Тип урока: комбинированный с мультимедийной презентацией Цели и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с историей появления книг; дать сведения о том, как создаётся современная книга. 2. Расширить кругозор учащихся. 3. Развить самостоятельность при выполнении тестовых заданий. 4. воспитать бережное отношение к книгам; чувство патриотизма. Ход урока. 1.Тренинг- настрой. Оздоровительная минутка «Сотвори в себе солнце». -В мире есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик , который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё большё. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем. -Мы совершим увлекательное путешествие, а куда вы сейчас узнаете… (Загадка про книгу слайд 1,2 ) -Так куда… В мир КНИГИ. 2.(слайд 3) Сообщение темы. Ассоциации к слову Книга. _ Сегодня мы узнаем, как создаётся книга. У вас на столе листочки, на которых таблица (знаю, хочу узнать, узнал). В первой графе напишите, что вы знаете о создании книги, а во второй- хочу узнать. (проверка) 4.Стихотворение «О книге» О книге Ксюша Давыдова Есть у меня подруга – книга. Подруги лучше в мире нет. Нам с нею не страшна разлука. Она всегда мне даст совет. Романы, повести, поэмы Читаю я взахлеб. И даже если есть проблемы, Она тебя не подведет. Лежит на полке терпеливо И ждет хозяина она. Читаю я неторопливо, Вникаю в смысл, в её слова. Она откроет мне все тайны. Она найдет на все ответ. И наши встречи не случайны, И это не простой дуэт. Я буду тех благодарить, Кто эти книги создавал. Они сумели научить Нас говорить красивые слова. - Книга- творение человеческого разума, наше духовное богатство, которое передаётся из поколения в поколение, как источник знаний и средство воспитания. 5.У современной книги было немало прообразов в древности. (4 слайд) 1)Узелковое письмо (5 слайд) 2)Человек-книга.(6 слайд) 3)Берестяные грамоты. (7 слайд) 4)Книги-плитки. (8 слайд) 6.Сообщения- рефераты. (учащиеся зачитывают заранее подготовленные рефераты) 1) Папирус (9 слайд) 2) Пергамент(10 слайд) 7.Показ слайдов. (Рассказ учителя) 1) Рисунки на камнях. (11 слайд) 2) Памятник Культегину. (12 слайд) 3) Тоньюкук. (13 слайд) 4) Бумага в Китае. (14 слайд) Сообщение.(Ученик зачитывает сообщение) 8.Работа по карточкам. Соединить стрелочками (слева даны понятия, нужно найти их подтверждения).Проверка по слайду 15. 9.Физминутка. 10.Работа с учебником – Прежде, чем книга приобрела современный вид, она претерпела изменения. Чтение по учебнику ст. 131-132.(слайды 16, 17, 18, 19, 20, 21). 11.Изобретение печатного станка. (22 слайд) Библия (23 слайд) 12.Знакомство с тем, как делают книгу. (24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 слайды) 13.Знакомство с правилами «Что не любит книга» (32 слайд) 14.Сценка «Две книжки». Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой. - Ну, как твои делишки?- Одна спросила у другой. - Ох, милая, мне стыдно перед классом: Хозяин мой обложки выдрал с мясом! Да что обложки…вырваны листы! Из них он делает кораблики, плоты и голубей Боюсь, лететь мне в облака! А у тебя целы бока? -Твои мне незнакомы муки. Не помню я такого дня, чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня! А посмотри-ка на мои листочки: На них чернильной не увидишь точки. Про кляксы я молчу – О них и говорить-то неприлично… Зато и я его учу, Не как-нибудь, а на «отлично». - Ну, мой на «тройках» едет еле-еле И даже «двойку» получил на той неделе. В басне нет загадки: Расскажут напрямик: и книжки, и тетрадки, Какой ты ученик. 15.Беседа о бережном отношении к учебникам. -Какой праздник приближается? -Сколько лет шла война? 16.Беседа об учебе детей во время Великой Отечественной войны. -Какой праздник приближается? -Сколько лет шла война? -Кто больше всех пострадал во время войны? -В годы войны, действительно, тяжелее всего было детям. Им приходилось, и учиться, и работать. Не было учебников, а если и были, то 1-2 на всех. Ребята очень бережно к ним относились. (33, 34 слайд) 17.Наше правительство во главе с Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым большое внимание уделяет образованию. - Когда Президент обратился со своим ежегодным Посланием к народу? -На что он обратил особое внимание в нем? 18.Чтение по учебнику об издательстве «Атамұра» ст. 133. (35 слайд) 19. Работа с пословицами. Наш народ очень ценит книги и дорожит ими.о книгах известно немало пословиц и поговорок.(Чтение пословиц, объяснить их смысл) 20.Работа с тестами (36, 37 слайды) Дети показывают правильные ответы с помощью карточек с буквами А, Б, В. Проверка по слайду. 21.Заполнить кроссворд. (38 слайд) 1) Родина бумаги. Китай. 2) Новый материал для письма во 2 веке до н. э. Пергамент. 3) Многолетнее травянистое растение высотой 5 метров. Папирус. 4)Что изобретено в Китае? Бумага. 5) Издательство, где отпечатаны наши учебники. «Атамұр а». 22. Составление синквейна. 24. Заполнение таблицы (3 графы). Проверка. 25.Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок. Подведение итога. (39 слайд)
|