Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Научно-исследовательская работа "Казахский героический эпос Ер-Таргын"
В В Е Д Е Н И Е

Казахский фольклор, формировавшийся в процессе служения казахской народности на протяжении многих веков, был единственным видом его словесно-художественного творчества, формой народной памяти и народных знаний, выражением народного мировоззрения. Народ был создателем фольклора и средой, хранившей национальные фольклорные традиции, которые меня очень заинтересовали.
Объектом исследования в моей работе стало произведение из героического эпоса «Ер-Таргын».

Предмет исследования – развитие казахского героического эпоса.

Проблема исследования – выявление связи эпоса с современной жизнью народов Казахстана.

Цель исследования – иметь четкое представление о жизни и героических поступках Ер-Таргына.

Гипотеза – если не знать и не изучать традиции народов, живущих в Казахстане, то мы не вырастим патриотами своей страны.

Объект, предмет, проблема, гипотеза и цель исследования обусловили задачи моей работы.
1. Рассмотреть происхождение слова «казах».
2. Выявить концептуальное «ядро» поисков в области литературы, и обобщить полученные знания об эпосе.
3. Обосновать актуальность и значимость героического эпоса в жизни народов Казахстана.
«Бірлік болмай тірлік болмас»
«Без единения нет жизни»
(казахская пословица)
Прежде чем приступить к изучению героического казахского эпоса я поставил перед собой цель: узнать как и откуда произошло слово «казах».
Именно с момента образования Казахского ханства слово «казах» становится названием народа, а территорию расселения казахов называют Казахстаном. Откуда же произошло слово «казах»? Хотя в казахском языке нет слова «казах», а есть слово «қазақ» с мягкой қ на конце. В переводе қаз - лебедь, ақ - белый. В одном стихотворении Ахмета Байтурсынова есть строки: «Мы были гусями – лебедями, равными в парении и свободном полёте, приземлялись и прохлаждались на заповедно чистых озёрах…» Эти строки – символ свободы, равенства, порядка, дисциплины, верности заповедано чистой природе. Перед глазами встаёт образ мирных, гордых и свободных птиц. У древних казахов существовало поверье, нельзя стрелять в гусей-лебедей, а то пуля попадёт в воду, вернётся рикошетом и убьёт пославшего эту пулю.
В «Казахской летописи» Шакарима Кудабердиева слово «казах» объясняется как «народ, живущий самостоятельно».
А Чокан Валиханов объясняет его значение как «храбрый, мужественный, независимый, свободный человек».
Изучив подробно значение слова «казах» я написал сказку.
Қаз и Ақ
В очень давние времена на одном из красивейших озёр мира Маркаколь жила прекрасная пара лебедей. Қаз – юноша и Ақ – девушка. Прослышал хан про этих удивительных птиц, которые могли пустыню превратить в прекрасную степь, а реки и озёра наполнить рыбой. И послал он Жалмауыз кемпир поймать эту пару и привезти их к нему во дворец. Пошла злая колдунья исполнять волю злого хана. Пришла к заповедному озеру и увидела мирных гордых и свободных птиц. Посыпала на берегу отборного зерна смоченного в вине и стала ждать. Вот, накупавшись птицы вышли на берег и начили клевать зерно да тут же и уснули. Подбежала колдунья к лебедям и посадила их в клетку. Вот пришла к хану и просит за птиц выкуп, а хан был жадный и решил не платить Жалмауыз кемпир. Тогда колдунья отобрала силу у прекрасных лебедей на несколько веков. Стали птицы печальными, грустными. Перестали любоваться собой во время купания. Перестали по утрам петь свою знаменитую лебединую песню, а стали только шипеть, да шею изгинать в виде вопроса. Тем самым они спрашивали у всех птиц: «Как долго будет их заточение»?
Стали Орёл, Жаворонок и Воробей думать, как спасти эту мирную и прекрасную пару. И вот царь пернатых Орёл предложил послать своего сына Независимость рано утром во дворец, сказав ему при этом:
- Пока все злые силы спят, а солнце начинает просыпаться и выходить
на голубое небо, открой дверцу золотой клетки и выпусти их.
Так сын Орла Независимость и сделал. Освободил прекрасную, храбрую, мужественную пару лебедей, которые стали называться казахи. Получив свободу, закричали свободные птицы:
- Моя земля самая лучшая и самая красивая. Нет ничего прекраснее её летом, когда шелестят деревья, и осенью – когда солнце золотит наливающиеся соком яблоки – гордость моей земли, и весной, когда звонкие ручейки сбегают с гордых, могущественных гор в реки. Здесь есть и степи, и горы, и леса. Реки и озёра богаты рыбой. Недра – полезными ископаемыми. В лесах водятся звери. Нет ничего прекраснее родной земли!
- Спасибо тебе, свободная птица, - мягко остановил Независимость. Я полюбил эту землю и буду жить с вами, а землю предлагаю назвать Казахстаном. С тех пор живут миролюбивые казахи на этой богатой и щедрой земле вместе с сыном Орла Независимостью.
Моё государство приобрело Независимость. Родился новый Казахстан, который должен встать в ряд развитых стран. Только сильный, умный, волевой человек смог повести народ в прекрасное будущее. Им оказался Н.А. Назарбаев. Я считаю, что он является батыром своего времени.
У каждого народа есть своё устное творчество, которое уходит своими корнями в глубокую древность, этническую историю представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создававшимися преимущественно на основе пережитых народом исторических событий.
Казахский фольклор уникален, включает в себя свыше 40 жанровых разновидностей значительная часть которых, например, айтысы акынов – поэтические состязания, «Жар - жар», «Беташар», «Сын - су» - песни ритуальные, как и песни – прошения, песни – письма, песни – небылицы, песни – бессмыслицы характерные только для казахского устного народного творчества. Он не исчерпаем: здесь есть не только героические сказания лирико-эпические поэмы, предания, легенды, любовные и обрядовые, философские размышления, посвящение, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания. Они дают представления о народном быте, народном понимании.
Единение народа по принципу «нет житья без единения – главная цель всех без исключения героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры – выходцы из народа, которые растут не по годам. С детства проявляют богатырскую мощь, ставят целью жизни защиту родного народа от посягательства внешних врагов». Их жены оказываются в роли умных помощниц, советчиц, как, например, Кортка в «Кобланды», Акжунус в «Ер – Таргыне», наравне с мужьями разделяют все невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудности лишения, но в конце концов выходят победителями.

2 глава. Истоки героического эпоса казахского народа.
Героические эпосы отдельных казахских родов, созданные до XIII века практически не сохранились, потерявшись в период бурных событий конца XII и начала XIII веков, ознаменовавшихся насильственным объединением всех казахских родов в единое казахское государство Чингисханом. Созданные героические эпосы периодов Кипчакских ханов, Найманского, Керейтского, Меркитского, Киятского ханств были сметены новым историческим течением — объединением всех родов в единое казахское государство. При новом порядке не осталось места героическим эпосам бывших мелких казахских ханств и отдельных казахских родов, не имевших государственности, в связи с чем, они постепенно забылись. Однако традиции создания героических эпосов у казахского народа сохранились и даже усилились. Подтверждением этому являются эпосы Чингисхан, Ер Саиын (второе имя Батый-хана), египетские послы и историки часто в своих сочинениях писали Саиын-хан).
Вот что, к примеру, пишется в связи с этим в издании “Кумыкский мир”: “Эр-Таргу - герой-богатырь, упоминаемый в фольклоре тарковских кумыков. В этой связи интересен его параллель в казахском героическом эпосе “Ер-Таргын. Родиной казахского героя, как следует из текста, является Кубань. Отец его Естерек обитал “в богатой травами и водою долине Киян к северу от горной гряды Казылык (Кавказ - К.А.)”. “Таргын откочевал к горам Казылык, к месту, называемому Темир-Какпа - Железные Ворота”, - говорится в эпосе (с.268)”.
Из приведенного текста следует, что кумыки как бы признают то, что прообразом упоминаемого в их устном народном творчестве героя-богатыря Эр-Таргу является казахский батыр Ер-Таргын. Их исследователи, исходя из фигурирующих в казахском же эпосе названий местности, выводят заключение о том, что родиной этого героя была долина реки Кубань, к северу от Большого Кавказского хребта. Потом он, получается, откочевал в район Дербента в Дагестане.
То есть, хотя и эпос, и его герой имеют бесспорное казахское происхождение, связанные с ними события происходят в целом на Северном Кавказе. Таков вывод кумыкских авторов, изначально обратившихся к теме своего фольклорного героя Эр-Таргу. В принципе, подобная идентификация мест действия в казахском эпосе “Ер-Таргын” вполне обоснованна и логична. Изучив карту, составленную Геродотом, я нашел родину Ер-Таргына и места его подвигов. (см. карту в приложении).

3 глава. Героический эпос. «Ер-Таргын».
«Ер-Таргын», героическая казахская поэма. Сюжет её соотнесён с историческими событиями 15 в. Основная идея поэмы — призыв к единству, к прекращению междоусобных войн между отдельными ханствами. Герой поэмы Ер-Таргын представлен как богатырь, заступник народа, защитник родины от иноземных захватчиков. Вместе с ним действует его верная подруга красавица Ак-Жунус. По мотивам эпоса написана одноименная опера советским композитором Е. Г. Брусиловским.
Сравнивая русский и казахский героический эпос я увидел много общего. Для них характерны бой, открытое столкновение, героическая схватка с врагом. Врагом может быть чудовище. Например, сражаясь с ним русский богатырь освобождает Киев, очищает русскую землю от злодея. Добрыня Никитич побеждает змея. Илья Муромец пленяет Соловья – Разбойника, Алёша Попович борится с Тугариным Змеевичем, а Ер-Таргын защищал свой народ от захватчиков, являлся патриотом своей Родины. В своей борьбе он был не одинок. Рядом с ним было сорок батыров с сердцами наполненными благородными помыслами о благе народа. После победы над врагом он дал каждому по скакуну – аргомаку, вручил по изогнутой сабле. Где умом, а где силой все вместе6 они быстро навели порядок в улусе. Такой храбрый поступок указывает на его благородное сердце и любовь к своему народу, к своей земле.
Эпические сказания издавна существовали в Казахстане. Их передавали из уст в уста и народные сказители, а в девятнадцатом веке записали российские исследователи.

4 глава. Национальная одежда батыра.
Читая казахский эпос я задумался о том, как одет джигит. Для него шили рубашку – койлек со стоячим воротником из белой хлопчатобумажной ткани. В боку под рукавами рубашки вставлялись ластовицы – колтыкшав в виде треугольников. Штаны – дамбал с «широким шагом» из того же материала, что и рубашка, имели вид прямоугольного мешка с двумя длинными, чуть сужающимися к низу штанами со вставкой – клином. Верхние края штанин подворачивались, чтобы в них можно было продеть поясок.
Поверх нижнего белья джигит надевал лёгкую подогнанную по фигуре, приталенную, со стоячим воротником, застегиваемую на пуговицы наплечную одежду бешмет.
Чапаны, бешметы, кокрекше шили из тонкого шерстяного сукна – мауты, бархата, парчи, набивного шелка, преимущественно синей, коричневой и бежевой окраски. С этими материалами казахи были знакомы давно по обменной торговле на древнем караванном «Шелковом пути», проходящим через города южного Казахстана. Края рукавов и подолов бешметов окаймляли тесьмой несколько ниже талии, располагали прорезные карманы без клапанов. Начиная с 19 века, распространяется отделка позументом, золотой, серебряной канителью. Шаравары шили из того же материала, что и бешмет со вставкой для удобства при верховой езде. Популярностью у юношей пользовались бешметы, брюки на матерчатой основе из шкурок жеребят, сайгаков, расшитых тамбором.

5 глава. Народная память о батырах.
Изучив карту Казахстана я увидел, что народ осваивая новые земли давали названия своим аулам, городам имена прославленных батыров.
Область Город, аул, село.
Северо-Казахстанская область станция Жамбыл
Акмолинская область село Кабанбай Батыр
село Уалиханов
аул Баракбай
Костанайская область станция Амангельды
станция Жамбыл
Павлодарская область аул Баянаул
станция Абай
Восточно-Казахстанская область село Таргын (см. Приложение)
Карагандинская область город Абай
город Сатпаев
село Жамбыл
Жамбылская область город Жамбыл
Алмаатинская область аул Отеген Батыр
село Таргын
Южно-Казахстанская область село Бауржан Момыш-улы
село Турар Рыскулов
село Абай
станция Таргын
Кызыл-Ординская область город Абай
Атырауская область село Махамбет
Актюбинская область станция Амангельды

Но не только города, села и аулы получили названия батыров, но и областные районы, улицы городов и сёл. Об их подвигах мы узнаем на уроках казахского языка и познания мира. А на внеклассных мероприятиях мы изучаем программу «Атамекен», которая знакомит нас с жизнью, бытом казахского народа.

6 глава. Заключение.
Свою исследовательскую работу по казахскому героическому эпосу я хотел бы закончить своим стихотворением.
Моя Родина.
Люблю тебя, мой Казахстан –
Звезда среди земель и стран.
Как ты просторна, о земля, как велика!
Над каждою тропой твоей стоят века.
Казахстан, моя республика, мой край,
В тихих заводях озёр страны моей
Сколько плавает гусей и лебедей
Им тайны ведомы степные.
Мой край родной!
Ты помнишь акынов, певцов и кюйши.
Ер-Таргына, Алпамыса, Махамбета.
А песни Бухара! А песни Джамбула!
Пусть слава твоя с каждым днём растёт.
Родина моя - святая колыбель!

Категория: Начальная школа | Добавил: SvetlanaKirnosova (2011-03-28) | Автор: Кирносова Светлана Александровна
Просмотров: 12019 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-13, 3:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru