Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

познание мира 4 класс Солнце - источник света и тепла
Урок познания мира 4 класс
Тема: Солнце- источник света и тепла.
Цель: формирование представлений и понятий о космосе и космических телах, и в частности о солнце как источнике жизни на Земле.
Задачи: обучающая - расширить и углубить представление детей о космосе, космических телах;
развивающая - развить общеучебные навыки, работу с иллюстрированными материалами развить навыки классификации солнечной системы, установление взаимосвязи между солнцем и жизнью на Земле; развитие психологических процессов -воображения, логического мышления, внимания , памяти .
воспитательная - воспитать любознательность, любовь к урокам Познания мира.
Тип урока: деловая игра.
Форма проведения : круглый стол.
Межпредметные связи: астрономия, биология, ботаника, антропология, геология.
План
I. Организационный момент.
II. Проверка ЗУН
а) фронтальная беседа
б) работа по схеме (космическое пространство)
III. Формирование ЗУН
1) актуализация темы
2) объявление новой темы
3) работа над составлением схемы «Солнце источник света и тепла»
4) выступление гостей урока:
а) астроном
б) геолог
в) ботаник
г) биолог
д)антрополог
5) жизнь без солнца
IV. Заполнение схемы
V. Обобщение, выводы по теме
VI. Домашнее задание
VII. Итог урока
а) фронтальная беседа
б) выставление оценок

I. Организационный момент
II. Фронтальная работа
У: Ребята, давайте вспомним :
а) Что такое космическое пространство ? Какие планеты входят в нашу Солнечную
систему ?
б) На доске вы видите планеты, расположенные в неправильном порядке:
а) покажите планеты Сатурн, Меркурий и т.д.
б) расположите планеты в порядке их удаления от Солнца.
III. Работа по теме урока
У: 1) А что такое Солнце? Какое значение оно имеет для планеты? Что у вас
ассоциируется с этим словом? ( свет, тепло)
2) Наша тема сегодня называется : «Солнце источник света и тепла». Мы должны разобраться, что значит Солнце для Земли.
3) А поможет нам в этом схема, которую мы будем заполнять в течение урока. Но чем же мы ее будем заполнять? А это нам расскажут профессионалы в своем деле, которые пришли к нам сегодня и сидят перед вами ( дети сидят за общим столом, у каждого табличка с И.О. и профессией).
4) Пожалуйста, астроном, вам слово:
а) «Солнце - это звезда массой в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет, вместе взятых». Солнце - это раскаленный газовый шар, который выделяет энергию в виде света, а вы знаете, что температура Солнца доходит до 5000 С, а Земля получает от Солнца примерно 1/2000 000 000 часть излучаемой энергии. А энергия Солнца огромна. Энергия солнечных лучей, падающий на квадратный метр земной поверхности может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность. Давайте же посмотрим, из чего состоит Солнце.
Итак, как мы видим Солнце - это звезда, источник света. Повесим мою схему на общий плакат.
б) «Позвольте и мне сказать по этому поводу» - выходит геолог - как уже было сказано Земля получает минимальное количество света , потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, т.е. солнечная энергия превращается в тепло. Посмотрите на схему.
Нарисую эту картинку на нашей схеме.
в) Просим выступить ботаника по данному вопросу: Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год. Почему? (вопрос залу) ( на юге больше света, а значит больше тепла). Выделяют кислород растения, поглощая свет, перерабатывают его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Могут ли они жить без света? ( нет, растения погибнут).
Поместим на схему
г) (Выступает биолог)
А многие, животные не могут жить без растений. А другие без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка . Солнце дает пищу, растениям, растения - это пища травоядным животным (вопрос залу: Каких травоядных животных вы знаете?), а эти животные пища для хищников. Приведите пример такой цепочки( трава- кролик - волк). Заметьте, где мало растений, там мало и животных. В каких местах мало животных? (северный полюс, вечная мерзлота, пустыня). А в каких много? ( леса, тайга, Южная Америка, тропики). Животные также обогреваются теплом Солнца.
Заполним данные элементы в схему.
д) Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку? (выступает
антрополог).
Как же человек использует Солнечную энергию? (вопрос залу) Здесь и говорить не о чем. Вот например, приведите примеры их техники (солнечные батарейки), пищевой промышленности ( сушка плодов, овощи, ягоды), животноводство ( разведение овец, птиц, коров) и др. А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, счет и тепло, (схема).
5) У: Представьте себе, что Солнце погасло. Возможна ли жизнь на Земле без Солнца. Если бы Солнце вдруг исчезло, тогда Земля внезапно погрузится во мрак. Луна и планеты отражающие солнечные лучи, также перестанут светить, лишь тусклый свет далеких звезд будет освещать Землю. Зеленые растения погибнут, так как они будут усваивать углерод и выделять кислород без света. Животным ничем будет питаться, и они начнут вымирать от голода. Помимо этого, все живое станет замерзать от страшного ветра который быстро распространится по Земле. Перестанут дуть ветра и замерзнут все водоемы.
В результате наша планета покроется слоем льда, сможет ли в таких условиях существовать жизнь? А мы? Но к счастью, энергия Солнца огромна и ее хватит надолго. А вот чего нам действительно надо опасаться, так это ядерной войны, объясните почему? (дети отвечают).
IV. Учитель заполняет схему до конца вставляет в прорези материал, подготовленный
учащимися.
V. Выводы по теме ( учителем или учащимися) Заключительное слово «гостей урока»

VI. Домашнее задание
VII Итог урока
а) фронтальная беседа
б) выставление оценок

Мини-тест.
1. Что такое туманность?
A) Облако космических газов и пыли. Б) Падающая звезда.
cool Мутное стекло.
2. Сколько планет в солнечной системе?
A) Пять. Б) Восемь.
cool Девять.
3. За какое время Земля совершает оборот вокруг своей оси?
A) За 24 часа. Б) За 30 дней.
cool За 1 год.
4. Как называются ученые, которые изучают строение Земли?
A) Гематологи. Б) Геологи.
cool Генетики.
5. Из чего состоит ядро Земли?
A) Из кислорода и азота. Б) Из гранита и мрамора.
cool Из железа и никеля.

Категория: Начальная школа | Добавил: Raiker (2011-02-08) | Автор: Тупий Надежда Павловна г. Семей
Просмотров: 13901 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 12:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru