Первая гимназия г. Петропавловск Автор: Седлецкая И.И. Тема: Состав слова 3 класс Тип урока: обобщающее повторение Цель урока: Обобщить знания уч-ся о частях слова (морфемах) Задачи: • • Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова» • Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу • Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку Оборудование: • Лист контроля • Карточки индивидуальных заданий • Дидактический материал • Плакат с рисунком «Острова Морфемики» Ход урока 1. Орг. момент - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?. Я думаю, что урок принесет нам радость общения друг с другом, успехи и удачи. А сейчас проверим, все ли готово к уроку (Лист контрольных заданий у каждого ученика, дидактический материал, карточки с дополнительными заданиями для тех, кто будет работать на уроке быстро и идти впереди. 2. Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы посетим эти острова. - Что же это за страна Морфемика? - Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания: Минутка чистописания: • Назовите и напишите парную согласную буквы Ф • Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза. • Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л] • Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила (В ООЛС) • Теперь попробуйте собрать все эти буквы, чтобы получилось... СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию. - Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок! А напутствием для вас станет стихотворение С.Островского «Первородство» К словам привыкаешь день ото дня А они первородного смысла полны И когда я слышу: « Извини меня!» Это значит - исключи меня из вины! У слова цвет своего огня, Свое пространство, свои рубежи, И когда я слышу: «Обереги меня!» Это значит - берегами меня окружи. У слова есть корни, и есть родня, Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: «Защити меня!» Это значит - укрой меня за щитом! Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть, Слово тебе сотворит добро! - последние строчки стихотворения будут девизом нашего урока 3. Мы отправляемся в путешествие и первый остров – Окончание - Что такое окончание? - В каждом ли слове есть окончание? - Как выявить окончание? - Значит, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании Задание (работа в парах): Попытайтесь прочитать предложения на карточках. Почему не получается? (Изменить окончания) • Книга - лучший друг человека. • Без книги трудно прожить. • Мы многому обязаны книге. • Надо любить и беречь книгу • С книгой всегда интересно. • В книге всегда много поучительного. Вывод: Окончания служат для связи слов в предложении. - О чем может рассказать окончание? ( часть речи, род, число, падеж, время, лицо, спряжение -открывается таблица). - Что такое основа? - Из чего может состоять основа? - Слово состоит из двух частей. Из каких? Задание: - Составьте слова, добавив к окончаниям любые основы: (примеры записываются в тетрадь) • И.п.; м.р.; ед.ч.; - ИЙ • И.С.; м.р.; или ж.р.; ед.ч.или мн.ч.; -А • Гл.; наст.вр.; 3 лицо; 2 спр.; -ЯТ - Что нужно сделать, чтобы выделить окончания? Если это: Имя сущ. Схема № 1: 1) изменить по числам 2) изменить по падежам имя прилагательное. Схема № 2 1) изменить по числам 2) изменить по падежам глагол. Схема № 3 1) изменить по временам 2) изменить по числам - Возвратимся к деформированному тексту. Посмотрим, как вы изменяли окончания в слове КНИГА, чтобы получить связный текст. Воспользуемся схемой № 1 (по падежам) - Работа на листке контроля. Задание № 1 Вывод: Какую роль играет окончание? Второй остров - приставка и Суффикс :Мы продолжаем путешествие и плывем к следующему острову. Слышим голоса: «Приплыли! Причаливайте! Выходите!» - На каком острове вы оказались? Почему? (на доске запись с выделенными приставками) - Что называется приставкой? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку? - Но что такое!? Жители соседнего острова зовут нас в гости, даже мостик проложили. Пойдем? Водичка тепленькая. Погодка чудненькая. - На какой остров мы попали? - Что такое суффикс? Что нужно сделать, чтобы выделить суффикс? - Почему эти морфемы рядом поселились? - Для чего нам нужны суффиксы и приставки? - Какие способы образования новых слов вы знаете? Работа в группах: - Устроим соревнование на время. 1 группа, образовывает при помощи приставок новые слова от слова ХОДИТЬ 2 группа - при помощи суффиксов от слова БЕЛЫЙ работа на листке контроля -№5,6 Вывод: Какую роль играют приставки и суффиксы? Корень - Приставки и суффиксы весело живут. Они словам значенья новые дают. Задание на внимание (на доске запись) Без -а не вы -ешь и -у из -а (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда) - Почему трудно читать? (нет корня). Попробуйте прочитать это предложение: Без труд не тян рыб из пруд - При помощи чего смысл восстанавливается быстрее и легче? - Что такое корень? Работа на листе контроля. Задание № 4 (самостоятельно) Вывод: Какую роль играет корень в словах? 4. Чем мы занимались на уроке? Как это называется? (словообразование) - Что нам помогало изменять слова? - Какая разница между словоизменением и словообразованием? Самостоятельная работа на листах контроля. Задание № 2 5. Повторим алгоритм разбора слова по составу 1 ученик у доски разбирает по составу ПРЕКРАСНАЯ. Это название яхты нашей. На листках контроля задание № 3 6. Сувениры из страны Морфемики. - мне передали конверт, а в нем задание: прочитать пирамидку слов: круг кенгуру катер карандаш корабли подарок игрушка лиса составьте из последних букв новое слово, которое подходит под схему: 7. Д/з (по усмотрению) 8. Итог урока
|