Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема урока: Русская народная сказка «Сивка – бурка» Цель урока: Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путём правильно организованного анализа текста. Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение анализировать художественное произведение: определять тему и идею. 2. Развивать в детях оценочные суждения о характере героев, об их поступках. 3. Воспитывать у учащихся такие качества, как честность, доброту, отзывчивость, сопериживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту. I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. - Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлых уроках? (Со сказкой). - А что же такое сказка? - Какие виды сказок вы знаете? - Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры. - Какие сказки относятся к сказкам о животных? - Какие сказки относятся к «волшебным»? - Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Сказка «Сивка – бурка») - К какому виду сказок её можно отнести? Почему? III. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, скажите какова тема нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?». Вступительное слово учителя. Сказка «Сивка – бурка» - одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка. IV. Анализ сказки. 1. Присказка. Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок». «…Зачинается рассказ Прямо к солнцу поднимался От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой, И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой; И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает, Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. Горы лесом поросли; Это присказка: пожди, Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.» - Что такое присказка? - Для чего она употребляется? - Что идёт в сказке далее? 2. Зачин. - Найдите, пожалуйста, зачин в сказке «Сивка – бурка» - Что такое зачин? (Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки). Чтение «зачина» из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок». (Ученик читает отрывок наизусть). - Сравните содержание этих двух «зачинов». Что вы заметили? 3. Основная часть. Определение главных черт характера героев. И вот в трудной работе – «поймать злого вора» - раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев. - Как поступили старшие братья? - Что можно сказать об их характере? ( лживые, трусливые, хитрые) - Как поступил Иванушка? - Какой он? (смелый, честный) - Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте. Выборочное чтение. (Чтение отрывка из сказки.) Отношение братьев и их жен к Иванушке. - Кого поймал Иванушка? - Найдите описание Сивки – бурки в тексте. - Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня? - Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте. - («посмеялись вволю», «…Куда тебе, дурню? Людей смешить?») Отношение к Иванушке Елены Прекрасной. - Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она? (добрая, внимательная, отзывчивая) Найдите подтверждение в тексте. - Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине? - Что смогла разглядеть Елена в Иванушке? (За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.) - Чем заканчивается сказка? 4. Концовка. - Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»? (Добро торжествует над злом, правда над ложью.) - Назовите черты характеров присущие положительным героям? - Какими качествами обладают отрицательные герои? - Кто из героев сказки вам понравился больше? Обращение к выставке рисунков. - Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются? (присказка, зачин, повторы, концовка) - Можно ли считать эту сказку народной? Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «...сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!» - Чему научила вас эта сказка? - Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми? Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными. V. Итог урока. VI. Домашнее задание. 1. Придумайте свою сказку со счастливым концом. 2. Перечитайте сказку П. Ершова «Конёк – горбунок». VII. Обзор книжной выставки. | |
Просмотров: 30675 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|