Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Самореализация личности в процессе творческой деятельности учащихся. АСПАНОВА Н. И.
Содержание
Введение

Глава 1. Самореализация личности в процессе творческой деятельности учащихся.

1.1. Психолого-педагогические аспекты самореализации личности учащихся в творческой познавательной деятельности.
1.2. Возрастные особенности подростка как предпосылки и условия самореализации учащихся.
1.3. Место и роль творческих самостоятельных работ в процессе обучения.
1.4. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.
1.4.1 . Мыслительные умения и навыки 1кл.
1.4.4. Мыслительные умения и навыки 2кл.
1.4.7. Мыслительные умения и навыки 3кл.
1.4.10. Мыслительные умения и навыки 4кл.

Цель работы:
Формирование творческого потенциала личности учащихся, выявление педагогических возможностей творческой самостоятельной работы как условия самореализации личности.

В качестве гипотезы были выдвинуты следующие положения:
творческие самостоятельные работы становятся условием самореализации личности учащегося, если:
- обеспечивается возможность выбора учеником индивидуального способа выполнения творческих самостоятельных работ;
- учащиеся включены в творческую самостоятельную работу на всех этапах процесса обучения;
- процесс обучения выходит за рамки урока, способствует познанию окружающей среды на основе субъективного опыта учащихся.

Объект исследования: творческая самостоятельная работа учащихся.

Предмет исследования: самореализация личности учащегося в процессе творческой самостоятельной работы.

Задачи исследования:
1. Проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу, посвященную проблеме самореализации личности в творческой деятельности и раскрывающую сущность творческой самостоятельной работы в системе обучения.
2. Исследовать состояние данной проблемы в современной педагогической практике, проанализировав деятельность учителей и учащихся.
3. Выявить педагогические условия, при которых творческие самостоятельные работы обеспечивают процесс самореализации личности.
Методической основой исследования является:
- системный подход к анализу исследуемого материала с позиций его целостного рассмотрения;
- основные положения теории самоактуализации и самореализации личности в философии и гуманистической психологии;
- основные положения теории творчества и творческой деятельности;
- положения теории личностного развития;
- теория творческого развития и саморазвития личности;
- концепция личностно-ориентированного обучения;
- ученическое проектирование как способ самореализации школьников;
- наблюдение, диагностика (анкетирование учителей и учащихся, тестирование, беседы), анализ продуктов творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- систематизация представления о самореализации личности учащегося в творческой познавательной деятельности;
- предложен путь решения, проблемы самореализации личности учащегося в процессе учебной деятельности;
- выявлена зависимость между формированием системных обобщенных знаний и способов деятельности в процессе выполнения творческих самостоятельных работ с одной стороны и процессом самореализации личности учащегося -с другой.
Научная новизна состоит в:
- научном обосновании и подтверждении целесообразности применения системы творческих самостоятельных работ, обеспечивающих процесс самореализации школьников;
- выявление педагогических условий, при которых творческие самостоятельные работы способствуют самореализации личности учащегося (обеспечение успешности в усвоении содержания учебного материала, индивидуальный подход, учет возрастных особенностей и потребностей школьников, привлечение субъектного опыта, отсутствие жесткой временной регламентации, индивидуальный темп продвижения, вариативность, свобода выбора, создание атмосферы эмоционального комфорта);
- определение показателей, позволяющих выявить процесс самореализации личности учащегося в условиях творческой познавательной деятельности (эмоциональная удовлетворенность, успешность, активность, развитый познавательный интерес).
Практическая значимость исследования заключается в разработке:
- системы творческих самостоятельных работ, обеспечивающей индивидуально-вариативный подход и постепенное усложнение содержательной и процессуальной сторон творческой деятельности учащихся;
- специального педагогического инструментария для проведения творческих работ, обеспечивающего цели, содержание и методы организации исследовательской деятельности школьников в области естественно-научных дисциплин.
Результаты исследования могут быть использованы в организации процесса обучения, способствующего самореализации личности учащегося, при составлении методических рекомендаций для учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выполнение творческих самостоятельных работ и процесс самореализации взаимосвязаны. Творческие самостоятельные работы являются условием и результатом самореализации учащихся, в свою очередь, самореализация как процесс, обеспечивается выполнением творческих работ.
2. Самореализация, как процесс, сопряжена с усложнением содержательной и процессуальной сторон творческой деятельности школьника.
В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом, как страна с рыночной экономикой. За короткий период обретения независимости, Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует прогрессивные технологии.
Исходя из этого, вырастает роль и значение современной системы образования. Изменения, которые произошли в политической жизни страны и в социально-экономических структурах повлекли изменения и в образовательной политике. Одним из результатов реформирования должно стать появление педагога новой формации.
Для работы в обновленной школе педагог должен овладеть навыками исследовательской работы.
Постоянные инновации и изменения в содержании и характере педагогического труда ставят проблему: исследование условий, порождающих потребность учителя в исследовательской работе, развитии своего творческого потенциала. Исходя из этого, весь коллектив работал над проблемно-поисковой темой «Исследовательская работа как средство повышения творческого потенциала учителя».
Творческому учителю всегда присуща исследовательская направленность педагогической деятельности. Содержание программы было направлено не столько на совершенствование конкретных профессиональных знаний и умений, сколько на развитие ключевых компетенций педагога.

Результаты микроисследования №1
«Уровень профессиональной и теоретической подготовки учителя к проведению исследовательской деятельности».

В исследовании приняли участие 60 учителей.
В ходе исследования выявлено, что 97% учителей к исследовательской деятельности относятся положительно.
Безразличного, отрицательного и противоречивого отношения к исследовательской деятельности не выявлено.

Диагностика уровня готовности к исследовательской деятельности.

Глава 1. Самореализация личности в процессе творческой познавательной деятельности учащихся.
Усиление внимания к проблеме самореализации сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к самосовершенствованию. Стремительное развитие общества совершенствование технологий, информационная перезагруженность вызывают мотивационное и действенно-практическое выражение себя.
Среди внутренних условий развития ребенка важное место занимает возможность самореализации личности. Еще К. Юнг отметил, что самое сильное желание и самая заветная мечта человека состоит в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего существа, которую обозначают понятием - личность. В исследованиях философов, педагогов, социологов, психологов (А. Адлер, Ю.Б. Гатанов, И.С. Кон, А.А. Коростылёва, А. Маслоу, А.В. Мудрик, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, П.И Пидкасистый, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, П. Торренс, В. Франкл и др.) показаны взаимосвязь процесса самореализации с творческой деятельностью. «Творчество личности – это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особую актуальность. Именно в творчестве находится источник самореализации личности, умеющие анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия, реализации таких решений и т.д.», - писал С.Л. Рубинштейн.
1.2. Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе обучения. Я полагаю, что творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация исследовательской работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не натаскивает, не передает некоторую сумму знаний, а создает благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Изучением особенностей самореализации личности занимались представители разных научных дисциплин, раскрывающих некоторые аспекты самореализации. Они сосредоточивают внимание на условиях, обеспечивающих процесс самореализации школьников в учебно-воспитательной системе школы, исследуют необходимость адекватного увеличения интеллектуальных усилий, что нередко приводит к нарушению нормального развития, эмоционального и физического здоровья человека. Поэтому проблема развития и использования личностного потенциала: приобретает в современных условиях качественно новый уровень.
Ориентация современной школы на дифференцированное, профильное обучение так же требует создание условий, позволяющих ученику раскрыть и реализовать внутренний потенциал.
Развитие современного общества не могло не отразиться на изменение требований к образовательному процессу, в основу которого положены идеи гуманизации, требующие создания педагогических условий, способствующих формированию активной, самостоятельной, творческой личности. Личности, способной не только адаптироваться, но и перестраивать жизненные условия, управлять собственной жизнью, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье, нацеленной на саморазвитие и самореализацию, самосовершенствование (С.А. Назарбаева).
Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. Школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро стоит проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению. Регламентация учебного времени и жесткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. Основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний. Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:
- требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;
- потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;
- осознанием важности и необходимостью процессов саморазвития и самореализации со стороны школьников и учителей и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий;
- необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.
1.1 Разрешение этих противоречий я связываю с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения, которая опирается на внутренние условия развития ребенка и активную самостоятельную деятельность учащихся на этапах процесса обучения.
Развитие ребенка определяется его включением в определенный вид деятельности и систему межличностных отношений. Поэтому сегодня необходимо выявить и активно использовать те виды учебной деятельности, которые способствуют процессу самореализации. Актуальным и практически значимым является реализация школьником своего интеллектуального начала, потребности в знании.
Проходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В решении данной проблемы участвуют как семья, так и школа.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.
Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.
Тесты на творческую активность, составленными американскими психологами, показывают, что нестандартно-мыслящих людей среди взрослых всего 2%. Их будет гораздо больше, если школа создаст условия для максимального проявления творческой инициативы ученика, если творчество ученика, способность и желание будут поддерживаться в учащихся всеми доступными средствами.
Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа с учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ставят вопросы и ищут сами ответы в различных областях знаний. Поэтому так важно уже в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьника на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществить. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники и производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своем пути, способны к их исправлению.
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Этому процессу уделяется большое внимание во всех странах мира. В Японии, к примеру, еще в конце 19 века одним из главных государственных приоритетов были определены всеобщее образование и поощрение творческой инициативы.
В США воспитание творческой личности является основной стратегической линией государственной политики.
Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности. Именно об этом сказал велики ученый Л.С. Выгодский: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует и создает что-то новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.

1.2. Возрастные особенности подростка как предпосылки и условия самореализации учащихся.
Иногда можно слышать сетования педагогов о том, как трудно становится работать в школе. Одной из трудностей, которую называют педагоги, это то, что изменился сам ученик. Он стал более осведомленным, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребенка в семье. Сегодняшняя семья ставит ребенка в такие условия, в которых он, несомненно, должен проявить себя. Всегда ли это получается – вопрос достаточно спорный. Но зачастую требования семьи вынуждают ребенка быть инициативным в учебной деятельности, участвовать в самых разнообразных видах учебных и дополнительных занятий, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески.
Какие они, творческие дети? Чем они отличаются от свои сверстников? В младшем школьном возрасте творческие дети способны к усвоению сложных, умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о резерве детского интеллекта. Иногда их рассуждения, ответы на вопросы взрослого свидетельствуют о достаточно высокой умственной зрелости. Иногда эта умственная и нравственная зрелость не совпадает с теми задачами, которые решаются на школьном уроке, особенно это становится ясным, когда учитель не отступает ни на йоту от программы, и тем самым происходит разрыв между содержанием того, что предлагает детям взрослый и реальными возможностями самих учащихся.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно лихо относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности.
Главной особенностью младших школьников является то, что они не умеют рефлексировать, адекватно оценивать свои умения. Для них важно не то, как они пишут, читают, рисуют, а важно, что они умеют это делать и как им кажется, очень хорошо. Это говорит о том, что младшим школьникам интересно не столько содержание изучаемого предмета и способ его преподавания, сколько свой личный результат в изучении этого предмета: отметка, похвала учителя, оценка его труда по данному предмету родителями.
В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем более интереса, удовольствия, любопытства и активности в его усвоении.
Главными условиями умственного развития младших школьников является:
- повышенная впечатлительность и внушаемость;
- желание подражать взрослым; их действиям и высказываниям;
- стремление к повторению того, что вызвало интерес, любопытство, положительные эмоции.
Способствует проявлению творческой инициативы младшего школьника поощрение его успехов и достижений. Большое значение на развитие творческих возможностей младших школьников влияет сочетание теоретической и практической самостоятельной деятельности, когда ребенок получает возможность проверить свои знания на практике, попробовать себя в практической деятельности. Если при этом он получает поощрение, это является огромным стимулом в развитии творчества ребенка.
Проявлению творческих способностей младших школьников способствует наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание таких ситуаций на уроке, когда ребенок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослым.
Именно способность младших школьников подражать дает возможность педагогу использовать это качество для развития творческих способностей. Демонстрация детям творческих способностей человека предполагает формирование их интереса к участию в творческой деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею настолько, что впоследствии исследовать, наблюдать, пробовать, творить становится привычкой.

1.3. Младшие школьники с удовольствием участвуют в следующих видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую может предложить им как педагог, работающий с ними, так и система работы всей школы по развитию творческих возможностей ребенка.
Виды деятельности могут быть такими:
• Интеллектуальные марафоны.
• Малые учебные олимпиады.
• Интеллектуальные олимпийские игры.
• Творческие интеллектуальные конкурсы.
• Семейные интеллектуальные брейн-ринги.
• Интеллектуальные проекты «Я работаю волшебником».
• День открытых дверей «Приглашаем в гости».
• Интеллектуальные клубы.
• Кружки и занятия по интересам учащихся и т.д.
Большое значение для формирования интереса к участию в творческой интеллектуальной деятельности учащихся младших классов имеет демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности. Понимая это, учитель начальной школы должен максимально использовать эту потребность к подражательности младших школьников и направить ей в нужное русло. К примеру, в начальной школе можно разработать систему классных часов в различной направленности, которые позволят ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг, что было раньше в окружающем мире. В начальной школе можно успешно проводить информационные часы по самым различным направлениям:
• Выдающиеся люди моей страны и мира.
• Выдающиеся коллекционеры и их роль в истории человечества, страны.
• Великие писатели, поэты, книги которых мы читаем.
• Им подвластны мира краски… Художники моей страны и мира.
• О президентах и их странах
• Знаменитые полководцы и генералы.
• Орден и медаль имени…
• Дети, о которых знает весь мир.
• О тех, кто пишет историю.
• Детский писатель, поэт, музыкант. Кто он? Какой он?
• О премиях и их обладателях.
• О путешественниках и их открытиях.
• О математике и её создателях.
• Биология и биологи.
• Великие изобретатели мира и их изобретения.
• Кто открыл нам мир планет?
• О великих астрономах и их открытиях.
• Кому обязаны планеты своими именами?
• Знамениты люди древности и современности.
• Кому принадлежит это изречение? О крылатых фразах и их авторах.
• Путешествие по географической карте имен.
• О тех, кто пишет словари.
• Профессии и люди.
• Если бы эти люди не родились на планете Земля?
• Детство моей бабушки.
• Мир, который вокруг нас.
• Мир явлений обычных и не очень.
• Мир за окном. Какой он?
• Улицы моего города. О чем они могут рассказать?
• История одного предмета.
• Школьные предметы. Откуда они пришли к нам?
• Мир треугольных, овальных, квадратных предметов.
• История школьного дневника.
• Вежливые слова. Кто их придумал? Откуда они пришли к нам?
• Великие открытия страны и мира.
• О странах и континентах.
• Чудеса света и их истории.
• Великие города мира.
• Имя города, села и их истории.
• Памятные места моего города.
• Когда и где появилась школа?
• Выдающиеся ученики нашей школы.
• Университеты моей страны и мира.
• Памятные даты моей страны и мира.
• Один день в истории человечества.
• О датах, которые забывать нельзя.
• Самые красивые места страны и их история.
• Что я могу рассказать о памятных датах.
• Если бы камни могли говорить…
• Памятники мировой цивилизации;
• История одного маршрута…
• История одного шедевра…
• История одного названия.
• История моей фамилии.
• Праздники в нашей жизни. Истории их появления.
• Обычаи и традиции моей страны.
• Мир техники. Какой он?
• Откуда к нам пришли машины и механизмы?
Учитель, работающий с младшими школьниками, должен помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и привычку к умственной деятельности, в подростковом возрасте сформировать привычку работать достаточно сложно, если она не была сформирована в начальной школе.
Развитие интеллекта в подростковом возрасте тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективно нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.
По мнению некоторых ученых, пик интеллектуального развития достигается учеником в 12 лет. Однако, это не значит, что 12-ти годами процесс творчества заканчивается. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной, творческой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, отличительная черта переходного возраста».
Однако, каждый педагог должен помнить, что именно в этом возрасте высокая активность, повышенная потребность в разнообразной интеллектуальной деятельности подростка. В первую очередь, это эмоциональная неустойчивость, импульсивность, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. Это процесс довольно сложный, во многом его результативность зависит от взрослого, который является авторитетом для подростка. Зачастую, именно в этом возрасте мы сталкиваемся с такой ситуацией, что один и тот же ученик у одного педагога на уроке активен, любознателен, при одинаковых способностях к учебным предметам, в одном случае показывает высокие результаты, в другом – безынициативен, отказывается участвовать в учебной работе, проявляет не самые лучшие личностные качества.
Это связано с тем, насколько взрослый создал условия для максимального проявления творчества на своем уроке для всех учащихся, независимо от их личностных качеств, насколько сам взрослый способен к адекватной оценке учебных отметок учебных умений школьника.
Педагог, работающий с подростками, должен понимать, что чрезмерная критичность, недооценка знаний, умений, пренебрежительное отношение к его достижениям, может привести к тому, что способный и творчески одаренный инициативный ученик не только не перестает быть таковым, но и начинает себя вести совершенно противоположным образом.
Учитывая эти особенности, необходимо создавать ученику не только возможные условия для проявления его творческого начала, но и поддерживать его стремление к творчеству постоянно, а не только от случая к случаю. Это возможно только в том случае, если учитель относится к ученику как к равному, как к партнеру по совместной деятельности, результат которой зависит в равной степени как от взрослого, так и от ученика.

1.4. Технологии организации творческих исследований учащихся, обеспечивающая процесс самореализации личности.

1.4.1. Мыслительные умения и навыки. 1 класс.
- Учить разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку», «Магазин»). Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа или диа -, теле -, мультфильма. Проводить поэлементный анализ небольшого текста, завершая (сопровождая) его эмоциональной оценкой.
Учиться выделять предметы-мысли, отвечая на вопрос: «О ком (о чем) говорится в несложном рассказе (сказке)?», выделять смысловой центр картинки, основных действующих лиц небольшого диафильма, мультфильма, сюжеты из телефильма, намечать основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог.
- Учить соотносить два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова; короткие песенки, поступки персонажей сказок. Приводить сравнение на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство), завершая его эмоциональной оценкой детей.
- Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. То же самое – с изображениями на картинках, аппликациях. Учиться делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.
- Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешне образную опору.
- Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов, диа -, теле -, мультфильмов. Высказывать простое предложение, отвечая на вопросы типа: «А как вы думаете?» «Как это можно сделать?» намечать последовательность действий, проверять результат разрешения простейших противоречий по образцам.

1.4.2. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.
- Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных, научно-популярных текстов (соответствующих требованиям учебных программ). Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей. Уметь слушать радиопередачи, пересказывать содержание и давать простейшую оценку услышанного.
- Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением: находить произведения, названия учебных текстов в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами к тексту, упражнению, задаче, работать по образцам.
- Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу, пользуясь открытым доступом к книгам и рекомендательным спискам.

1.4.3. Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
- Уметь отвечать на отдельные вопросы и вопросы, объединенные темой. Уметь самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести простейший диалог на основе картинки, кадра диафильма; подробно выразительно пересказывать содержание учебного текста, сказки, басни, рассказы; передать содержание иллюстрации к произведению; нарисовать словами картинку к части текста; связно передать содержание фрагмента детской радио – и телепередачи; пересказать условие и ход решения задачи.
- Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. Правильно списывать текст с доски и учебника (с постепенным ускорением связного, ритмичного письма); писать под диктовку текст под руководством учителя, писать по вопросам небольшое изложение, составить и записать 2-3 предложения на заданную тему на основе просмотренного диафильма или картинок, правильно оформлять тетради и письменные работы в них.

1.4.4. Мыслительные умения и навыки. 2 класс.
- Разделить целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Учить выделению существенных и несущественных признаков предметов несложных явлений. Различать основные действующие лица сказки, рассказа, видеть последовательность действий в диа - , теле – мультфильме для второклассников. Учиться разделять условие задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделить предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком?(о чем?) говорится?», «Что говорится об этом?» различать смысловой центр картинки, основные действующие лица сказки, рассказа. Выделять основное в несложном практическом задании.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма, картинки по количеству, форме, величине, цвету, целевому назначению. Сопоставлять отрывки, слова, слоги, числа, геометрические фигуры, поступки, мотивы действия героев сказок. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство и отличие. Производить одновременно сравнение на основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность, завершать эмоциональной и простейшей логической цепочкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умения элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие. Осваивать картинный план, отражающий объекты обобщения и обобщающее понятие, знакомиться с обобщением в стихотворной форме. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом. Придумывать заголовки, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию.
- Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 2-3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание объяснить заголовок. Осваивать картинный план., отражающий объекты и порядок конкретизации, формулировать вопрос к картинам.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?» «Что об этом рассказывается дальше?» в различных ситуациях накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действий под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знаний.

1.4.5. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.
Слушать чтение художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и

Категория: Начальная школа | Добавил: Иринка (2011-03-12) | Автор: Аспанова Надежда Игоревна E
Просмотров: 14438 | Рейтинг: 1.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 0:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru