Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок развития речи. 3 класс. Сочинение" Всё весны дыханием согрето"
Мастерская по развитию речи (урок рассчитан на 2 часа)

Тема: Сочинение «Всё весны дыханием согрето…».

Цель: подготовиться к написанию сочинения.

Задачи: 1. продолжить работу по формированию связной и грамотной речи,
2. закреплять умение составлять связные тексты,
3. формировать эстетическое восприятие окружающей действительности,
4. развивать образное мышление, творческое воображение через слово, музыку, живопись;
5. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: репродукции картин, рисунки учащихся, схемы – опоры для индивидуальной и групповой работы, магнитофонная запись музыки Чайковского.

Подготовительная работа: в течение двух недель учащиеся наблюдают за изменениями в весенней природе, составляют «весеннюю копилку» (дети дома ищут и выписывают на карточки красивые слова, выражения, строчки из стихотворений, затем на пятиминутках на уроках русского языка, литературы делятся ими с остальными учащимися; на отдельном уроке дети производят обмен своими находками, подсаживаются к одноклассникам, переписывают понравившиеся карточки; на уроке ИЗО дети рисуют по ассоциации портрет Весны)

Ход урока. 1 час

1. Индуктор.
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами:
«Пришла, улыбнулась – Наряд белоснежный
Утихли метели. Надели сады.
Позванивать стал Взревев, за работу
Колокольчик капели, Взялись трактора,
Река пробудилась, А птицы пропели:
Растаяли льды, «Вить гнёзда пора!»

Итак, это …весна. (Учитель открывает доску, где размещены рисунки детей и название темы).
-Прочитайте название темы про себя, шёпотом, с удовольствием, с восторгом, с нежностью.
- Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны, подготовимся к написанию сочинения по теме.

Выявление отношения учащихся к весенней поре.
- Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему.
Отрывки из стихотворений читают заранее подготовленные учащиеся.
Поэт А. Блок с понятием «весна» связывал понятие «жизнь».
О, весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю
И приветствую звоном щита!

А.С. Пушкин хотя и называл весну «утром года», однако писал:
Я не люблю весну.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен.
… Суровою зимой я более доволен.
- А с каким чувством вы ждёте весну?
- Какое настроение, состояние души вызывают у вас эти строки?

2. Самоконструкция и социоконструкция.
- Закройте глаза, представьте себе весну. С каким цветом она у вас ассоциируется? Почему?
- Выберите из своей «весенней копилки» слова и выражения, которые кажутся вам наиболее яркими, выражают ваше отношение к этому времени года.
- Поделитесь ими в парах, группах.

Отбор языкового материала (работа в группах: дети получают отрывки стихотворений, читают их, сначала индивидуально, затем в группе, выбирают и выписывают наиболее яркие строки, слова, выражения).

- Выберите и зачитайте вслух только те отрывки, которые вас взволновали, понравились вам.

Работа с репродукциями картин.
Весна была любимой порой не только поэтов. Художники посвящали ей свои картины, композиторы - музыку.

Работа в группах.
- Рассмотрите репродукции.
- Узнали ли вы эти картины?
- Каким периодам весны они посвящены?
- Как передают свои чувства, своё видение весны художники? (с помощью цвета, формы предметов, композицией)
- Выберите понравившуюся вам картину в группе и подготовьте по этим вопросам сообщение о ней.

Прослушивание музыкального фрагмента.
Из всех времён года весна – самая музыкальная пора.
- Послушайте фрагмент из пьесы Чайковского.
- Какие картины у вас возникли, когда вы слушали этот отрывок?
- Определите чувства, которые испытывает автор, выразите свои чувства от музыки.

Работа над словом.

А. Фет так представлял себе весну:
Я ждал. Невестою – царицей
Опять на землю ты сошла.
- А с кем или с чем вы сравнили бы весну?
- Закончите предложение:
Весна похожа на…, потому что…
Подбор эпитетов.
- Ответьте в парах письменно на листочках:
-Когда весна бывает плачущей, журчащей, звенящей, сияющей и т.д.?
-Почему весна бывает плачущей, журчащей, звенящей, сияющей и т.д.?

