Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Использование ИКТ в начальных классах на примере урока познания мира во 2 классе
Использование ИКТ в начальных классах

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный младший школьник отличается от своего сверстника 10 лет назад. Современные дети более информированы, большинство детей владеют компьютером. Поэтому и возникает необходимость в использовании инновационных методах обучения. Уже с начальной школы ребенка надо готовить к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в новых социально-экономических условиях жизни, а используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
Ребенок на уроке должен не только получать информацию, а быть активным участником учебного процесса, быть вовлечен в активный познавательный процесс, уметь отстаивать свою точку зрения, находить решение поставленной проблемы.
Именно использование ИКТ позволяет сделать уроки интересными, яркими, познавательными. Такой урок лучше запоминается учащимися.
Я использовала ИКТ при проведении уроков познания мира во 2 классе. Уроки были построены в форме презентации. Компьютер использовался в данном случае как источник наглядности для усиления мотивации обучения. Презентацию я создавала в программе Power Point. Из Интернета я отбирала нужный мне иллюстративный материал, который должен соответствовать цели и поставленным задачам на данном уроке. Подбор текстового материала осуществлялся как учителем, так и учащимися, исходя из созданных слайдов. Показ некоторых слайдов проходил под музыкальное сопровождение.
Пример урока-презентации по познанию мира, 2 класс, по теме: "Вода в природе"

Цель: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.

Оборудование: - экран
- проектор
- компьютер
- 2 стакана: с водой и молоком
- открытка
- соль
- модель земного шара (круг)
Задачи образовательные:
• сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество;
• сформировать понятия «агрегатное состояние вещества: твердое, жидкое,
газообразное»;
• сформировать представление о распространении воды на земле, ее участие в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в жизнедеятельности живых организмов.
Задачи развивающие:
• развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;
• развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
• развивать культуру речи, умение слушать друг друга
• развивать познавательную активность учащихся.
Задачи воспитательные:
• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
ХОД УРОКА
1. Мобилизационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Проверка домашнего задания. Воздух и его свойства.

• Что такое воздух?
• Из каких газов состоит воздух?
• Как воздух помогает животным?
• Какая взаимосвязь между воздухом и растениями?
• Сколько человек может прожить без воздуха?

Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Объявление темы урока. Вода. Свойства воды.
Учитель: Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один.
• Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? Почему? (синий). Правильно, потому что ¾ поверхности занимает вода.
Практическая работа.
Составить диаграмму, показывающую распространение воды и суши.
Учитель: Возьмите круг, разделите его на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.

Учитель приглашает всех учеников отправиться в путешествие с капелькой воды.
Сценка
Ученик: Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: откуда ты?
Автор: Вода в ответ
Капелька: Издалека, из океана.
Ученик: Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. Откуда ты? -
Автор: спросил росу.
Капелька: Поверь, и я из океана.
Ученик: На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. Откуда ты? Ты кто
такой?
Капелька: И я, дружок, из океана.
Ученик: Ты, газировка, что шипишь?
Автор: И из бурлящего стакана донесся шепот:
Капелька: «Знай, малыш, и я пришла из океана».
Все (ученик, автор, капелька): Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке, нам откликнется всегда океанская вода.
Учитель: Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду?
Практическая работа
Вода - это вещество, выявляем основные свойства воды.
1. Два стакана. В одном - вода, в другом - молоко. Сравните их. Какого цвета молоко? А вода? (Вывод: вода бесцветна)
2. Посмотрите через молоко на открытку, а затем через воду (Вывод: вода прозрачна).
3. Понюхайте воду. Чувствуете ли вы запах? (Вывод: вода не имеет запаха)
4. Сделайте из стакана глоток воды. Имеет ли она вкус (Вывод: вода не имеет вкуса)
5. Налейте немного воды на картонку. Наклоните ее. Что произошло? (Вывод: вода текуча)
6. Положите кристаллики соли в стакан с водой. Что с ней произошло? (Вывод: вода растворитель)
Слайд 11 (после каждого опыта ученики делают вывод, учитель показывает свойство воды на слайде)
Путешествие продолжается.
Послушайте сказку.
Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Как называется эта сказка? Какое время года описывается в начале сказки? Почему вы так решили?
Мы построили ледяную избушку. Лед твердый и поэтому человечки получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему?
Человечкам становится жарко, и они отодвигаются друг от друга, потеряв крепкие связи, они превратятся в человечков жидкости. Так что у нас будет вместо избушки? (маленькое лесное озеро)
Солнце пригревает все сильнее и сильнее. Человечки отодвигаются еще дальше, теряют связь и поднимаются в воздух, превратившись в пар. (Из жидкого состояния превратились в газообразное, и они улетели).
Они испарились, поднялись и образовали облака. Ветер подхватил облако и понес над землей. Оно встречалось с другими облаками и становилось все больше и превратилось в тучу. А на земле люди ждали тучу и дождя.
Загадка:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
Явление природы: Круговорот воды в природе


Вывод: Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном.
Решение проблемной задачи:
Учитель: Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»
Согласились ребята, но как им решить эту проблему?
• Что надо сделать, чтобы проблема была решена?
Класс делится на 2 группы, каждой из которых предлагается идти своим путем решения задачи
1 группа работает над вопросом: Что я знаю о воде?
2 группа: Что делать с посудой?
Слайд 12 Вывод: Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.
Работа по учебнику. Задания по рядам:
1. Прочитайте раздел, в котором описан переход воды из одного состояния в другое.
2. Прочитайте часть текста, где говорится о распространении воды на поверхности земли.
3. Прочитайте раздел, где говорится о влиянии воды на земную поверхность.
Блиц-турнир
1. Где быстрее испаряется вода? (в лесу, в поле, в пустыне или в море)
2. Куда направляется испарившаяся влага?
3. Всегда ли вода жидкая?
4. Откуда берутся родники?
5. Почему вода в колодцах холодная?
Игра «Вода – не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
• Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
Из книги рекордов Гиннеса
А знаете ли вы, что …
• Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
• Самый сильный дождь шел целых 12 месяцев с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года.
• Самое глубокое озеро - Байкал. Его глубина 1 км 940м.
Обобщение урока.
Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.
• Что нового узнали на уроке?
• В каких трёх состояниях находится вода в природе?
• При каком условии образуется лёд?
• Отчего лёд может растаять?
• При каком условии вода превращается в пар?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Категория: Начальная школа | Добавил: Lana (2012-01-04) | Автор: Сидорина Светлана E
Просмотров: 3427 | Комментарии: 4 | Теги: Использование ИКТ в начальных класс | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 6:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru