Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
План- конспект интегрированного урока по литературе и музыке: «Вестники весны»- 3 класс (весенние литературно- музыкальные странички ). Францкевич Наталья Павловна Новоалександровская средняя школа Цели урока: познакомить учащихся с музыкой, показывающей красоту весенней природы ( «Весна» А.Вивальди, «Песня жаворонка» , «Подснежник» П.И.Чайковского, «Бозторғай»Кенена Азербаева, с поэзией русских, казахских поэтов о весне; развивать речь учащихся, музыкальное мышление, память, умение анализировать музыкальное произведение и поэтический текст; воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и музыки. Оборудование: 1.Портреты П.И.Чайковского, К.Азербаева, иллюстрации с изображением подснежников, птиц, весенней природы. 2.Магнитофон, проигрыватель, аудиокассеты, пластинки по теме урока. 3.Выставка иллюстраций, открыток, поделок весенних цветов. Ход урока. 1.Оргмомент. 2.Сообщение темы урока. Звучит музыка («Весна» А.Вивальди) Вслушайтесь в эту музыку. – Что вы услышали в этом произведении?( название не говорится) Чтобы узнать название этого произведения, вам нужно отгадать загадку. Загадка: Я раскрываю почки В зелёные листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю Движения полна , Зовут меня….(Весна) Это музыкальное произведение называется «Весна» .Его написал итальянский композитор Антонио Вивальди. -Из далёких краёв, где морская волна Кружевной рассыпается пеной, К нам на крыльях ветров прилетает весна И приносит с собой перемены. -В музыке Вивальди мы услышали, как на смену суровой зиме спешит , торопится весна. Ученица читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится». -Стремительно бегут ручьи, всё радуется весеннему солнышку. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. И сегодня мы будем радоваться приходу весны вместе с поэтами, художниками и композиторами. Весна- это большая книга, которую нужно очень долго читать. Сегодня мы прочтём лишь некоторые её странички. Итак, тема нашего урока «Вестники весны». 3. Работа по теме урока. 1. Беседа с учащимися. -Кто такие вестники? Кого мы можем назвать вестником весны? Каких перелётных птиц вы знаете? (показ иллюстраций с изображением птиц: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки) - Что вы знаете об этих птицах? Как нам нужно приготовиться к прилёту птиц? Как нужно обращаться с птицами? Почему нужно охранять птиц? Как вы можете позаботиться о птицах? - Самыми первыми вестниками весны люди считают грачей. По народному календарю грач прилетает 17 марта. Его называют первой весенней птицей. «Грач прилетел- через месяц снег сойдёт» - говорят в народе. 22 марта из-за моря прилетают жаворонки. В этот день мы празднуем праздник Наурыз. Чтобы ускорить приход весны, люди в старину пели специальные песни- заклички- «Веснянки». Слушание : «Веснянка» А. Рубин. -Кого зовут дети? Давайте и мы позовём жаворонков. Пение «Веснянки» (1 куплет) -Прислушайтесь, ребята, а чьё это пение раздаётся в вышине? 2.Слушание: П.И.Чайковский «Песня жаворонка» (название пьесы не называется) - Как мог композитор Пётр Ильич Чайковский назвать эту пьесу?( дети говорят свои варианты) -Что композитор показал в пьесе? О чём хотел рассказать? На каком инструменте исполняется? -Правильно, вы догадались, что пьеса называется «Песня жаворонка». Композитор Пётр Ильич Чайковский услышал пение этой птички и рассказал языком музыки о ней. Как звучит мелодия? Почему вы догадались, что это пение жаворонка? ( Мелодия сложная, красивая, очень лёгкая, её нельзя спеть, потому что это птичья трель. Мелодия исполняется в верхнем регистре, характер весёлый, радостный.) -Как вы думаете, о чём поёт жаворонок? (дети рассказывают о своих впечатлениях) - Я голосисто, с вышины Поёт на солнышке, играя: -Весна пришла к нам молодая! Я здесь пою приход весны! -Жаворонка называют степным соловьём ( показ иллюстраций ) . Он живёт 22 года. Гнездо жаворонок строит в земле, выстилает сухой травой. -Давайте ещё послушаем это чудное пение, может быть жаворонок нам ещё что нибудь расскажет? (Повторное слушание пьесы) 2.Знакомство с песней К. Азербаева «Бозторғай»-Давным –давно жаворонок летал над степью и увидел бедного мальчика- пастушка, который пас байскую отару. Он испытывал тяготы и невзгоды жизни и выражал свои мысли и чувства в песнях .Мальчик увидел в небе жаворонка и тоже захотел быть свободным и парить высоко в небе . Его звали Кенен Азербаев(показ портрета). В 11 лет он сочинил песню « Бозторғай» -«Жаворонок»,которая принесла ему известность во всей степи. Акын рассказал в ней о своей судьбе. - Жаворонок, поёшь ты, не спускаясь на землю, Я хожу по степи голодный до вечера Белая палка у меня вместо коня Дни и ночи пасу я стадо. Жаворонок, голосистый жаворонок Наступит ли день, когда я не стану пасти овец? О, жаворонок! Слушание песни «Бозторғай» К.Азербаев. -Что вы услышали? Докажите, что это песня. -На каком инструменте звучал аккомпанемент? - В запеве звучат распетые фразы, а в припеве вокальные трели. Распевы, напоминающие пение жаворонка. -Как звучит песня мальчика? Как здесь «поёт» жаворонок? 3.Поэтические странички ( ученики читают наизусть стихотворения) « Март» А. Дуйсенбиев. « Вестницы весны» А. Дуйсенбиев. «Весна! Весна!» Е. Баратынский. 4.Рассматривание иллюстраций с изображением весенней природы. - О приходе весны нам рассказывают не только птицы, но и растения. Отзвенели первые весенние капели. Всё ярче светит солнышко . Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой- то особенный, а уж за городом! Давайте отправимся в весенний лес. Физминутка. « По дорожке» -Что мы увидели в лесу? (Рассматривание иллюстраций, описание увиденного). -А вот, что увидел в лесу ваш одноклассник ( чтение стихотворения « Подснежник» Выглянул подснежник В полутьме лесной Маленький разведчик, Посланный весной. Пусть ещё над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга, Пусть на сонной речке неподвижен лёд- Раз пришёл разведчик- И весна придёт! П. Воронько 5. Знакомство с вестником весны- «Подснежником». - О каком «разведчике» вы узнали? - Почему эти цветы так называются? -Существует красивая легенда о подснежниках: Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда , желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы- подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда. - Рассмотрим как же выглядит это смелый цветочек?( раcсматривание иллюстраций , изображающих подснежники, описание) .К подснежникам нужно бережно относиться, не рвать ради своего удовольствия. Эти цветы занесены в Красную книгу Республики Казахстан. -Эти удивительные цветы привлекли внимание. Не только художников, но и поэтов и композиторов. Вот как описывают в своих стихотворениях подснежники поэты. Чтение стихотворений « Подснежник» О. Аскаров. « Подснежник»Г. Ладонщиков. - Что общего в этих стихотворениях? С помощью каких слов поэты показали красоту цветка? -Композитор П. И. Чайковский написал об этом удивительном цветке пьесу. Она называется « Апрель» и имеет второе название «Подснежник». Слушание « Апрель» П.И. Чайковский. - Каковы особенности мелодии? Что хотел передать нам композитор? Какие чувства у вас вызвала эта пьеса? ( Композитор передаёт радостные, взволнованные чувства, которые охватывают человека, внезапно увидевшего подснежник. Мелодия пьесы очень выразительная, напевная. Её можно даже напеть.) Повторное слушание пьесы и пантомима «Подснежник». Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. -А какие ещё весенние цветы вы знаете?( ответы детей, показ иллюстраций различных цветов) В народе есть пословица « Красна весна цветами, а осень плодами», как вы теперь объясните её смысл? -Кто ещё хочет рассказать стихотворения о весне? Дети рассказывают стихотворения. Которые они самостоятельно учили дома. 4.Подведение итогов урока. Звучит фрагмент произведения «Весна» А. Вивальди. -Вот мы и встретили красавицу- весну. Что нового вы узнали на уроке? Давайте ещё раз окунёмся в красоту весенних звуков и вспомним, что нового узнали на уроке? ( ученики несколько минут слушают музыку и думают, как они могут ответить на вопрос) Ответы детей.( дети делятся своими впечатлениями об уроке, рассказывают, что нового узнали.) -Кто сегодня лучше всех прочитал стихотворения? -Кому ещё нужно поработать над выразительность? ( оценивание ответов учащихся) Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется , сейчас она зазвучит и будет ещё долго звучать для каждого из нас. Акмолинская область Аршалынский район Аул Жибек Жолы | |
Просмотров: 7782 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|