3. Разрыв.
- Какие «открытия» вы для себя сделали?
Обобщение учителя: Мы увидели, что каждый человек по–своему воспринимает это время года. Зависит это от настроения, от состояния природы в момент наблюдения, от времени суток и т. д.
Попробуйте составить небольшие творческие зарисовки на тему: «Всё весны дыханием согрето…»
- Подумайте, какой тип текста подходит к вашему сочинению?

2 час.
1.Самостоятельное написание сочинений под тихую музыку.
1). В течение 10 – 15 минут учащиеся на черновиках свободно пишут о том, что навеяла на них весна.
( по желанию используют помощь).
- Старайтесь писать, не останавливаясь, не исправляя написанное.
- Фиксируйте только то, что приходит в голову.

2). Правка текста.
(Можно работать в парах или в группах по желанию, или если совпадает тип текста, или они пользуются одинаковыми памятками, схемами)
Вопросы для работы в парах, группах:
- Послушайте, какое у меня начало. Как можно было написать лучше?
- Не кажется ли вам, что в моём тексте что–то непонятно?
- Связаны ли части моего текста между собой?

Самостоятельная правка текста и запись его.

3). Презентация (по желанию после озвучивания в группах) в виде «авторского стула».
- Найдите то, что вам понравилось, заинтересовало в сочинениях.
- Задайте автору интересующие вас вопросы.

Варианты помощи учащимся
1. Сочинение по картине.
- Напиши сочинение, используя памятку:
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
- Попробуйте войти в понравившуюся вам картину, представив себя маленьким человечком…
- Войди в картину и найди понравившийся тебе уголок.
- Опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь.

2. Используя опорную табличку, составь текст описания или повествования, или сказку.

Образ (Кто это? Девушка, молодая или старая женщина, юноша и т. д.)
Одежда, украшения.
На чём прилетит, приплывёт…
Характер…
Моё отношение к увиденному…

3. Составь сочинение, используя опорные слова:
Вариант 1.
РУЧЕЙ ВЕСНА ПТИЧКА и т.д.
- Расшифровывая каждую букву слова, составляется текст или стихотворение.
Например:
«Родился маленький ручеёк,
Уже прорезался у него голосок.
Чем больше вокруг воды, тем глубже его родник.
Ещё немножко
И в поток он перерос».

Весело и радостно на душе,
Если войдёшь в поле по весне.
Снег растаял.
На полях вода
А кругом такая красота!

Вариант 2.
- Попробуйте придумать признаки весны – имена существительные, чтобы они начинались или включали буквы, из которых состоит слово «весна».
Например:

Веселье
лЕс
Сияние
жизНь
рАдость

-Составьте рассказ или сказку с использованием всех слов.
- Название рассказа – исходное слово.

4. Продолжите синонимический ряд и составьте с этими словами текст.

- Расскажите о весне глаголами: таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, вздуваться, оттаивать, запестреть…

5. Включите воображение!
а) «Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят».
( И. Никитин)
б) «Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей?»
( Л. Яхонтов)
- Закройте глаза, постарайтесь увидеть, что таится за этими строками и воспроизведите письменно.

6. Сочинение. «Рассказ мартовского снега».
Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственным, величественным, искрящимся, сверкающим, порхающим… А какой он в марте? Ноздреватый, грязный, жалкий, осевший, пропитанный влагой… Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите исповедь (откровенное признание в чем-нибудь) мартовского снега.

7. Сочинение. Гимн весне.
Прочитайте миниатюру Н. Сладкова о птицах. Возможно, что она поможет вам написать хвалебное слово о весне.
Птицы – это песнь и полет!
Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства.
О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот что такое птицы.

8. Сочинение по началу. «О чем поведал весенний ручей?..»
Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.

Задание.
- А что если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.
- Введите в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев.

Источник: http://мои разработки
Категория: Начальная школа | Добавил: СОЛНЫШКО111 (2012-02-05) | Автор: Гриценко Галина Васильевна E
Просмотров: 12368 | Теги: Урок развития речи в 3 классе | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 5:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru