Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Тесты в начальной школе как измерительное средство
г. Караганда, АШЮ «Диалог»
учитель начальных классов
Махонина Галина Викторовна

Тесты в начальной школе как измерительное средство

О степени развития того или иного научного направления зачастую судят по тому, насколько развиты в этой области измерения. В педагогике в качестве измерительных средств, как правило, выступает тест, а в качестве методов измерения тестирование. Говоря о мониторинге уровня подготовки учащихся, прежде всего, имеют в виду массовые измерения, при которых к тестам предъявляют особо жесткие требования.
Любой тест – это прежде всего измерительное средство, основная задача которого, поставить в соответствие результатам деятельности учащегося число. Поэтому любые тесты, используемые в ходе мониторинга уровня подготовки учащихся, прежде всего должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к измерительным средствам.
- Они должны ставить в соответствие одинаковым результатам одинаковые числа и разным результатам – разные числа.
- Результаты тестирования должны не зависеть от личности того, кто использует тест.
- Разные лица, используя один и тот же тест для измерений в одной и той же группе, должны получить одни и те же числовые данные.
Любое измерительное средство имеет ограничения на применение и связано с определенной процедурой проведения измерения, на его основании можно судить только о той характеристике, которая измеряется данным средством.
Основные требования, обязательные для всех измерительных средств предъявляются и к тестам.
1. Тест должен быть валидным (соответствовать) целям измерения. Необходимо помнить, что нет просто валидных или невалидных тестов, есть тесты валидные некоторым конкретным целям измерениям и невалидные другим. Для этого необходимо, чтобы были известны цели измерения, в которых должно быть раскрыто:
- что измеряет тест (привести перечень деятельности учащихся, проверяемой данным тестом);
- кому предназначается тест (описание групп учащихся);
- какие выводы можно делать на основе результатов, полученных с помощью данного теста.
2. Тест должен позволять получать объективную и достоверную информацию. Результаты измерений не должны зависеть от особенностей личности лиц, проводящих измерения, и уровня их тестовой культуры. Для этого любой тест, используемый в ходе мониторинга, должен быть представлен технологическим пакетом, включающим следующий набор документов:
- набор заданий для учащихся, включающий все необходимые инструкции для учащихся по выполнению этих заданий;
- набор инструкций по процедуре проведения тестирования и фиксированию первичной информации лицами, проводящими тестирование, а также средства фиксации результатов деятельности испытуемых (бланки ответов, схемы анализа и т.п.). Описание процедуры сбора первичной информации о результатах деятельности учащихся должно быть на таком уровне подробности и формализации, чтобы оно позволяло независимым исследователям фиксировать одну и ту же первичную информацию для результатов одних и тех же учащихся.
- правила или алгоритмы для однозначного перевода первичной информации в числовую систему. Степень формализации этих правил должна быть такова, чтобы различные исследователи, переводя независимо друг от друга одни и те же результаты испытуемых, получали одинаковые числовые данные.
- описание способов интерпретации полученной числовой информации;
- описание целей, для которых предназначен данный тест.
Желательно, чтобы были включены и документы, позволяющие проводить объективную оценку полученных результатов измерения т. е.:
- критерии оценивания, которые предлагается использовать в рамках данного тестирования;
- алгоритм проведения оценивания на основе этого критерия;
- на что опираются критерия оценивания.
для удобства интерпретации полученных результатов тестирования хорошо иметь описание связи заданий, включенных в тест, с объектами измерения через характеристики заданий теста.
В качестве измерительного средства могут выступать как тесты достижений, так и критериально-ориентированные тесты.
В систему современных средств контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся входят дидактические тесты. Органы управления современной образовательной системы Республики Казахстан в условиях разработки и реализации новых образовательных концепций и стандартов требуют оптимальных измерителей результатов образовательного процесса.
Особое место среди них занимают тесты и, соответственно, тестовая форма контроля и оценки ЗУНов учащихся. Современная дидактическая наука ориентированна на деятельностные технологии, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Внедрение данных технологий обучения в школьную практику возможно лишь при условии систематического отслеживания результатов обучения и развития учащихся. Общепринятой формой такой диагностики является тестирование.
Тест от англ. – проба, испытание. С помощью тестов удобно проводить контроль, дающий возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями, которые предъявляет школьная программа.
Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.
Традиционная контрольная оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тест позволяет, таким образом, определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.
Благодаря своей структуре, тест может быть и инструментом обучения. Кроме того, он может стать хорошим атрибутом в спорных ситуациях.
Тест характеризуется следующими особенностями:
- относительной простотой процедуры и необходимого оборудования;
- непосредственной фиксацией результатов;
- возможностью использования как индивидуально, так и для целых групп;
- удобством математической обработки;
- кратковременностью;
- наличием установленных стандартов (норм);
- объективностью (сведения о состоянии знаний соответствуют их количеству и качеству и не зависят ни от субъекта, ни от объекта контроля).
Однако, наряду с преимуществами, тестирование сопровождается определенными недостатками:
- большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения;
- проверка лишь конечного результата действий;
- затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений ученика.
Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.
В педагогической практике наиболее распространены следующие виды тестов:
1. Тест с выбором ответа. В начальной школе следует ограничиться 3 – 4 ответами для выбора из них правильного. Причем при составлении тестов следует учитывать типичные ошибки учащихся. В основном, с помощью тестов этого вида проверяют сформированность определенных способов действий.
2. Тест на установление истинности (ложности) утверждения. В нем предполагается лишь два ответа: «да», «нет». Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответа. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы, отличать верное утверждение от неверного.
3. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении. Такого вида тесты помогают учителю получить информацию о качестве формирования речевой культуры учащихся и уровне овладения понятийным аппаратом.
4. Тест на установление соответствия. Может состоять из двух параллельных колонок, где какому-либо слову, цифре, фразе или символу в одной колонке необходимо найти соответствующий ответ в другой колонке.
Задания в тестах могут быть разбиты на два уровня:
1 уровень – проверка умения воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать конкретный объект в ряду других;
2 уровень – проверка умения применять знания первого уровня на практике, поэтому задания второго уровня более сложные.
С учетом предусмотренных Госстандартом содержания образования начальной ступени общеобразовательной школы РК требований к чтению незнакомого текста, определяются нормы времени для проведения тестирования и максимальное количество заданий, выполняемых учащимися за один урок. Следует, однако, принимать во внимание особенности класса, характер и уровень сложности тестов.
Обязательный уровень:
2 класс 1 задание – 2 мин.
3 класс – 1,5 мин.
4 класс – 1 мин.
Возможный уровень:
2 кл. – 1,5 мин.
3 кл. – 1 мин.
4 кл. – 2 мин, на 3 задания
Количество тестовых заданий на один урок:
Об. уровень:
2 – 18 – 20
3– 25 – 27
4– 35 – 37
Возм. уровень:
2 – 24 – 26
3 – 34 – 36
4 – 55 – 57
Задания предполагают проверку не только практических умений учащихся, но и научных теоретических понятий и проверяют уровень сформированности учебных действий.

Категория: Начальная школа | Добавил: ллл (2011-02-06) E
Просмотров: 8830 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-10, 7:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru