Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
2 класс. Тема: Деление слов на слоги. Цель: Закрепить умение делить слова на слоги с опорой на гласные звуки. Образовательные задачи: - Обобщить представления о слоге, как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. - Роль гласных в слогообразовании. Коррекционные задачи: - Акустико-артикуляционная характеристика гласных, согласных. - Развитие слогового анализа и синтеза. - Развитие слухового восприятия. Воспитательные задачи: - Развитие связной речи по теме: «Осень». - Заучивание наизусть стихов об осени. Оборудование: зеркала, слоговые схемы слов, таблица гласных, красные и синие кружки, картины об осени, разрезанные слова на слоги, предметные картинки, осенние листья с заданиями. Ход занятия: 1. Оргмомент: 1 ученик читает наизусть: Туча небо кроет, солнце не блестит. Ветер в поле воет, дождик моросит. -О каком времени года говорится? (Осень) 2 ученик: Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. - Почему кусты голые? Осень в гости к нам пришла И с собою принесла... Что? Скажите наугад! Ну, конечно ... (Листопад) - Вот и к нам залетели несколько осенних листочков, да не простые, а с заданиями. Если справимся со всеми заданиями, то тогда узнаем, какой сюрприз скрывается за этими листьями. Психологический настрой: Руки - на месте. Ноги - вместе. Локти - у края. Спина - прямая. 2. Введение в тему: - Представьте, что мы в осеннем лесу. Ребята разбежались, кто куда, их нужно позвать: Ве – ра, Ни – на, А – за – мат, Се – рё – жа… - Мы делили слова на части. Часть слова называется - СЛОГ. 3 ученик наизусть: Всему название дано и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно а безымянных нету. Деление слов на части (отхлопывание, либо движение нижней челюсти на каждый слог). Анализ слов со стечением согласных, либо с Й. ( Ильяс, ложка, майка, коньки, тетрадь и т.д.) Вывод: Слог – это часть слова, произнесённая одним выдыхательным толчком воздуха. - Чтобы не гадать, а точно знать количество слогов нам помогут…. - Кто наши помощники? (ГЛАСНЫЕ) - В каждом слоге обязательно есть гласный. - Давайте вспомним, что мы знаем о гласных звуках. Гласные и Согласные: - Вспомните гласные, назовите их. Таблица гласных: А О У Э Ы Я Ё Ю Е И - Работа с зеркалами: - зрительное восприятие движений губ - узнавание по беззвучной артикуляции - звучание голоса, дрожание горла - пропевание гласных, длительность - отсутствие преграды для воздушной струи - обозначение красным цветом Акустико-артикуляционная характеристика согласных: -не поются и не тянутся - произносятся с шумом, либо с голосом и шумом - наличие преграды для воздушной струи - обозначение синим цветом Дифференциация: гласный – согласный. У учащихся синие и красные фишки. Поднять соответствующую фишку на звуки: гласный – красная, согласный – синяя. (таблицу гласных – убрать, опора только на слух и тактильность ) 3. Без гласных – слово не звучит! Проверим: М_Ш_Н_ , К_Р_Ц_ , Д _М , К_П_СТ_ , ГР_Ш_ , Ш_Р. ПРАВИЛО: Сколько в слове гласных столько и слогов. Это знает каждый из учеников! 4. На доске : МИН КА РАЗ Дети складывают слово из слогов: РАЗМИНКА. Физпауза: Утром мы во двор идём. Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят, И летят, летят, летят… Руки подняли и покачали это деревья в лесу. Спинки согнули, кисти встряхнули ветер сбивает росу. В стороны руки – плавно помашем это так птицы летят. Как они сядут, тоже покажем крылья сложили назад. 5. Слоговой анализ-синтез: Слоговые схемы слов у каждого уч-ся и на доске: 1 - 2 – 3 – сложные слова. 1) - Ребята, я назову слово, а вы поднимите соответствующую схему. Слова: бумага, каша, дорога, щука, суп, книга, Ира. 2) Уч-ся берут свои предметные картинки и подставляют их к нужной схеме на доске. Картинки: петух, карандаш, птица, жук и др. 3) Придумать самостоятельно свои слова к слоговым схемам. 4) Найдите ошибку: О – СЕ – НЬ или О – СЕНЬ ПАР – К , ПА – РК , ПАРК. Вывод: Слог обязательно должен быть с гласной. 6. Связная речь: На доске две картинки об осени. 1) Обзор картин. 2) Составление предложений по опорным словам: Небо. Дождь. Ветер. Дни. Птицы. Листья. Люди. 3) Чтение текста логопедом. 4)Чтение текста детьми. 5)Самостоятельная работа: 1 ученик – выписывает 1-сложные слова. 2 ученик – выписывает 2-сложные слова 3 ученик – выписывает 3-сложные слова 6)Выделить гласные красным карандашом. Осень. Небо затянуто тучами. Часто идёт дождь. Дует холодный ветер. Дни стали короче, а ночи длиннее. Грачи собираются в стаи. Они улетают на юг. Парк опустел. Листья опадают. Похолодало. Люди одеваются теплее. 7. ИТОГ: Вспомнить, что мы узнали о слогах. Подведение итогов. Собрать слово из слогов на осенних листьях: МО ЛОД ЦЫ | |
Просмотров: 6645 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|