Кузьмич Любовь Петровна, учитель начальных классов ГУ "Средняя школа №13 города Рудного" Тема: У.Канахин «Как друзья спасали рыбу». Задачи: Формировать умение понимать содержание, читаемого художественного произведения, развивать навык выразительного чтения, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать свое мнение с помощью отрывков из текста, способствовать воспитанию трудолюбия, бережного отношения к природе, коррекция. Оборудование: Физическая карта Р.К., компьютерные слайды с пейзажами природы Казахстана, с изображением видов рыб, скороговорка, пословицы, карточки с перевертышами, портрет У.Канахина. Тип урока: ознакомление с новым материалом. Формы работы : индивидуальная, работа в парах. Ход занятия. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Чтобы в жизни много знать, Нужно книги уважать, Много, вдумчиво читать. 2. Разминка. А) Работа над скороговоркой. Жук жужжит над абажуром, Жужжит жужелица, Жужжит кружится. -чтение скороговорки глазами -чтение губами -жужжащее чтение -чтение с ускорением -индивидуальная проверка Б). Доскажи словечко. *Знайка дорожкой бежит, А Незнайка на печке … . *Знайка все с полуслова понимает, А Незнайка на все только рот … . * Скучен день до вечера, Коли делать ... . В) Чтение перевертышей по индивидуальным карточкам. 3)Актуализация знаний. * Чтение наизусть стихотворения М. Алимбаева « Иртыш»,стр.116. *Обзор вопросов, стр.116. 4) Физпауза: «Художники». Мы глазами поколдуем Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно, И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперед- Это мчится самолет. Раз моргнули, два моргнули- Наши глазки отдохнули. 5) Новая тема. А).Беседа о творчестве У.Канахина. Утебай Канахин (1923-1990) родился в Актюбинской области. Когда началась В.О.война, У. Канахин ушел на фронт. Вернулся, продолжил обучение. Вскоре вышел сборник его рассказов для детей. Б). Словарная работа. *нещадно * канал *мираж * курт * чалма * русло реки *кишмя кишела * кирка В). Речевая разминка. -Родина-Отан - Солнце-кұн -Природа-табиғат - Жара-ыстық -Ребята-балалар -Рыба-балық -Озеро-көл -Собака-ит -Вода-су -Кошка-мысық -Друзья-достар -Петь песни-ән салу Г).Прогнозирование. Заполнить таблицу до знакомства с содержанием рассказа. Свой прогноз. После прочтения. Место действия Событие Герои Время Г). Первичное чтение текста учителем. Е). Беседа по содержанию. *Понравился ли рассказ? *Чем? Ж).Заполнение второй части таблицы. Сравнение прогнозирования с т ем, что услышали. 6.Закрепление. А).Вторичное чтение текста учащимися. Б).Анализ художественного текста. *Найдите в тексте описание полудня. С какой целью автор ввел его? *Какие образные средства автор использовал для описания зноя? Олицетворения: А).Солнце палило нещадно, словно сошло с ума. Б).Жара загнала по норам и гнездам все живое. В).Горячий воздух дразнил. В)Метод шифровки: Нарисуй словесные портреты героев. Обозначим их схематически. Составление портретов по иллюстрации в книге. Г).Продолжение анализа произведения. - Откуда и куда отправились в такую одуряющую жару ребята? - Что они обнаружили вместо озера с холодной и чистой водой? - Как вели себя рыбки? - Одобряете или осуждаете вы поступок Дуйсена? - Кто из ребят оказался решительным, отзывчивым? (Найдите, зачитайте.) Д).Определение темы и идеи произведения. 7. Чтение учителем стихотворения. Сравнение содержаний стихотворения и прочитанного рассказа. *Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом. Береги планету-сад! В этом воздухе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! Берегите землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите землю! Берегите! 8).Работа с казахскими пословицами -Душой красив и поступками красив -Труд-это праздник. -Ты пожалей и. тебя пожалеют. -Человек природе друг. -Сей добро, посылай добро,жни добро, оделяй добром. 9)Обобщение по проделанной работе. Задание на дом: стр.116-119., выразительно читать, ответить на вопросы.
|