Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Состав слова» Тип урока: комбинированный. Форма урока: путешествие. Уровень подготовленности класса: средний. Цели урока: 1. Обучающие: повторить правила об однокоренных словах, о корне; познакомить учащихся с остальными частями слова: приставкой, суффиксом, окончанием, их опознавательными признаками; закрепить умение выделять в словах корень, приставку, суффикс, окончание; отработать умение подбирать однокоренные слова. 2. Развивающие: развивать мышление, речь, память, орфографическую зоркость, каллиграфию. 3. Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, дисциплинированность, чувство дружбы, взаимопомощи, поддерживать свободную атмосферу общения. Оборудование: 1. Плакат с названием темы урока. 2. Карта путешествия. 3. Рисунки вагончиков. 4. Магнитофон. 5. Кукла Мальвина. 6. Рисунок или кукла Чебурашка. 7. Карточки с текстом «Чеснок». Музыкальный ряд: - песня «Голубой вагон»; - запись звуков природы. План урока: I. Организационный момент (1мин). 1. Организация внимания учащихся. 2. Постановка задач урока. II. Воспроизведение пройденного материала (7 мин). 1. Работа в тетрадях: а) запись числа; б) упражнение по чистописанию. 2. Устный опрос: а) повторение об однокоренных словах, о корне; б) работа с правилом. III. Новая тема (30 мин). 1. Знакомство с окончанием. 2. Физминутка. 3. Знакомство с приставкой и суффиксом. 4. Образование слова. 5. Выполнение упражнения. IV. Обобщение темы урока. V. Закрепление темы (4 мин). VI. Подведение итогов урока (2 мин). VII. Домашнее задание (1мин). Ход урока: План урока: I. Организационный момент. 1. Организация внимания учащихся. 2. Постановка задач урока. - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по «Стране Знаний» в царство Русского языка, где живут однокоренные слова. Мы познакомимся с частями слова. Учитель прикрепляет на доску плакат с названием темы урока и карту путешествия. - Путешествовать мы будем на поезде «Состав слова» по станциям, и, если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Дети называют правила: нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один). - И так, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны. II. Воспроизведение пройденного материала. 1. Работа в тетрадях: а) запись числа: - Давайте запишем в наши рабочие тетради дату нашего отправления. (Дети записывают число, месяц). б) упражнение по чистописанию. Звучит песня «Голубой вагон». - Чтобы наша дорога была гладкой, давайте красиво и аккуратно выполним показ букв. (По усмотрению учителя). 2. Устный опрос: а) повторение об однокоренных словах, о корне: I остановка. - Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания. Прочитайте слова, записанные на доске: ВОЛШЕБНЫЙ, САДОВНИК, ПОСАДИЛ, САД. Давайте из этих слов составим предложение. (Садовник посадил волшебный сад). - Как вы думаете, почему этот сад назвали волшебным? (Предположения детей). - Мальвина вам расскажет стихотворение, и вы узнаете ответ на этот вопрос. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. б) работа с правилом: - Назовите однокоренные слова в предложении: Садовник посадил волшебный сад. (Сад, садовник). - Какие слова мы называем однокоренными? (Дети говорят правило). III. Новая тема. 1. Знакомство с окончанием. - Наш поезд подъезжает к станции «Окончание». Здесь нас встречает Чебурашка. Он хочет поделиться с нами рецептом от простуды. Этот рецепт Чебурашка написал на доске, а Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, написанный на доске). Чеснок. В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок… . - Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно? - Чебурашка приготовил эти тексты для вас. (Учитель раздаёт детям карточки с текстом). - Вставьте в текст окончания слов. Выделите их квадратиком. - Изменилось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? - Окончание служит для связи слов в предложении. - К нашему составу добавим ещё один вагончик: Окончание. 2. Физминутка. - Наше путешествие продолжается. Звучит запись звуков природы. - Мы приехали в лес. Давайте отдохнём. Дети под музыку показывают танцевальные движения. 3. Знакомство с приставкой и суффиксом. - Пока мы отдыхали, Кот-шалун к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? После корня? - Приставка и суффикс – это части слова, с помощью которых образуются новые слова. 4. Образование слова. - Мальвина к вагончику «Корень» прикрепила слово «Ход». К вагончику «Приставка» - при. К вагончику «Суффикс» - ил. К вагончику «Окончание» - и. Какое слово получилось? - Правильно, ПРИХОДИЛИ. - А Кот-шалун поменял букву на вагончике «Приставка». Он поставил – У. Какое слово получилось? - УХОДИЛИ. 5. Выполнение упражнения из учебника. IV. Обобщение темы урока. 1. Опрос учащихся. - Наше путешествие подходит к концу, и наши друзья хотят проверить, внимательны ли вы были на уроке. Мальвина спрашивает: «Из каких частей состоит слово?», «Для чего служит окончание?», «Какова роль приставки и суффикса?» (Дети отвечают на вопросы). V. Закрепление темы. 1. Разучивание правил: * Перед корнем есть приставка, слитно пишется она, ведь при помощи приставок образуются слова. * Та часть слова, что изменяется, окончанием называется. 2. Определение частей слова. - Обозначим части слова в словах: уходили, приходили, уход. VI. Подведение итогов урока. - С какими частями слова познакомились? VII. Домашнее задание. . Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Разбор предложений по членам предложения». Тип урока: повторение и систематизация изученного. Уровень подготовленности класса: средний. Цели урока: 1. Обучающие: повторить знания о членах предложения, установить и обновить в ходе повторения порядок разбора предложения; выяснить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения; практическим путем углубить знания о разборе предложений. 2. Развивающие: развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты и делать выводы, развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление, речь. 3. Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к русскому языку, умение чувствовать его красоту, воспитывать аккуратность, внимательность. Оборудование: 1. Плакат с названием темы урока. 2. Плакат с девизом. 3. Схемы предложений. Музыкальный ряд: - классическая музыка. План урока. I. Организация внимания учащихся. Постановка задач урока. (2мин) II. Воспроизведение пройденного материала. 1. Работа в тетрадях: (5 мин) а) запись числа; б) минутка чистописания; в) словарная работа. 2. Индивидуальный опрос (5 мин). 3. Работа по учебнику (3мин). 4. Работа с деформированным текстом (15мин). 5. Работа по схемам предложения (6мин) 6. Синтаксический разбор предложений. III. Подведение итогов урока (1мин). IV. Домашнее задание (1мин). Ход урока: I. Организация внимания учащихся. Звучит спокойная музыка. Учитель: Долгожданный дан звонок - начинается урок. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки И некогда дуть на корабль бумажный – Сегодня у ребят урок уж очень важный! - Прочитаем хором девиз урока: «Язык родной, дружи со мной!» Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь! Будь внимательным и только, Будь старательным и только, Все запомнишь, все поймешь! II. Воспроизведение пройденного материала. 1. Работа в тетрадях. а) Запишем в тетрадях число. б) Минутка чистописания. - Сегодня на уроке нас ожидают удивительные моменты. Какой звук обычно произносят, когда чему-нибудь удивляются? (о) Давайте в тетради напишем строчную букву о. в) Словарная работа (учитель диктует слова, учащиеся пишут с комментированием). Астана, береза. воробей, дежурный. Казахстан, огурец, яблоко, Москва, картофель. - Какие орфограммы встретились в этих словах? (Заглавная буква в именах собственных, сочетание оро). 2. Индивидуальный опрос. - Составим предложение с одним из этих слов и проведем его разбор. Мы ездили на экскурсию в Астану. У доски один ученик разбирает предложение с комментированием. 3. Работа по учебнику (чтение правил о главных и второстепенных членах предложения). - На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое? Как подчеркиваются? 4. Работа с деформированным текстом. Текст написан на доске. Учитель читает текст, ведет опрос о прочитанном. Все так и ахнули! А на нем, раскинув руки, стоял маленький человечек. Кружась и плавно покачиваясь, к ним спускался большой оранжевый кленовый лист. Все ребята подняли головы. - Как вы думаете, о ком этот текст? Понятен ли смысл текста? Давайте составим текст и запишем его в тетрадях. Все ребята подняли головы. Кружась и плавно покачиваясь, к ним спускался большой оранжевый кленовый лист. А на нем, раскинув руки, стоял маленький человечек. Все так и ахнули! Задание: в 1-3 предложениях выделить грамматическую основу. 5. Работа по схемам предложения. На доске начерчены схемы предложения, учащиеся составляют по ним предложения. 6. Синтаксический разбор предложений: Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. III. Подведение итогов урока. Чему учились на уроке? Что повторили? Расскажите о главных членах предложения. IV. Домашнее задание.
|