Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка.Состав слова.3 класс.
Первая гимназия г. Петропавловск
Автор: Седлецкая И.И.
Тема: Состав слова 3 класс
Тип урока: обобщающее повторение
Цель урока: Обобщить знания уч-ся о частях слова (морфемах) Задачи: •
• Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
• Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу
• Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
• Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
• Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку Оборудование:
• Лист контроля
• Карточки индивидуальных заданий
• Дидактический материал
• Плакат с рисунком «Острова Морфемики» Ход урока
1. Орг. момент
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?. Я думаю, что урок принесет нам радость общения друг с другом, успехи и удачи. А сейчас проверим, все ли готово к уроку (Лист контрольных заданий у каждого ученика, дидактический материал, карточки с дополнительными заданиями для тех, кто будет работать на уроке быстро и идти впереди.
2. Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику. Эта страна
интересна тем, что состоит из островов. Мы посетим эти острова.
- Что же это за страна Морфемика?
- Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания: Минутка чистописания:
• Назовите и напишите парную согласную буквы Ф
• Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза.
• Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л]

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила (В ООЛС)
• Теперь попробуйте собрать все эти буквы, чтобы получилось... СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию.
- Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок! А напутствием для вас станет стихотворение С.Островского «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны
И когда я слышу: « Извини меня!» Это значит - исключи меня из вины! У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу: «Обереги меня!» Это значит - берегами меня окружи. У слова есть корни, и есть родня,
Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: «Защити меня!»
Это значит - укрой меня за щитом! Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть, Слово тебе сотворит добро!
- последние строчки стихотворения будут девизом нашего урока
3. Мы отправляемся в путешествие и первый остров – Окончание

- Что такое окончание?
- В каждом ли слове есть окончание?
- Как выявить окончание?
- Значит, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании Задание (работа в парах):
Попытайтесь прочитать предложения на карточках. Почему не получается? (Изменить окончания)
• Книга - лучший друг человека.
• Без книги трудно прожить.
• Мы многому обязаны книге.
• Надо любить и беречь книгу
• С книгой всегда интересно.
• В книге всегда много поучительного. Вывод: Окончания служат для связи слов в предложении.
- О чем может рассказать окончание? ( часть речи, род, число, падеж, время, лицо, спряжение -открывается таблица).

- Что такое основа?
- Из чего может состоять основа?
- Слово состоит из двух частей. Из каких? Задание:
- Составьте слова, добавив к окончаниям любые основы: (примеры записываются в тетрадь)

• И.п.; м.р.; ед.ч.; - ИЙ
• И.С.; м.р.; или ж.р.; ед.ч.или мн.ч.; -А
• Гл.; наст.вр.; 3 лицо; 2 спр.; -ЯТ
- Что нужно сделать, чтобы выделить окончания?
Если это:
Имя сущ. Схема № 1:
1) изменить по числам
2) изменить по падежам
имя прилагательное. Схема № 2
1) изменить по числам
2) изменить по падежам
глагол. Схема № 3
1) изменить по временам
2) изменить по числам

- Возвратимся к деформированному тексту. Посмотрим, как вы изменяли окончания в слове КНИГА, чтобы получить связный текст. Воспользуемся схемой № 1 (по падежам)
- Работа на листке контроля. Задание № 1 Вывод: Какую роль играет окончание? Второй остров - приставка и Суффикс
:Мы продолжаем путешествие и плывем к следующему острову. Слышим голоса: «Приплыли! Причаливайте! Выходите!»
- На каком острове вы оказались? Почему? (на доске запись с выделенными приставками)
- Что называется приставкой? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку?
- Но что такое!? Жители соседнего острова зовут нас в гости, даже мостик проложили. Пойдем? Водичка тепленькая.
Погодка чудненькая.
- На какой остров мы попали?
- Что такое суффикс? Что нужно сделать, чтобы выделить суффикс?
- Почему эти морфемы рядом поселились?
- Для чего нам нужны суффиксы и приставки?
- Какие способы образования новых слов вы знаете? Работа в группах:
- Устроим соревнование на время.

1 группа, образовывает при помощи приставок новые слова от слова ХОДИТЬ
2 группа - при помощи суффиксов от слова БЕЛЫЙ

работа на листке контроля -№5,6

Вывод: Какую роль играют приставки и суффиксы?

Корень
- Приставки и суффиксы весело живут. Они словам значенья новые дают. Задание на внимание (на доске запись)
Без -а не вы -ешь и -у из -а (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда)
- Почему трудно читать? (нет корня). Попробуйте прочитать это предложение: Без труд не
тян рыб из пруд
- При помощи чего смысл восстанавливается быстрее и легче?
- Что такое корень?

Работа на листе контроля. Задание № 4 (самостоятельно) Вывод: Какую роль играет корень в словах?
4. Чем мы занимались на уроке? Как это называется? (словообразование)
- Что нам помогало изменять слова?
- Какая разница между словоизменением и словообразованием?

Самостоятельная работа на листах контроля. Задание № 2
5. Повторим алгоритм разбора слова по составу
1 ученик у доски разбирает по составу ПРЕКРАСНАЯ. Это название яхты нашей.

На листках контроля задание № 3
6. Сувениры из страны Морфемики.
- мне передали конверт, а в нем задание: прочитать пирамидку слов: круг кенгуру
катер карандаш корабли подарок игрушка лиса
составьте из последних букв новое слово, которое подходит под схему:
7. Д/з (по усмотрению)
8. Итог урока

Категория: Начальная школа | Добавил: незабудка (2011-03-19)
Просмотров: 7374 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-22, 4:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru