность к уроку: мультимедийный проектор, проигрыватель, слайды, рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост», сочинения детей, цветок ромашка

Эмоциональный настрой учащихся:
(дети взявшись за руки приветствуют гостей и друг – друга)
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться
ДОБРОЕ УТРО!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
Дети здороваются друг с другом за руку и называют вслух своё имя .

Учитель: Ребята, какие у вас у всех красивые имена! Сегодня на уроке мы будем говорить об именах и фамилиях людей, о том, как можно сделать так, чтобы ваше имя жило вечно, чтобы люди вспоминали о вас только по доброму.

Ход урока
Учитель: Эта история произошла давным-давно, Жил – был великий
Мудрец. Слава о его мудрости разлетелась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал: « Спрошу –ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая ? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и она умрёт, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда я пойму, кто из нас умнее.
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку , посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил того: Какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? И тогда мудрец, который был действительно очень умным, сказал: « Всё в твоих руках» ( Слайд № 2 )

Учитель: Ребята. эти слова будут являться эпиграфом нашего урока .
----Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей )
А теперь, ребята мы с вами познакомимся с рассказом Е .Пермяка
« Пичугин мост». Дети читают рассказ вслух. ( Слайд № 3

Пичугин мост
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.
Решил Сема приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот оно как в жизни случается.

Рассуждаем: 1. О чём любили разговаривать дети по пути в школу?
2.Как вёл себя мальчик Сёма?
3. Какой дорогой любили ходить дети в школу?
4. Почему детям запретили ходить этой дорогой?
5. Что задумал Сёма?
6. Кто ему помог?
7.Какое название дали мосту? Почему, как ты думаешь?

Учитель: Ребята, можно ли сказать, что Сёма Пичугин увековечил свою фамилию? ( ответы детей )

Учитель: рассказ « Пичугин мост» полностью подтверждает название нашей темы урока. Недаром говорят : сделав однажды доброе дело для людей , можешь оставить добрую память о себе навечно.
Ребята, а приходилось ли вам совершать добрые поступки ?
( дети читают приготовленные заранее дома сочинения на тему « Мои добрые дела» )

Учитель: А сейчас послушайте рассказ американского писателя «ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО» (Слайд №4 )

Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Кто был счастлив? ( Дети дают ответы )

Учитель: А теперь послушайте диалоги , которые называются « Молния и Солнце» и « Белочка и волк» (Инсценируют учащиеся 4 класса )

Учитель: Ребята, помните : « Без добрых дел нет доброго имени»
Спешите делать добро.

Следующее задание нам будет нужно собрать пословицы . ( Слайд №5 )

Рефлексия: Наш урок подошёл к концу. Сейчас мы с вами ребята соберём «Букет добрых дел ».
На партах у детей лежат лепестки цветов. На обратной стороне лепестка дети пишут, какое доброе дело они хотели бы сделать в ближайшее время. Середину цветочка заполняет учительница.
Звучит музыка из мультипликационного фильма « Кот Леопольд»
Дети под караоке исполняют песню « Если добрый ты»

Категория: Начальная школа | Добавил: nina (2011-01-22) | Автор: урок по самознанию
Просмотров: 7242 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 1:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru