Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: С.Аксаков «Снег» Г.Семей ГУ "СОШ№25" Учитель: Ли Наталья Николаевна Цель: познакомить учащихся с рассказом С. Аксакова «Снег», уметь находить в тексте описания, сравнения. Задачи: - создать условия для развития устной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие речевого высказывания; - развивать мышление, речь детей, навык беглого осознанного чтения, расширять кругозор, развивать представления о зиме средствами различных видов искусств. - создать условия для развития чувства прекрасного, для возможности обогатить свои восприятия и ощущения зимней природы. Оборудование: презентация к уроку, диск «Времена года. Зима», компьютер, мультимедиапроектор. Ход урока 1. Организационный момент. Слайд 1. 2. Проверка домашнего задания. 3. Введение в тему урока. Эмоциональный настрой учащихся. Звучит музыка, чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова «Зима» Слайд 2. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Стали дни короче. Солнце светит мало. Вот пришли морозы – И зима настала. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в прекрасное время года. Я приглашаю вас в зимнее царство. Слайд 3. Слайд 4. - Фея снежинок прислала нам приглашение. «Дорогие ребята! Приглашаю вас в зимнее царство. Представьте красоту зимней природы. Вспомните ваши наблюдения за снегом в разное время суток. Проявите свою творческую фантазию. В путь, друзья мои!» - Наша зима воспета поэтами, композиторами, художниками. Слайд 5. - Вспомните слова А.С.Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!» Как передал поэт свое описание к зиме в этой строке? (через словосочетание «день чудесный», т.е.красивый. в конце фразы стоит восклицательный знак, значит, предложение эмоционально окрашено.) Слайд 6. - Посмотрите на картину И.Ф.Шультце «Зима». Как, каким образом передал художник свое отношение к русской зиме? (нарисовал иней на деревьях, сделал их красивыми. Передал красками искристое сияние снега. «Играл» красками.) - Послушайте отрывок из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Подумайте, как, каким образом композитор передает свое отношение к зиме? (музыка радует сердце, она нежная, лирическая) - Какие чувства вызывает у вас зима, снег, зимняя природа? Ах, этот снег… в его душе Всегда какая-нибудь тайна. Он весь как музыка. Он – весть. Его безудержность бескрайна. Ах, этот снег… не зря в нем есть Всегда какая-нибудь тайна. 4. Чтение и анализ текста. - Сегодня мы познакомимся с рассказом С.Аксакова «Снег» - К какому виду текста относится наше произведение? (текст-описание) - проследите, как постепенно меняется окружающая природа. Какое чувство вызывает у автора изменения в природе? -Найдите в тексте описание того зрелища, которое увидел автор выйдя в поле. 5. Беседа о снеге. - Каким бывает снег? (холодный, мокрый, грязный, пушистый, липкий, серебристый и т.д.) - Какого цвета снег? (белый…) -Давайте посмотрим, всегда ли снег белый. Слайд 7. Что мы увидели? ( в разное время суток снег бывает разного цвета) 6. Оттенки снега. Снег утром. - Давайте откроем тайну снега и поговорим о его оттенках. Каким снег бывает утром? (белый, пушистый, желтый. Он искрится, серебрится) Слайд 8. Слайд 9. - Когда бывает розовый снег? (утром, когда восходит солнце) Снег днем. - А каким бывает снег днем? (белый, голубой, светло-синий) Слайд 10. - Когда так говорят: «Режет глаза»? (в морозную ясную погоду) Слайд 11. - Какое настроение у вас вызывает пейзаж ясного зимнего дня? (веселое, радостное, сказочное) Снег вечером. - Какие прилагательные вы бы использовали при описании снега вечером? (синий, серый, фиолетовый, темный) Слайд 12. - прочитайте отрывок из текста: «…Великолепен был вид зимней природы. Мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Наступили длинные зимние сумерки; падающий снег начинал закрывать все предметы и бело-синим покрывалом одевал землю…» - Какое настроение вызывает у вас это описание зимнего вечера? (задумчивое, грустное, печальное) Слайд 13. 7. Физминутка. Слайд 14. Игра «Снежинка» 8. Чтение сочинений-миниатюр. - Вам было задано на дом написать сочинение о зиме. Давайте заслушаем некоторых учеников. 9. Итог урока. Слайд 15. Урок прошел необычно. Мы путешествовали по зимнему царству, слушали музыку композиторов, рассматривали картины художников, познакомились с рассказом «Снег», делились своими впечатлениями. Домашнее задание: выразительное чтение текста. Умеете ли вы замечать необычное в обычном? Описать снежинку, найти в ней чудесную загадку. 10. Рефлексия. - Что вам понравилось на уроке? Какое настроение вызвал у вас этот урок? - Настроение у разных людей всегда бывает разное. А вот оттенки снега, его особенности могут увидеть тоже все, если будут внимательными, если будут любить природу. В этом мы с вами сегодня убедились! Спасибо за урок!
Источник: http://открытый урок |