Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Мастерская по развитию речи (урок рассчитан на 2 часа) Тема: Сочинение «Всё весны дыханием согрето…». Цель: подготовиться к написанию сочинения. Задачи: 1. продолжить работу по формированию связной и грамотной речи, 2. закреплять умение составлять связные тексты, 3. формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, 4. развивать образное мышление, творческое воображение через слово, музыку, живопись; 5. воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: репродукции картин, рисунки учащихся, схемы – опоры для индивидуальной и групповой работы, магнитофонная запись музыки Чайковского. Подготовительная работа: в течение двух недель учащиеся наблюдают за изменениями в весенней природе, составляют «весеннюю копилку» (дети дома ищут и выписывают на карточки красивые слова, выражения, строчки из стихотворений, затем на пятиминутках на уроках русского языка, литературы делятся ими с остальными учащимися; на отдельном уроке дети производят обмен своими находками, подсаживаются к одноклассникам, переписывают понравившиеся карточки; на уроке ИЗО дети рисуют по ассоциации портрет Весны) Ход урока. 1 час 1. Индуктор. - Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами: «Пришла, улыбнулась – Наряд белоснежный Утихли метели. Надели сады. Позванивать стал Взревев, за работу Колокольчик капели, Взялись трактора, Река пробудилась, А птицы пропели: Растаяли льды, «Вить гнёзда пора!» Итак, это …весна. (Учитель открывает доску, где размещены рисунки детей и название темы). -Прочитайте название темы про себя, шёпотом, с удовольствием, с восторгом, с нежностью. - Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны, подготовимся к написанию сочинения по теме. Выявление отношения учащихся к весенней поре. - Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему. Отрывки из стихотворений читают заранее подготовленные учащиеся. Поэт А. Блок с понятием «весна» связывал понятие «жизнь». О, весна, без конца и без краю, Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю И приветствую звоном щита! А.С. Пушкин хотя и называл весну «утром года», однако писал: Я не люблю весну. Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен. … Суровою зимой я более доволен. - А с каким чувством вы ждёте весну? - Какое настроение, состояние души вызывают у вас эти строки? 2. Самоконструкция и социоконструкция. - Закройте глаза, представьте себе весну. С каким цветом она у вас ассоциируется? Почему? - Выберите из своей «весенней копилки» слова и выражения, которые кажутся вам наиболее яркими, выражают ваше отношение к этому времени года. - Поделитесь ими в парах, группах. Отбор языкового материала (работа в группах: дети получают отрывки стихотворений, читают их, сначала индивидуально, затем в группе, выбирают и выписывают наиболее яркие строки, слова, выражения). - Выберите и зачитайте вслух только те отрывки, которые вас взволновали, понравились вам. Работа с репродукциями картин. Весна была любимой порой не только поэтов. Художники посвящали ей свои картины, композиторы - музыку. Работа в группах. - Рассмотрите репродукции. - Узнали ли вы эти картины? - Каким периодам весны они посвящены? - Как передают свои чувства, своё видение весны художники? (с помощью цвета, формы предметов, композицией) - Выберите понравившуюся вам картину в группе и подготовьте по этим вопросам сообщение о ней. Прослушивание музыкального фрагмента. Из всех времён года весна – самая музыкальная пора. - Послушайте фрагмент из пьесы Чайковского. - Какие картины у вас возникли, когда вы слушали этот отрывок? - Определите чувства, которые испытывает автор, выразите свои чувства от музыки. Работа над словом. А. Фет так представлял себе весну: Я ждал. Невестою – царицей Опять на землю ты сошла. - А с кем или с чем вы сравнили бы весну? - Закончите предложение: Весна похожа на…, потому что… Подбор эпитетов. - Ответьте в парах письменно на листочках: -Когда весна бывает плачущей, журчащей, звенящей, сияющей и т.д.? -Почему весна бывает плачущей, журчащей, звенящей, сияющей и т.д.? 3. Разрыв. - Какие «открытия» вы для себя сделали? Обобщение учителя: Мы увидели, что каждый человек по–своему воспринимает это время года. Зависит это от настроения, от состояния природы в момент наблюдения, от времени суток и т. д. Попробуйте составить небольшие творческие зарисовки на тему: «Всё весны дыханием согрето…» - Подумайте, какой тип текста подходит к вашему сочинению? 2 час. 1.Самостоятельное написание сочинений под тихую музыку. 1). В течение 10 – 15 минут учащиеся на черновиках свободно пишут о том, что навеяла на них весна. ( по желанию используют помощь). - Старайтесь писать, не останавливаясь, не исправляя написанное. - Фиксируйте только то, что приходит в голову. 2). Правка текста. (Можно работать в парах или в группах по желанию, или если совпадает тип текста, или они пользуются одинаковыми памятками, схемами) Вопросы для работы в парах, группах: - Послушайте, какое у меня начало. Как можно было написать лучше? - Не кажется ли вам, что в моём тексте что–то непонятно? - Связаны ли части моего текста между собой? Самостоятельная правка текста и запись его. 3). Презентация (по желанию после озвучивания в группах) в виде «авторского стула». - Найдите то, что вам понравилось, заинтересовало в сочинениях. - Задайте автору интересующие вас вопросы. Варианты помощи учащимся 1. Сочинение по картине. - Напиши сочинение, используя памятку: Я вижу… Я слышу… Я чувствую… - Попробуйте войти в понравившуюся вам картину, представив себя маленьким человечком… - Войди в картину и найди понравившийся тебе уголок. - Опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь. 2. Используя опорную табличку, составь текст описания или повествования, или сказку. Образ (Кто это? Девушка, молодая или старая женщина, юноша и т. д.) Одежда, украшения. На чём прилетит, приплывёт… Характер… Моё отношение к увиденному… 3. Составь сочинение, используя опорные слова: Вариант 1. РУЧЕЙ ВЕСНА ПТИЧКА и т.д. - Расшифровывая каждую букву слова, составляется текст или стихотворение. Например: «Родился маленький ручеёк, Уже прорезался у него голосок. Чем больше вокруг воды, тем глубже его родник. Ещё немножко И в поток он перерос». Весело и радостно на душе, Если войдёшь в поле по весне. Снег растаял. На полях вода А кругом такая красота! Вариант 2. - Попробуйте придумать признаки весны – имена существительные, чтобы они начинались или включали буквы, из которых состоит слово «весна». Например: Веселье лЕс Сияние жизНь рАдость -Составьте рассказ или сказку с использованием всех слов. - Название рассказа – исходное слово. 4. Продолжите синонимический ряд и составьте с этими словами текст. - Расскажите о весне глаголами: таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, вздуваться, оттаивать, запестреть… 5. Включите воображение! а) «Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят». ( И. Никитин) б) «Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей?» ( Л. Яхонтов) - Закройте глаза, постарайтесь увидеть, что таится за этими строками и воспроизведите письменно. 6. Сочинение. «Рассказ мартовского снега». Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственным, величественным, искрящимся, сверкающим, порхающим… А какой он в марте? Ноздреватый, грязный, жалкий, осевший, пропитанный влагой… Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите исповедь (откровенное признание в чем-нибудь) мартовского снега. 7. Сочинение. Гимн весне. Прочитайте миниатюру Н. Сладкова о птицах. Возможно, что она поможет вам написать хвалебное слово о весне. Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов! Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц! Вот что такое птицы. 8. Сочинение по началу. «О чем поведал весенний ручей?..» Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей. Задание. - А что если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса. - Введите в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев. Источник: http://мои разработки | |
Просмотров: 12368 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|