Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения младших школьников
Дифференциация и индивидуализация процесса обучения
младших школьников

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческий реакций и.т.д.. в начальной школе, индивидуальные различия особенно заметны. В законе «Об образовании» Республики Казахстан отмечается, что основной задачей системы образования является раскрытие духовных и физических возможностей личности ребенка, обогащение его интеллекта путем создания условий для обучения, воспитания и развития его индивидуальности.
Как, правило, выбираемый учителем средний темп работы, на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача – создать такие условия, при которых стало бы возможным использования фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых . за последние годы проблеме дифференциации и индивидуализации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, Ш.А. Амонашвилли, Е.С. Рубанского, Ж.А. Караева и других авторов.
Специальные исследования ученых по этой проблеме выявили факты затруднений дифференциации и индивидуализации обучения. Новая парадигма образования выдвигает новые цели, основная из которых – развитие ребенка.
Создается проблемная ситуация по реализации учителями принципа дифференциации и индивидуализации процесса обучения выявляет противоречия в современной образовательной парадигме: между целью современного образования по проектированию индивидуальной траектории развития школьников и недостаточной компетенцией и готовностью педагогов к достижению этой цели.
Поиск эффективных путей разрешения указанной проблемы определил тему исследования. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников .
Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутри классной дифференциация.
Цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутри классного процесса обучения младших школьников.
Цель исследования потребовала реализации задач:
Обобщить научные знания по дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
Определить условия эффективности индивидуализации и внутри классной дифференциации процесса обучения младших школьников
Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутри классной дифференциации;
Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость методов, дифференцированного обучения.
Гипотеза исследования: использование технологий уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации, познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
Теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогических исследований
Эмпирические методы: констатирующий и обучающий эксперимент, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, математическая обработка материалов.
База исследований: 1-2 классы (1-4) СОШ№11 г.Караганды 2010-2011 год.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять особенности, каким образом определять тот начальный уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее нужны.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов.
К особенностям учащихся, которые можно учитывать при индивидуализации учебной работы: развитие интеллекта, уровень познавательной мотивации. По данным критериям была проведена диагностическая работа.
1 срез
2 срез

Основой организации уровневой дифференциации в гетерогенных начальных классах явилась самостоятельная работа. Ученики выполняют задания различного уровня сложности, которые позволили учитывать различия в умственном развитии школьников. Слабоуспевающим предлагались задания, в которых включались алгоритмы действий, образцы выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходило несоснижением объема содержания материала, а им предлагались усложненные здания а счет повторений пройденного материала. Это давало возможность повысить степень самостоятельности и находить способы решения задачи, сравнивать, обобщать. В основу выполнения заданий положен характер деятельности, необходимый для их выполнения.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
обучение применительно к каждому ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития .
объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика – необходимое условие работы,
развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональные умения умственного труда.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: 1990.
2. Глассер У. Школы без неудачников. М: Педагогика, 1991.
3. Овчарова Р.В.. Практическая психология в начальной школе. М: 1996.
4. Рубанский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М: Педагогика, 1975.
5. Унт И.Э. Дифференциация и индивидуализация обучения. М:Педагогика, 1990.
6. Щукина Г.И, Проблемы познавательного интереса в педагогике. М: Педагогика, 1971.
7. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М: Педагогика, 1996.

Категория: Начальная школа | Добавил: Ласка (2011-01-23) | Автор: Стец Нона Андреевна E
Просмотров: 4777 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 12:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru