Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Францкевич Наталья Павловна План- конспект интегрированного урока по литературе и музыке: «Вестники весны»- 3 класс (весенние литературно-
План- конспект интегрированного урока по литературе и музыке: «Вестники весны»- 3 класс
(весенние литературно- музыкальные странички ).


Францкевич Наталья Павловна
Новоалександровская средняя школа

Цели урока: познакомить учащихся с музыкой, показывающей красоту весенней природы ( «Весна» А.Вивальди, «Песня жаворонка» , «Подснежник» П.И.Чайковского, «Бозторғай»Кенена Азербаева, с поэзией русских, казахских поэтов о весне;
развивать речь учащихся, музыкальное мышление, память, умение анализировать музыкальное произведение и поэтический текст;
воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и музыки.
Оборудование:
1.Портреты П.И.Чайковского, К.Азербаева, иллюстрации с изображением подснежников, птиц, весенней природы.
2.Магнитофон, проигрыватель, аудиокассеты, пластинки по теме урока.
3.Выставка иллюстраций, открыток, поделок весенних цветов.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы урока.
Звучит музыка («Весна» А.Вивальди)
Вслушайтесь в эту музыку.
– Что вы услышали в этом произведении?( название не говорится)
Чтобы узнать название этого произведения, вам нужно отгадать загадку.
Загадка: Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна ,
Зовут меня….(Весна)
Это музыкальное произведение называется «Весна» .Его написал итальянский композитор Антонио Вивальди.
-Из далёких краёв, где морская волна
Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает весна
И приносит с собой перемены.
-В музыке Вивальди мы услышали, как на смену суровой зиме спешит , торопится весна.
Ученица читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится».
-Стремительно бегут ручьи, всё радуется весеннему солнышку. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. И сегодня мы будем радоваться приходу весны вместе с поэтами, художниками и композиторами.
Весна- это большая книга, которую нужно очень долго читать. Сегодня мы прочтём лишь некоторые её странички.
Итак, тема нашего урока «Вестники весны».
3. Работа по теме урока.
1. Беседа с учащимися.
-Кто такие вестники? Кого мы можем назвать вестником весны? Каких перелётных птиц вы знаете?
(показ иллюстраций с изображением птиц: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки)
- Что вы знаете об этих птицах? Как нам нужно приготовиться к прилёту птиц? Как нужно обращаться с птицами? Почему нужно охранять птиц? Как вы можете позаботиться о птицах?
- Самыми первыми вестниками весны люди считают грачей.
По народному календарю грач прилетает 17 марта. Его называют первой весенней птицей. «Грач прилетел- через месяц снег сойдёт» - говорят в народе.
22 марта из-за моря прилетают жаворонки. В этот день мы празднуем праздник Наурыз. Чтобы ускорить приход весны, люди в старину пели специальные песни- заклички- «Веснянки».
Слушание : «Веснянка» А. Рубин.
-Кого зовут дети?
Давайте и мы позовём жаворонков.
Пение «Веснянки» (1 куплет)
-Прислушайтесь, ребята, а чьё это пение раздаётся в вышине?
2.Слушание: П.И.Чайковский «Песня жаворонка»
(название пьесы не называется)
- Как мог композитор Пётр Ильич Чайковский назвать эту пьесу?( дети говорят свои варианты)
-Что композитор показал в пьесе? О чём хотел рассказать? На каком инструменте исполняется?
-Правильно, вы догадались, что пьеса называется «Песня жаворонка». Композитор Пётр Ильич Чайковский услышал пение этой птички и рассказал языком музыки о ней.
Как звучит мелодия? Почему вы догадались, что это пение жаворонка?
( Мелодия сложная, красивая, очень лёгкая, её нельзя спеть, потому что это птичья трель. Мелодия исполняется в верхнем регистре, характер весёлый, радостный.)
-Как вы думаете, о чём поёт жаворонок? (дети рассказывают о своих впечатлениях)
- Я голосисто, с вышины
Поёт на солнышке, играя:
-Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!

-Жаворонка называют степным соловьём ( показ иллюстраций ) . Он живёт 22 года. Гнездо жаворонок строит в земле, выстилает сухой травой.
-Давайте ещё послушаем это чудное пение, может быть жаворонок нам ещё что нибудь расскажет? (Повторное слушание пьесы)
2.Знакомство с песней К. Азербаева «Бозторғай»-Давным –давно жаворонок летал над степью и увидел бедного мальчика- пастушка, который пас байскую отару.
Он испытывал тяготы и невзгоды жизни и выражал свои мысли и чувства в песнях .Мальчик увидел в небе жаворонка и тоже захотел быть свободным и парить высоко в небе . Его звали Кенен Азербаев(показ портрета).
В 11 лет он сочинил песню « Бозторғай» -«Жаворонок»,которая принесла ему известность во всей степи. Акын рассказал в ней о своей судьбе.
- Жаворонок, поёшь ты, не спускаясь на землю,
Я хожу по степи голодный до вечера
Белая палка у меня вместо коня
Дни и ночи пасу я стадо.
Жаворонок, голосистый жаворонок
Наступит ли день, когда я не стану пасти овец?
О, жаворонок!
Слушание песни «Бозторғай» К.Азербаев.
-Что вы услышали? Докажите, что это песня.
-На каком инструменте звучал аккомпанемент?
- В запеве звучат распетые фразы, а в припеве вокальные трели. Распевы, напоминающие пение жаворонка.
-Как звучит песня мальчика? Как здесь «поёт» жаворонок?
3.Поэтические странички ( ученики читают наизусть стихотворения)
« Март» А. Дуйсенбиев.
« Вестницы весны» А. Дуйсенбиев.
«Весна! Весна!» Е. Баратынский.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением весенней природы.
- О приходе весны нам рассказывают не только птицы, но и растения. Отзвенели первые весенние капели. Всё ярче светит солнышко . Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой- то особенный, а уж за городом! Давайте отправимся в весенний лес.
Физминутка. « По дорожке»

-Что мы увидели в лесу? (Рассматривание иллюстраций, описание увиденного).
-А вот, что увидел в лесу ваш одноклассник ( чтение стихотворения
« Подснежник»
Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на сонной речке неподвижен лёд-
Раз пришёл разведчик-
И весна придёт!
П. Воронько
5. Знакомство с вестником весны- «Подснежником».
- О каком «разведчике» вы узнали?
- Почему эти цветы так называются?
-Существует красивая легенда о подснежниках:
Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда , желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы- подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.
- Рассмотрим как же выглядит это смелый цветочек?( раcсматривание иллюстраций , изображающих подснежники, описание) .К подснежникам нужно бережно относиться, не рвать ради своего удовольствия. Эти цветы занесены в Красную книгу Республики Казахстан.
-Эти удивительные цветы привлекли внимание. Не только художников, но и поэтов и композиторов. Вот как описывают в своих стихотворениях подснежники поэты.
Чтение стихотворений
« Подснежник» О. Аскаров.
« Подснежник»Г. Ладонщиков.
- Что общего в этих стихотворениях? С помощью каких слов поэты показали красоту цветка?
-Композитор П. И. Чайковский написал об этом удивительном цветке пьесу. Она называется « Апрель» и имеет второе название «Подснежник».
Слушание « Апрель» П.И. Чайковский.
- Каковы особенности мелодии? Что хотел передать нам композитор? Какие чувства у вас вызвала эта пьеса?
( Композитор передаёт радостные, взволнованные чувства, которые охватывают человека, внезапно увидевшего подснежник. Мелодия пьесы очень выразительная, напевная. Её можно даже напеть.)
Повторное слушание пьесы и пантомима «Подснежник».
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
-А какие ещё весенние цветы вы знаете?( ответы детей, показ иллюстраций различных цветов)
В народе есть пословица « Красна весна цветами, а осень плодами», как вы теперь объясните её смысл?
-Кто ещё хочет рассказать стихотворения о весне?
Дети рассказывают стихотворения. Которые они самостоятельно учили дома.
4.Подведение итогов урока.
Звучит фрагмент произведения «Весна» А. Вивальди.
-Вот мы и встретили красавицу- весну. Что нового вы узнали на уроке? Давайте ещё раз окунёмся в красоту весенних звуков и вспомним, что нового узнали на уроке?
( ученики несколько минут слушают музыку и думают, как они могут ответить на вопрос)
Ответы детей.( дети делятся своими впечатлениями об уроке, рассказывают, что нового узнали.)

-Кто сегодня лучше всех прочитал стихотворения?
-Кому ещё нужно поработать над выразительность?
( оценивание ответов учащихся)
Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется , сейчас она зазвучит и будет ещё долго звучать для каждого из нас.

Акмолинская область Аршалынский район Аул Жибек Жолы
Категория: Начальная школа | Добавил: nata1612 (2011-09-24)
Просмотров: 7782 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-07-11, 10:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru