Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Уроки русского языка
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Состав слова»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: путешествие.
Уровень подготовленности класса: средний.
Цели урока:
1. Обучающие: повторить правила об однокоренных словах, о корне; познакомить учащихся с остальными частями слова: приставкой, суффиксом, окончанием, их опознавательными признаками; закрепить умение выделять в словах корень, приставку, суффикс, окончание; отработать умение подбирать однокоренные слова.
2. Развивающие: развивать мышление, речь, память, орфографическую зоркость, каллиграфию.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, дисциплинированность, чувство дружбы, взаимопомощи, поддерживать свободную атмосферу общения.
Оборудование:
1. Плакат с названием темы урока.
2. Карта путешествия.
3. Рисунки вагончиков.
4. Магнитофон.
5. Кукла Мальвина.
6. Рисунок или кукла Чебурашка.
7. Карточки с текстом «Чеснок».
Музыкальный ряд:
- песня «Голубой вагон»;
- запись звуков природы.

План урока:
I. Организационный момент (1мин).
1. Организация внимания учащихся.
2. Постановка задач урока.
II. Воспроизведение пройденного материала (7 мин).
1. Работа в тетрадях:
а) запись числа;
б) упражнение по чистописанию.
2. Устный опрос:
а) повторение об однокоренных словах, о корне;
б) работа с правилом.
III. Новая тема (30 мин).
1. Знакомство с окончанием.
2. Физминутка.
3. Знакомство с приставкой и суффиксом.
4. Образование слова.
5. Выполнение упражнения.
IV. Обобщение темы урока.
V. Закрепление темы (4 мин).
VI. Подведение итогов урока (2 мин).
VII. Домашнее задание (1мин).

Ход урока:
План урока:
I. Организационный момент.
1. Организация внимания учащихся.
2. Постановка задач урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по «Стране Знаний» в царство Русского языка, где живут однокоренные слова. Мы познакомимся с частями слова. Учитель прикрепляет на доску плакат с названием темы урока и карту путешествия.
- Путешествовать мы будем на поезде «Состав слова» по станциям, и, если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Дети называют правила: нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
- И так, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.
II. Воспроизведение пройденного материала.
1. Работа в тетрадях:
а) запись числа:
- Давайте запишем в наши рабочие тетради дату нашего отправления. (Дети записывают число, месяц).
б) упражнение по чистописанию.
Звучит песня «Голубой вагон».
- Чтобы наша дорога была гладкой, давайте красиво и аккуратно выполним показ букв. (По усмотрению учителя).
2. Устный опрос:
а) повторение об однокоренных словах, о корне:
I остановка.
- Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания. Прочитайте слова, записанные на доске: ВОЛШЕБНЫЙ, САДОВНИК, ПОСАДИЛ, САД. Давайте из этих слов составим предложение. (Садовник посадил волшебный сад).
- Как вы думаете, почему этот сад назвали волшебным? (Предположения детей).
- Мальвина вам расскажет стихотворение, и вы узнаете ответ на этот вопрос.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
б) работа с правилом:
- Назовите однокоренные слова в предложении:
Садовник посадил волшебный сад. (Сад, садовник).
- Какие слова мы называем однокоренными? (Дети говорят правило).
III. Новая тема.
1. Знакомство с окончанием.
- Наш поезд подъезжает к станции «Окончание». Здесь нас встречает Чебурашка. Он хочет поделиться с нами рецептом от простуды. Этот рецепт Чебурашка написал на доске, а Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, написанный на доске).
Чеснок.
В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок… .
- Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?
- Чебурашка приготовил эти тексты для вас. (Учитель раздаёт детям карточки с текстом).
- Вставьте в текст окончания слов. Выделите их квадратиком.
- Изменилось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание?
- Окончание служит для связи слов в предложении.
- К нашему составу добавим ещё один вагончик: Окончание.
2. Физминутка.
- Наше путешествие продолжается. Звучит запись звуков природы.
- Мы приехали в лес. Давайте отдохнём. Дети под музыку показывают танцевальные движения.
3. Знакомство с приставкой и суффиксом.
- Пока мы отдыхали, Кот-шалун к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? После корня?
- Приставка и суффикс – это части слова, с помощью которых образуются новые слова.
4. Образование слова.
- Мальвина к вагончику «Корень» прикрепила слово «Ход». К вагончику «Приставка» - при. К вагончику «Суффикс» - ил. К вагончику «Окончание» - и. Какое слово получилось?
- Правильно, ПРИХОДИЛИ.
- А Кот-шалун поменял букву на вагончике «Приставка». Он поставил – У.
Какое слово получилось?
- УХОДИЛИ.
5. Выполнение упражнения из учебника.
IV. Обобщение темы урока.
1. Опрос учащихся.
- Наше путешествие подходит к концу, и наши друзья хотят проверить, внимательны ли вы были на уроке. Мальвина спрашивает: «Из каких частей состоит слово?», «Для чего служит окончание?», «Какова роль приставки и суффикса?» (Дети отвечают на вопросы).
V. Закрепление темы.
1. Разучивание правил:
* Перед корнем есть приставка, слитно пишется она, ведь при помощи приставок образуются слова.
* Та часть слова, что изменяется, окончанием называется.
2. Определение частей слова.
- Обозначим части слова в словах: уходили, приходили, уход.
VI. Подведение итогов урока.
- С какими частями слова познакомились?
VII. Домашнее задание.

. Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Разбор предложений по членам предложения».
Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Уровень подготовленности класса: средний.
Цели урока:
1. Обучающие: повторить знания о членах предложения, установить и обновить в ходе повторения порядок разбора предложения; выяснить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения; практическим путем углубить знания о разборе предложений.
2. Развивающие: развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты и делать выводы, развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление, речь.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к русскому языку, умение чувствовать его красоту, воспитывать аккуратность, внимательность.
Оборудование:
1. Плакат с названием темы урока.
2. Плакат с девизом.
3. Схемы предложений.
Музыкальный ряд:
- классическая музыка.
План урока.
I. Организация внимания учащихся. Постановка задач урока. (2мин)
II. Воспроизведение пройденного материала.
1. Работа в тетрадях: (5 мин)
а) запись числа;
б) минутка чистописания;
в) словарная работа.
2. Индивидуальный опрос (5 мин).
3. Работа по учебнику (3мин).
4. Работа с деформированным текстом (15мин).
5. Работа по схемам предложения (6мин)
6. Синтаксический разбор предложений.
III. Подведение итогов урока (1мин).
IV. Домашнее задание (1мин).

Ход урока:
I. Организация внимания учащихся.
Звучит спокойная музыка.
Учитель:
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки
И некогда дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный!
- Прочитаем хором девиз урока: «Язык родной, дружи со мной!»
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!
II. Воспроизведение пройденного материала.
1. Работа в тетрадях.
а) Запишем в тетрадях число.
б) Минутка чистописания.
- Сегодня на уроке нас ожидают удивительные моменты. Какой звук обычно произносят, когда чему-нибудь удивляются? (о)
Давайте в тетради напишем строчную букву о.
в) Словарная работа (учитель диктует слова, учащиеся пишут с комментированием).
Астана, береза. воробей, дежурный. Казахстан, огурец, яблоко, Москва, картофель.
- Какие орфограммы встретились в этих словах? (Заглавная буква в именах собственных, сочетание оро).
2. Индивидуальный опрос.
- Составим предложение с одним из этих слов и проведем его разбор.
Мы ездили на экскурсию в Астану.
У доски один ученик разбирает предложение с комментированием.
3. Работа по учебнику (чтение правил о главных и второстепенных членах предложения).
- На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое? Как подчеркиваются?
4. Работа с деформированным текстом.
Текст написан на доске. Учитель читает текст, ведет опрос о прочитанном.
Все так и ахнули! А на нем, раскинув руки, стоял маленький человечек. Кружась и плавно покачиваясь, к ним спускался большой оранжевый кленовый лист. Все ребята подняли головы.
- Как вы думаете, о ком этот текст? Понятен ли смысл текста? Давайте составим текст и запишем его в тетрадях.
Все ребята подняли головы. Кружась и плавно покачиваясь, к ним спускался большой оранжевый кленовый лист. А на нем, раскинув руки, стоял маленький человечек. Все так и ахнули!
Задание: в 1-3 предложениях выделить грамматическую основу.
5. Работа по схемам предложения.
На доске начерчены схемы предложения, учащиеся составляют по ним предложения.
6. Синтаксический разбор предложений:
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег.
III. Подведение итогов урока.
Чему учились на уроке? Что повторили? Расскажите о главных членах предложения.
IV. Домашнее задание.

Категория: Начальная школа | Добавил: Наталья1971 (2011-03-19) | Автор: Наталья Владимировна Головина E
Просмотров: 2440 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-21, 11:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru