Дифференциация и индивидуализация процесса обучения младших школьников Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческий реакций и.т.д.. в начальной школе, индивидуальные различия особенно заметны. В законе «Об образовании» Республики Казахстан отмечается, что основной задачей системы образования является раскрытие духовных и физических возможностей личности ребенка, обогащение его интеллекта путем создания условий для обучения, воспитания и развития его индивидуальности. Как, правило, выбираемый учителем средний темп работы, на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача – создать такие условия, при которых стало бы возможным использования фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых . за последние годы проблеме дифференциации и индивидуализации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, Ш.А. Амонашвилли, Е.С. Рубанского, Ж.А. Караева и других авторов. Специальные исследования ученых по этой проблеме выявили факты затруднений дифференциации и индивидуализации обучения. Новая парадигма образования выдвигает новые цели, основная из которых – развитие ребенка. Создается проблемная ситуация по реализации учителями принципа дифференциации и индивидуализации процесса обучения выявляет противоречия в современной образовательной парадигме: между целью современного образования по проектированию индивидуальной траектории развития школьников и недостаточной компетенцией и готовностью педагогов к достижению этой цели. Поиск эффективных путей разрешения указанной проблемы определил тему исследования. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения младших школьников. Объект исследования: процесс обучения младших школьников . Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутри классной дифференциация. Цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутри классного процесса обучения младших школьников. Цель исследования потребовала реализации задач: Обобщить научные знания по дифференциации и индивидуализации процесса обучения; Определить условия эффективности индивидуализации и внутри классной дифференциации процесса обучения младших школьников Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутри классной дифференциации; Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость методов, дифференцированного обучения. Гипотеза исследования: использование технологий уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации, познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: Теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогических исследований Эмпирические методы: констатирующий и обучающий эксперимент, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, математическая обработка материалов. База исследований: 1-2 классы (1-4) СОШ№11 г.Караганды 2010-2011 год. Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять особенности, каким образом определять тот начальный уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее нужны. Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. К особенностям учащихся, которые можно учитывать при индивидуализации учебной работы: развитие интеллекта, уровень познавательной мотивации. По данным критериям была проведена диагностическая работа. 1 срез 2 срез Основой организации уровневой дифференциации в гетерогенных начальных классах явилась самостоятельная работа. Ученики выполняют задания различного уровня сложности, которые позволили учитывать различия в умственном развитии школьников. Слабоуспевающим предлагались задания, в которых включались алгоритмы действий, образцы выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходило несоснижением объема содержания материала, а им предлагались усложненные здания а счет повторений пройденного материала. Это давало возможность повысить степень самостоятельности и находить способы решения задачи, сравнивать, обобщать. В основу выполнения заданий положен характер деятельности, необходимый для их выполнения. Подводя итог, можно сделать следующие выводы: обучение применительно к каждому ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития . объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика – необходимое условие работы, развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональные умения умственного труда. Список литературы: 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: 1990. 2. Глассер У. Школы без неудачников. М: Педагогика, 1991. 3. Овчарова Р.В.. Практическая психология в начальной школе. М: 1996. 4. Рубанский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М: Педагогика, 1975. 5. Унт И.Э. Дифференциация и индивидуализация обучения. М:Педагогика, 1990. 6. Щукина Г.И, Проблемы познавательного интереса в педагогике. М: Педагогика, 1971. 7. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М: Педагогика, 1996.
|