Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Урок развития речи. 3 класс. Сочинение" Всё весны дыханием согрето"
Мастерская по развитию речи (урок рассчитан на 2 часа)

Тема: Сочинение «Всё весны дыханием согрето…».

Цель: подготовиться к написанию сочинения.

Задачи: 1. продолжить работу по формированию связной и грамотной речи,
2. закреплять умение составлять связные тексты,
3. формировать эстетическое восприятие окружающей действительности,
4. развивать образное мышление, творческое воображение через слово, музыку, живопись;
5. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: репродукции картин, рисунки учащихся, схемы – опоры для индивидуальной и групповой работы, магнитофонная запись музыки Чайковского.

Подготовительная работа: в течение двух недель учащиеся наблюдают за изменениями в весенней природе, составляют «весеннюю копилку» (дети дома ищут и выписывают на карточки красивые слова, выражения, строчки из стихотворений, затем на пятиминутках на уроках русского языка, литературы делятся ими с остальными учащимися; на отдельном уроке дети производят обмен своими находками, подсаживаются к одноклассникам, переписывают понравившиеся карточки; на уроке ИЗО дети рисуют по ассоциации портрет Весны)

Ход урока. 1 час

1. Индуктор.
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами:
«Пришла, улыбнулась – Наряд белоснежный
Утихли метели. Надели сады.
Позванивать стал Взревев, за работу
Колокольчик капели, Взялись трактора,
Река пробудилась, А птицы пропели:
Растаяли льды, «Вить гнёзда пора!»

Итак, это …весна. (Учитель открывает доску, где размещены рисунки детей и название темы).
-Прочитайте название темы про себя, шёпотом, с удовольствием, с восторгом, с нежностью.
- Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны, подготовимся к написанию сочинения по теме.

Выявление отношения учащихся к весенней поре.
- Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему.
Отрывки из стихотворений читают заранее подготовленные учащиеся.
Поэт А. Блок с понятием «весна» связывал понятие «жизнь».
О, весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю
И приветствую звоном щита!

А.С. Пушкин хотя и называл весну «утром года», однако писал:
Я не люблю весну.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен.
… Суровою зимой я более доволен.
- А с каким чувством вы ждёте весну?
- Какое настроение, состояние души вызывают у вас эти строки?

2. Самоконструкция и социоконструкция.
- Закройте глаза, представьте себе весну. С каким цветом она у вас ассоциируется? Почему?
- Выберите из своей «весенней копилки» слова и выражения, которые кажутся вам наиболее яркими, выражают ваше отношение к этому времени года.
- Поделитесь ими в парах, группах.

Отбор языкового материала (работа в группах: дети получают отрывки стихотворений, читают их, сначала индивидуально, затем в группе, выбирают и выписывают наиболее яркие строки, слова, выражения).

- Выберите и зачитайте вслух только те отрывки, которые вас взволновали, понравились вам.

Работа с репродукциями картин.
Весна была любимой порой не только поэтов. Художники посвящали ей свои картины, композиторы - музыку.

Работа в группах.
- Рассмотрите репродукции.
- Узнали ли вы эти картины?
- Каким периодам весны они посвящены?
- Как передают свои чувства, своё видение весны художники? (с помощью цвета, формы предметов, композицией)
- Выберите понравившуюся вам картину в группе и подготовьте по этим вопросам сообщение о ней.

Прослушивание музыкального фрагмента.
Из всех времён года весна – самая музыкальная пора.
- Послушайте фрагмент из пьесы Чайковского.
- Какие картины у вас возникли, когда вы слушали этот отрывок?
- Определите чувства, которые испытывает автор, выразите свои чувства от музыки.

Работа над словом.

А. Фет так представлял себе весну:
Я ждал. Невестою – царицей
Опять на землю ты сошла.
- А с кем или с чем вы сравнили бы весну?
- Закончите предложение:
Весна похожа на…, потому что…
Подбор эпитетов.
- Ответьте в парах письменно на листочках:
-Когда весна бывает плачущей, журчащей, звенящей, сияющей и т.д.?
-Почему весна бывает плачущей, журчащей, звенящей, сияющей и т.д.?

3. Разрыв.
- Какие «открытия» вы для себя сделали?
Обобщение учителя: Мы увидели, что каждый человек по–своему воспринимает это время года. Зависит это от настроения, от состояния природы в момент наблюдения, от времени суток и т. д.
Попробуйте составить небольшие творческие зарисовки на тему: «Всё весны дыханием согрето…»
- Подумайте, какой тип текста подходит к вашему сочинению?

2 час.
1.Самостоятельное написание сочинений под тихую музыку.
1). В течение 10 – 15 минут учащиеся на черновиках свободно пишут о том, что навеяла на них весна.
( по желанию используют помощь).
- Старайтесь писать, не останавливаясь, не исправляя написанное.
- Фиксируйте только то, что приходит в голову.

2). Правка текста.
(Можно работать в парах или в группах по желанию, или если совпадает тип текста, или они пользуются одинаковыми памятками, схемами)
Вопросы для работы в парах, группах:
- Послушайте, какое у меня начало. Как можно было написать лучше?
- Не кажется ли вам, что в моём тексте что–то непонятно?
- Связаны ли части моего текста между собой?

Самостоятельная правка текста и запись его.

3). Презентация (по желанию после озвучивания в группах) в виде «авторского стула».
- Найдите то, что вам понравилось, заинтересовало в сочинениях.
- Задайте автору интересующие вас вопросы.

Варианты помощи учащимся
1. Сочинение по картине.
- Напиши сочинение, используя памятку:
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
- Попробуйте войти в понравившуюся вам картину, представив себя маленьким человечком…
- Войди в картину и найди понравившийся тебе уголок.
- Опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь.

2. Используя опорную табличку, составь текст описания или повествования, или сказку.

Образ (Кто это? Девушка, молодая или старая женщина, юноша и т. д.)
Одежда, украшения.
На чём прилетит, приплывёт…
Характер…
Моё отношение к увиденному…

3. Составь сочинение, используя опорные слова:
Вариант 1.
РУЧЕЙ ВЕСНА ПТИЧКА и т.д.
- Расшифровывая каждую букву слова, составляется текст или стихотворение.
Например:
«Родился маленький ручеёк,
Уже прорезался у него голосок.
Чем больше вокруг воды, тем глубже его родник.
Ещё немножко
И в поток он перерос».

Весело и радостно на душе,
Если войдёшь в поле по весне.
Снег растаял.
На полях вода
А кругом такая красота!

Вариант 2.
- Попробуйте придумать признаки весны – имена существительные, чтобы они начинались или включали буквы, из которых состоит слово «весна».
Например:

Веселье
лЕс
Сияние
жизНь
рАдость

-Составьте рассказ или сказку с использованием всех слов.
- Название рассказа – исходное слово.

4. Продолжите синонимический ряд и составьте с этими словами текст.

- Расскажите о весне глаголами: таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, вздуваться, оттаивать, запестреть…

5. Включите воображение!
а) «Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят».
( И. Никитин)
б) «Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей?»
( Л. Яхонтов)
- Закройте глаза, постарайтесь увидеть, что таится за этими строками и воспроизведите письменно.

6. Сочинение. «Рассказ мартовского снега».
Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственным, величественным, искрящимся, сверкающим, порхающим… А какой он в марте? Ноздреватый, грязный, жалкий, осевший, пропитанный влагой… Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите исповедь (откровенное признание в чем-нибудь) мартовского снега.

7. Сочинение. Гимн весне.
Прочитайте миниатюру Н. Сладкова о птицах. Возможно, что она поможет вам написать хвалебное слово о весне.
Птицы – это песнь и полет!
Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства.
О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот что такое птицы.

8. Сочинение по началу. «О чем поведал весенний ручей?..»
Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.

Задание.
- А что если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.
- Введите в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев.

Источник: http://мои разработки
Категория: Начальная школа | Добавил: СОЛНЫШКО111 (2012-02-05) | Автор: Гриценко Галина Васильевна E
Просмотров: 9930 | Теги: Урок развития речи в 3 классе | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2014-11-28, 8:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1100]
Школьный психолог [381]
История [495]
Опыт [348]
Научная кафедра [194]
Воспитание души [156]
Мастер-класс [145]
Семья и школа [133]
Компьютер-бум [189]
Английский язык [532]
Великие открытия [15]
Университет здоровья [97]
Математика [800]
Химия [265]
Классному руководителю [482]
Биология [430]
Думаем, размышляем, спорим [61]
Казахский язык и литература [1153]
Краеведение [77]
Начальная школа [2953]
Беседы у самовара [12]
Мировая художественная культура [29]
Новые технологии в обучении [227]
Сельская школа [32]
Профильное обучение [48]
Демократизация и школа [19]
Физика [199]
Экология [154]
Дошколенок [767]
Особые дети [155]
Общество семи муз [41]
Школа и искусство
Уроки музыки [453]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [325]
Мой Казахстан [181]
Школьный театр [56]
Внеклассные мероприятия [888]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [45]
ИЗО и черчение [153]
Физическая культура [351]
Немецкий язык [39]
Технология [184]
Самопознание [248]
Профессиональное образование [54]
Школьная библиотека [46]
Летний лагерь [3]

Статистика


Онлайн всего: 254
Гостей: 253
Пользователей: 1
Гаухар6234

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru